(Действующий) Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительского сбора...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Согласно части 7 статьи 33 Закона, если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту нахождения отсутствует, судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона, либо составляет акт, оканчивает исполнительное производство и не позднее следующего дня после дня составления акта направляет исполнительный документ и постановление о взыскании исполнительского сбора вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новому месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника.
В данном случае для учета взысканных сумм при взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем по новому месту совершения исполнительных действий исполнительский сбор перечисляется на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России, которым производилось взыскание. Сумма взысканного исполнительского сбора учитывается в отчетности структурного подразделения территориального органа ФССП России, которым производилось взыскание.

5.9. Порядок взыскания исполнительского сбора с казенных, государственных и муниципальных учреждений

5.9.1. Взыскание исполнительского сбора с казенного учреждения
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
Согласно пункту 13 статьи 242.3, пунктам 12 статей 242.4 и 242.5 БК РФ в случае, если счета казенному учреждению - должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом. В данном случае на должника распространяются правила о взыскании исполнительского сбора, установленные Законом.
Законом установлен внесудебный порядок взыскания и исполнения требования о взыскании с должника исполнительского сбора, судебный порядок привлечения должников к указанному виду ответственности действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, при неисполнении казенным учреждением - должником требований исполнительного документа, на основании которого судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель взыскивает исполнительский сбор за счет наличных денежных средств, денежных средств должника, находящихся на открытых ему счетах в учреждении Банка России, иных кредитных организациях, имущества.
5.9.2. Взыскание исполнительского сбора с бюджетного учреждения - должника
Согласно пунктам 11 и 12 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон) предусмотрены два случая обращения взыскания на денежные средства бюджетного учреждения - должника судебным приставом-исполнителем:
в случае если счета бюджетному учреждению - должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации;
в случае невозможности взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев.
С учетом этого при взыскании исполнительского сбора с бюджетного учреждения - должника судебный пристав-исполнитель взыскивает его за счет наличных денежных средств, денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. При этом остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Таким образом, при отсутствии или недостаточности у бюджетного учреждения - должника указанных денежных средств судебный пристав-исполнитель, руководствуясь статьей 69 Закона, взыскивает исполнительский сбор за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
5.9.3. Взыскание исполнительского сбора с автономного учреждения - должника
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции Федерального закона) автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно.
Таким образом, исполнительский сбор с указанных должников взыскивается за счет наличных денежных средств, денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, за исключением денежных средств, находящихся на лицевых счетах в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно.
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при отсутствии или недостаточности у автономного учреждения - должника денежных средств аналогичен порядку обращения взыскания на имущество бюджетных учреждений-должников.
Управление организации исполнительного производства
И. о. директора Федеральной
службы судебных приставов -
главного судебного пристава
Российской Федерации
С.В. Сазанов
___________________
*(1) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский".
*(2) Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 г. N 2021/10, принятое по результатам рассмотрения заявления о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора недействительным.
*(3) Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 2009 г. по заявлению ОАО "Камский прессово-рамный завод" о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства на основании постановления о взыскании исполнительского сбора.
*(4) В данном случае ФССП России выступает главным администратором доходов федерального бюджета по взысканию исполнительского сбора.
*(5) Постановление ФАС Московского округа от 26 ноября 2009 г. N KA-A40/8196-09 по делу по заявлению ООО "Компания МИР" о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, а также аналогичные судебные постановления в иных федеральных округах Российской Федерации.
*(6) Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2010 г. N 2375/10 по делу N А40-59549/08-145-546 о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительских сборов при взыскании долга в иностранной валюте.
*(7) Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. N 2914/09 по делу N А60-11109/2008-С5 о признании недействительным постановления, судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
*(8) Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2009 г. по делу N А28-13763/2008.
*(9) Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2010 г. N 17АП-6483/2010-АК по делу N А71-5931/2010 и др.
*(10) Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве".