(Действующий) Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 января 2009...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В обоснование заявления указала, что Инструкция принята Министерством финансов Российской Федерации с нарушением предоставленных ему полномочий. Установленное пунктом 10 Инструкции требование учитывать имущество казны муниципального образования на балансе органов, осуществляющих управление муниципальным имуществом, противоречит положениям статей 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает права муниципального образования, возлагая на исполнительный орган местного самоуправления обязанность по бюджетному учету имущества казны муниципального образования на балансе такого органа, что приводит к образованию объекта налогообложения по налогу на имущество организаций.
В дополнительном заявлении в Верховный Суд Российской Федерации (листы дела 122-130) Администрация муниципального образования Ленинский район просила суд признать недействующим пункт 1 Инструкции, указав, что содержащееся в нем понятие "бухгалтерский учет" отождествляется с понятием "бюджетный учет", что противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, расширяет определение бюджетного учета данное в этом кодексе. Объектом бюджетного учета в соответствии с Бюджетным кодексом является имущество публичных образований, в то время как, согласно Инструкции бюджетному учету подлежат финансовые и нефинансовые активы, а также обязательства публичных образований. В судебном заседании Администрация муниципального образования Ленинский район уточнила заявленные требования и просила суд признать недействующими абзацы первый и третий пункта 1 и пункт 10 Инструкции.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение, просит в кассационной жалобе Администрация муниципального образования Ленинский район. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, пришел к ошибочному выводу о наличии у Министерства финансов Российской Федерации права на принятие Инструкции.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что Инструкция принята Министерством финансов Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые положения Инструкции не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности.
Инструкция по бюджетному учету была разработана и утверждена Министерством финансов Российской Федерации в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета активов, и обязательств в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также формирования ими бюджетной отчетности.
На основании приведенных выше норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что Инструкция принята уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере - Министерством финансов Российской Федерации.
Абзац первый пункта 1 Инструкции предусматривает, что Инструкция по бюджетному учету устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Инструкции бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Верховный Суд Российской Федерации, проанализировав положения абзацев первого и третьего пункта 1 Инструкции, сделал обоснованный вывод о том, что они носят декларативный характер, не устанавливают прав и обязанностей и, следовательно, не нарушают прав заявителей.
Довод заявителя о том, что в пункте 1 Инструкции в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации незаконно отождествлены понятия бухгалтерский учет и бюджетный учет, суд правильно признал несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет как система сбора, регистрации и обобщения информации, является частью бухгалтерского учета, который в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплена обязанность публично-правовых образований обеспечить ведение бюджетного учета всех принадлежащих им нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств.
Одним из основных источников правового регулирования бюджетного учета является Федеральный закон "О бухгалтерском учете", поэтому суд обоснованно признал законной ссылку на этот федеральный закон в абзацах первом и третьем пункта 1 Инструкции.
Не было у суда оснований для признания недействующим пункта 10 Инструкции, предусматривающего, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Обязанность отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципальных образований, а также операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, предусмотрена статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Баланс исполнения бюджета должен содержать данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета (пункт 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ).
На основании вышеприведенных законоположений, суд сделал правильный вывод о том, что бюджетному учету подлежат все финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие публично-правовому образованию, независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот, как находящиеся в оперативном управлении, так и учитываемые в казне. Отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ, и приводило бы к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также исключало бы возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в том числе, при передаче в аренду, в доверительное управление).
Обоснован и вывод суда о том, что пункт 10 Инструкции не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, так как не регулирует гражданско-правовые отношения. Отражение или применение на балансе объектов имущества казны не ведет к изменению их правового режима и не ограничивает право собственности муниципальных образований.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемые положения Инструкции противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" несостоятелен, поскольку названным законом не регулируются вопросы бюджетного учета.
Оспариваемые заявителем положения Инструкции не регулируют вопросы налогообложения, поэтому несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что эти положения возлагают на орган местного самоуправления обязанность по уплате налога на имущество.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил нормы материального права ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Верховный Суд правильно истолковал и применил нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения.
Учитывая, что абзацы первый и третий пункта 1, пункт 10 Инструкции не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ правильно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ленинский район - без удовлетворения.