(Действующий) Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Отцепка на станциях отдельных вагонов с ВМ по техническим и коммерческим неисправностям от групп вагонов, охраняемых военизированной охраной МПС России, допускается только в случаях, если обеспечивается охрана отцепляемых вагонов. В противном случае отцепляется вся охраняемая нарядом военизированной охраны группа вагонов. Начальник станции обязан вызвать дополнительный наряд военизированной охраны и после его прибытия отправить исправные вагоны отцепленной группы по назначению.
Отцепка вагонов от воинских транспортов, а также от групп вагонов, следующих в сопровождения воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя), запрещается. Для устранения неисправностей или перегрузки грузов в исправные вагоны задерживается весь транспорт (группа вагонов), о чем дежурный по станции (начальник станции) должен сообщить дежурному по отделению или старшему дорожному диспетчеру службы перевозок управления железной дороги, а последние обязаны также поставить в известность о задержке транспорта в установленном порядке военного коменданта железнодорожного участка и станции и отдел специальных перевозок МВД России. По окончании ремонта или перегрузки груза вагоны должны быть включены в состав задержанного транспорта (группы вагонов) и отправлены по назначению.
При необходимости отцепочного ремонта вагонов, входящих в состав секции специального подвижного состава для перевозки ВМ, а также специально сформированных схем, такие вагоны могут быть отцеплены от секции (схемы) и поданы на ремонтные пути только с согласия и под наблюдением сопровождающего груз специалиста, начальника караула. В этом случае весь состав секции (схемы), в которой обнаружен вагон, требующий отцепочного ремонта, задерживается. Отремонтированные вагоны должны быть включены в соответствующее место секции (схемы). Если порожний вагон секции (схемы) из-за технической неисправности не может следовать до станции назначения, по заявке сопровождающих груз специалистов или начальника караула он может быть отцеплен от секции (схемы) и отправлен по новому назначению с соответствующим оформлением перевозочных документов.
Во всех указанных случаях задержанные вагоны воинского транспорта, секции специального подвижного состава (схемы), а также группы вагонов с ВМ в сопровождении военизированной охраны МПС России, воинского караула или специалистов грузоотправителя (грузополучателя) устанавливаются на пути, предусмотренные в техническо-распорядительном акте станции для стоянки вагонов с ВМ в соответствии с требованиями пункта 16.19 настоящей Инструкции.
Порядок технического обслуживания и коммерческого осмотра поездов и вагонов с ВМ устанавливается железной дорогой.

Действия в аварийных ситуациях

16.17. Работники, связанные с движением поездов, должны знать и четко выполнять правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
В случае опасности, угрожающей поезду с ВМ (горение букс, излом оси, сход подвижного состава, возгорание вагона или груза и др.), локомотивные и кондукторские бригады, лица, осуществляющие охрану и сопровождение грузов, дежурные по станциям, а также другие работники, связанные с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов, обязаны принять все зависящие от них меры к его остановке и ликвидации опасности.
Следование поезда с вагонами, имеющими неисправности, выявленные средствами автоматического контроля технического состояния подвижного состава и его ходовых частей, запрещается.
16.18. В указанных в пункте 16.17 настоящей Инструкции случаях, происшедших на перегоне, машинист локомотива или главный кондуктор, если он сопровождает поезд, обязаны немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для принятия мер. При этом, в случае аварии (сходе подвижного состава и т. п.), пожара - сообщить об их обстоятельствах, наличии и расположении в составе поезда вагонов с ВМ и другими опасными грузами, передать номера аварийных карточек (указанных на оборотной стороне дорожной ведомости) или содержание аварийных карточек (в случае, когда они приложены к перевозочным документам). На электрифицированных участках поездной диспетчер, получив это сообщение, при необходимости должен дать указание энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети. Машинист локомотива или главный кондуктор обязаны исходя из создавшейся обстановки осуществлять возможные меры по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий, руководствуясь командами поездного диспетчера, требованиями должностной инструкции, аварийных карточек, указаниями специалистов, сопровождаюпщх ВМ и другие опасные грузы.
Дежурный по станции, получив сообщение машиниста поезда об аварии, должен полностью передать его содержание поездному диспетчеру и действовать в соответствии с его указаниями.
16.19. При обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза или подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов, находящегося на путях подвижного состава.
После остановки поезда локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими или охраняющими ВМ, обязаны немедленно произвести отцепку горящих вагонов и отвод их от другого подвижного состава, предварительно закрепив в установленном порядке оставшуюся часть состава и, с учетом особенностей данного груза до прибытия пожарной помощи принять возможные меры к ликвидации пожара в соответствии с требованиями, предусмотренными инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
16.20. При возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах станции дежурный по станции обязан сообщить о случившемся поездному диспетчеру и начальнику станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, производства маневровой работы и при необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.
В случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в рядом расположенном здании, сооружении, обустройстве вагоны с ВМ должны быть удалены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.
16.21. Обо всех происшествиях с такими поездами и вагонами поездной диспетчер обязан сообщить дежурному по отделению или старшему дорожному диспетчеру и совместно с ними незамедлительно принять меры к быстрейшей ликвидации последствий аварийных ситуаций.
Дежурный по отделению обязан сообщить о случившемся начальнику отделения железной дороги и старшему дорожному диспетчеру.
Старший дорожный диспетчер обязан сообщить о случившемся заместителю начальника железной дороги.
16.22. Другие действия по осуществлению мер безопасности и ликвидации последствий аварийных ситуаций с ВМ должны проводиться исходя из создавшейся обстановки согласно правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Первый
заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.В. Целько
______________________________
*(1) Признана не нуждающейся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 21.11.2000 N 10014-ЮД).
*(2) Признаны не нуждающимися в государственной регистрации (письмо Минюста России от 18.08.2000 N 7043-ЮД).
*(3) Признана не нуждающейся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 22.06.2000 N 4881-ЭР).
*(4) Признаны не нуждающимися в государственной регистрации (письмо Минюста России от 06.04.95 N 07-01-218-95).
Приложение 1
к Инструкции по движению поездов и маневровой
работе на железных дорогах Российской Федерации

Перечень
разрешений для отправления поездов со станций при разных средствах сигнализации и связи при движении поездов

Условия, при которых отправляются поезда
Что служит машинисту разрешением на занятие перегона
Основание для открытия выходного сигнала или выдачи разрешения на занятие перегона
А. Автоматическая блокировка - однопутный участок
Отправление поездов с путей, имеющих индивидуальные выходные светофорыРазрешающее показание выходного светофораСвободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов), согласие поездного диспетчера (при неисправности поездной диспетчерской связи - согласие дежурного по соседней станции).
Отправление поездов по групповым светофорам, оборудованным маршрутными указателями пути отправленияРазрешающее показание выходного светофора и цифра номера пути отправления (зеленого цвета) на маршрутном указателеТо же
Отправление поездов по групповым светофорам без маршрутных указателей при наличии на пути отправления повторителей разрешающего показания группового светофораЗеленый огонь на повторительном светофоре (загорается одновременно с появлением разрешающего показания на групповом светофоре)То же
Отправление поездов по групповым светофорам в случаях неисправности маршрутных указателей пути отправления или по групповым светофорам без маршрутных указателей в случаях неисправности повторителей групповых светофоровПереданный по радиосвязи приказ дежурного по станции об отправлении поезда с соответствующего пути или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II (то и другое могут быть переданы машинисту только при разрешающем показании на групповом светофоре)Свободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов), согласие поездного диспетчера (при неисправности поездной диспетчерской связи - согласие дежурного по соседней станции)
Отправление поезда с пути, не имеющего выходного светофора, или при неисправности выходного светофораПереданный по радиосвязи приказ дежурного по станции об отправлении поезда с соответствующего пути или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IСвободность одного или более блок-участков, регистрируемый приказ поездного диспетчера об отправлении поезда со станции при запрещающем показании выходного светофора и о свободности перегона от встречных поездов, переключение автоблокировки на соответствующее направление, изъятие из аппарата управления ключа-жезла перегона
Отправление поезда, голова которого перекрывает выходной светофор и его невозможно открыть на разрешающее показаниеПереданный по радиосвязи приказ дежурного по станции об отправлении поезда с соответствующего пути или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта I, разрешающее показание на обратной светофорной головке (при ее наличии и видимости машинисту).То же
Отправление поезда по открытому выходному светофору, когда машинисту не видно его показанияПриказ дежурного по станции, переданный машинисту по радиосвязи, или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IIСвободность одного или более блок-участков, (по показаниям контрольных приборов), согласие поездного диспетчера (при неисправности поездной диспетчерской связи - согласие дежурного по соседней станции)
Отправление поезда с подталкивающим локомотивом, следующим по всему перегонуРазрешающее показание выходного светофораТо же
Отправление поезда с подталкивающим локомотивом на часть перегона с возвращением обратноРазрешающее показание выходного светофора. На право следования в обратном направлении машинисту толкача выдается ключ-жезлТо же
Отправление поезда на перегон с возвращением обратноРазрешающее показание выходного светофора. На право следования в обратном направлении - ключ-жезл, который перед отправлением поезда со станции вручается руководителю работ для передачи машинисту перед возвращением поезда с перегонаСвободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов), а также разрешение поездного диспетчера на отправление поезда с возвращением обратно
При отсутствии или неисправности ключа-жезла отправлять поезда или подталкивающие локомотивы с возвращением обратно можно только после перехода на телефонные средства связи
Отправление поезда в случае неисправности автоблокировкиПутевая запискаПриказ поездного диспетчера о закрытии автоблокировки и переходе на телефонную связь и поездная телефонограмма от соседней станции с согласием на прием поезда
Б. Автоматическая блокировка - двухпутный участок (отправление поезда по правильному пути)
Отправление поезда с путей, имеющих индивидуальные выходные светофорыРазрешающее показание выходного светофораСвободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов)
Отправление поездов по групповым светофорам, оборудованным маршрутными указателями пути отправленияРазрешающее показание выходного светофора и цифра номера пути отправления (зеленого цвета) на маршрутном указателеТо же
Отправление поездов по групповым светофорам без маршрутных указателей при наличии на пути отправления повторителей разрешающего показания группового светофораЗеленый огонь на повторительном светофоре (загорается одновременно с появлением разрешающего показания на групповом светофоре)Свободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов)
Отравление поездов по групповым светофорам в случаях неисправности маршрутных указателей пути отправления или по групповым светофорам без маршрутных указателей в случаях неисправности повторителей групповых светофоровПереданный по радиосвязи приказ дежурного по станции об отправлении поезда с соответствующего пути или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II (то и другое могут быть переданы машинисту только при разрешающем показании на групповом светофоре)То же
Отправление поезда с пути, не имеющего выходного светофораПереданный по радиосвязи приказ дежурного по станции об отправлении поезда с соответствующего пути или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IТо же
Отправление поезда, голова которого перекрывает выходной светофор и его невозможно открыть на разрешающее показаниеПриказ дежурного по станции, переданный машинисту отправляющегося поезда по радиосвязи, разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта I, разрешающее показание на обратной светофорной головке (при ее наличии)То же
Отправление поезда по открытому выходному светофору, когда машинисту не видно его показанияПриказ дежурного по станции, переданный машинисту по радиосвязи или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IIТо же
Отправление поезда с подталкивающим локомотивом, следующим по всему перегонуРазрешающее показание выходного светофораТо же
Отправление поезда с подталкивающим локомотивом на часть перегона и возвращением обратноРазрешающее показание выходного светофора. На право следования в обратном направлении машинисту толкача выдается ключ-жезлТо же
Отправление поезда на перегон с возвращением обратноРазрешающее показание выходного светофора. На право следования в обратном направлении выдается ключ-жезл, который перед отправлением поезда со станции вручается руководителю работ для передачи машинисту перед возвращением поезда с перегонаСвободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов), а также разрешение поездного диспетчера на отправление поезда с возвращением обратно
При отсутствии или неисправности ключа-жезла отправлять поезда или подталкивающие локомотивы с возвращением обратно можно только после перехода на телефонные средства связи.
Отправление поезда в случае неисправности выходного светофораПереданный по радиосвязи приказ дежурного по станции об отправлении поезда с соответствующего пути или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта I или пригласительный сигнал на выходном светофореСвободность одного или более блок-участков (по показаниям контрольных приборов)
Отправление поезда в случае неисправности автоблокировкиПутевая запискаДля первого поезда - приказ поездного диспетчера о закрытии автоблокировки и переходе на телефонную связь. Для последующих поездов - поездная телефонограмма от соседней станции о прибытии (проследовании) ранее отправленного поезда
В. Полуавтоматическая блокировка - однопутный участок
Отправление поездов с путей, имеющих индивидуальные выходные светофорыРазрешающее показание выходного светофораНаличие от соседней станции блокировочного сигнала согласия или переключение блок-системы на соответствующее направление движения
Отправление задержанного или другого поезда того же направления после перекрытия (в том числе самопроизвольного) выходного светофораРазрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IТо же
На станциях, оборудованных устройствами, позволяющими повторно открывать выходной светофор, отправление поезда в том же направлении с согласия поездного диспетчера производится по вторично открытому выходному светофору.
Отправление поезда, голова которого находится за выходным светофором с разрешающим показаниемПриказ дежурного по станции, переданный машинисту по радиосвязи, или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IIНаличие от соседней станции блокировочного сигнала согласия или переключение блок-системы на соответствующее направление движения
На станциях с электрической изоляцией путей и стрелок в случаях, если выходной светофор не открывается из-за занятости изолированного участка, для открытия светофора может быть использована кнопка "Выключение контроля свободности стрелочных изолированных участков в маршрутах отправления" (на станциях, где такая кнопка имеется).
Отправление поезда, голова которого находится за выходным светофором с запрещающим показаниемПутевая запискаПриказ поездного диспетчера о закрытии блокировки и переходе на телефонную связь и поездная телефонограмма от соседней станции с согласием на прием поезда
Отправление поезда встречного направления после перекрытия выходного светофораПутевая запискаТо же
Отправление поезда по групповому светофору, оборудованному маршрутным указателем пути отправленияРазрешающее показание выходного светофора с цифрой (зеленого цвета) номера пути отправления на маршрутном указателеНаличие от соседней станции блокировочного сигнала согласия или переключение блок-системы на соответствующее направление движения
Отправление поезда по групповому светофору в случаях неисправности на групповом светофоре маршрутного указателя пути отправленияРазрешающее показание выходного светофора и приказ дежурного по станции по радиосвязи об отправлении поезда или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IIТо же
Отправление поезда при невозможности открытия выходного светофораПутевая запискаПриказ поездного диспетчера о закрытии блокировки и переходе на телефонную связь и поездная телефонограмма от соседней станции с согласием на прием поезда
Если выходной светофор при свободном перегоне не открывается из-за ложной занятости изолированного стрелочного участка, то с согласия поездного диспетчера его можно открыть после предварительного нажатия кнопки "Выключение контроля свободности стрелочных изолированных участков в маршрутах отправления" (на станциях, где такая кнопка имеется)
Отправление поезда, возвращающегося с перегона обратноКлюч-жезл при закрытом выходном светофореНаличие от соседней станции блокировочного сигнала согласия или переключение блок-системы на соответствующее направление движения, а также разрешение поездного диспетчера об отправлении поезда с возвращением обратно
Отправление поезда с подталкивающим локомотивом на часть перегона с возвращением обратноРазрешающее показание выходного светофора. На право следования в обратном направлении машинисту толкача выдается ключ-жезлНаличие от соседней станции блокировочного сигнала согласия или переключение блок-системы на соответствующее направление движения
Если ключа-жезла для поездов или подталкивающих локомотивов нет или имеющиеся неисправны, то отправление поезда или толкача на перегон с возвращением обратно производится только после перехода на телефонные средства связи.
Отправление поезда с подталкивающим локомотивом, следующим по всему перегонуРазрешающее показание выходного светофораНаличие от соседней станции блокировочного сигнала согласия или переключение блок-системы на соответствующее направление движения
Отправление поездов в случаях неисправности блокировкиПутевая запискаПриказ поездного диспетчера о закрытии блокировки и переходе на телефонную связь. Поездная телефонограмма от соседней станции с согласием на прием поезда
Г. Полуавтоматическая блокировка - двухпутный участок.
Отправление поезда с путей, имеющих индивидуальные выходные светофорыРазрешающее показание выходного светофораНаличие блокировочного сигнала прибытия ранее отправленному поезду
Отправление задержанного или другого поезда после перекрытия (в том числе самопроизвольного) выходного светофораРазрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IТо же
На станциях, оборудованных устройствами, позволяющими повторно открывать выходной светофор, отправление поезда с согласия поездного диспетчера производится по вторично открытому выходному светофору.
Отправление поезда по групповому светофору, оборудованному маршрутным указателем пути отправленияРазрешающее показание выходного светофора с цифрой (зеленого цвета) номера пути отправления на маршрутном указателеНаличие блокировочного сигнала прибытия ранее отправленному поезду
Отправление поезда по групповому светофору в случаях неисправности на групповом светофоре маршрутного указателя пути отправленияРазрешающее показание выходного светофора и разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II или приказ дежурного по станции по радиосвязи об отправлении поездаТо же
Отправление поезда, голова которого находится за выходным светофором с разрешающим показаниемПриказ дежурного по станции, Переданный машинисту по радиосвязи, или разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта IIТо же
На станциях с электрической изоляцией путей и стрелок в случаях, если выходной светофор не открывается из-за занятости изолированного участка, для открытия сигнала может быть использована кнопка "Выключение контроля свободности стрелочных изолированных участков в маршрутах отправления" (на станциях, где такая кнопка имеется).
Отправление поезда, голова которого находится за выходным светофором с запрещающим показаниемПутевая запискаПриказ поездного диспетчера о закрытии блокировки и переходе на телефонную связь
Отправление поезда при невозможности открытия выходного светофораТо жеТо же
Если выходной светофор при свободном перегоне не открывается из-за ложной занятости изолированного стрелочного участка, то с согласия поездного диспетчера его можно открыть после предварительного нажатия кнопки "Выключение контроля свободности стрелочных изолированных участков в маршрутах отправления" (на станциях, где такая кнопка имеется).
Отправление поезда, возвращающегося с перегона обратноКлюч-жезл при закрытом выходном светофореНаличие блокировочного сигнала прибытия ранее отправленному поезду, а также разрешение поездного диспетчера об отправлении поезда с возвращением обратно
Приложение 2
к Инструкции по движению поездов
и маневровой работе на железных
дорогах Российской Федерации

Нормы и основные правила
закрепления подвижного состава тормозными башмаками

1. При закреплении вагонов на станционных путях в соответствии с требованиями, изложенными в главе 11 настоящей Инструкции, необходимо руководствоваться следующими минимальными нормами:
1.1. На горизонтальных путях и путях с уклонами до 0,0005 включительно - по одному тормозному башмаку для закрепления любого количества вагонов с обеих сторон (состава, группы вагонов или одиночного вагона);
1.2. На путях с уклонами более 0,0005 нормы закрепления определяются по следующим расчетным формулам:
1.2.1. при закреплении одиночных вагонов, а также составов или групп, состоящих из однородного по весу (брутто) подвижного состава: грузовых груженых или порожних вагонов независимо от их рода, вагонов пассажирского парка, включая мотор - вагонный подвижной состав; рефрижераторных вагонов при условии, что в группе (секции) все вагоны груженые или все порожние (в том числе порожняя секция с машинным отделением); сплоток локомотивов в недействующем состоянии;
1.2.2. при закреплении смешанных (разнородных по весу) составов или групп, состоящих из груженых и порожних вагонов или груженых вагонов различного веса при условии, что тормозные башмаки укладываются под вагоны с нагрузкой на ось не менее 15 т (брутто), а при отсутствии таких вагонов - под вагоны с меньшей нагрузкой на ось, но максимальной для закрепляемой группы.
При соблюдении условий, указанных в подпунктах 1.2.1 и 1.2.2 настоящего Приложения применяется формула (1):
n
К = ─────(1,5i+1) (1)
200
где: К - необходимое количество тормозных башмаков; n - количество осей в составе (группе); i - средняя величина уклона пути или отрезка пути в тысячных; (1,5i+1) -количество тормозных башмаков на каждые 200 осей;
1.2.3. при закреплении смешанных составов или групп, состоящих из разнородных по весу вагонов, если тормозные башмаки укладываются под порожние вагоны, вагоны с нагрузкой менее 15 т на ось брутто, не являющиеся самыми тяжелыми вагонами в группе, или под вагоны с неизвестной нагрузкой на ось, применяется формула (2):
n
К = ─────(4i+1) (2)
200
где (4i +1) - количество тормозных башмаков на каждые 200 осей;
1.2.4. нормы закрепления, рассчитанные по данным формулам, указываются в техническо-распорядительном акте станции.
Необходимое количество тормозных башмаков может определяться с использованием утвержденной МПС России автоматизированной системы расчета норм закрепления.
2. При получении дробного значения количество тормозных башмаков округляется до большего целого числа.
Примеры:
а) для закрепления 80 осей смешанной группы вагонов на уклоне 0,0025 и укладывании тормозных башмаков под порожние вагоны (или вагоны с неизвестной нагрузкой на ось) требуется: