(Действующий) Приказ Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. N 131 "Об Указаниях по ведению...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. N 131 "Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"

Во исполнение Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства согласно приложению к настоящему приказу.
Указания предназначены для всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
2. С введением в действие с 1 января 1996 г. настоящих указаний не применяется на территории Российской Федерации письмо Министерства финансов СССР от 2 июля 1991 г. N 40 "О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях".
Заместитель Министра
С.Д.Шаталов
По заключению Минюста РФ от 3 января 1996 г. N 07-01-905-95 приказ Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. N 131 в государственной регистрации не нуждается
Приложение
к приказу Минфина РФ
от 22 декабря 1995 г. N 131

Указания
по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

1. Общие положения

1.1. Настоящие указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 1389-р и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем - "малые предприятия"), являющихся юридическими лицами независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
1.2. Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов бухгалтерского учета, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими указаниями.
1.3. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на его руководителя. Бухгалтерский учет на малом предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером.
На малом предприятии, не имеющем бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), соответствующим специалистом на договорных началах или работником, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя малого предприятия.
1.4. Малое предприятие самостоятельно определяет систему бухгалтерского учета, которая включает рабочий План счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета (форму счетоводства), состав и виды применяемых форм первичных учетных документов, систему документооборота и другие учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия.
1.5. Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования операций типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты, и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа (формы), дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
1.6. Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров (форм счетоводства):
единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;
журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176. При применении указанных писем необходимо учесть дополнения и изменения согласно письму Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.), либо упрощенную форму бухгалтерского учета согласно настоящим указаниям.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. Так, предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Предприятия сферы обращения могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из журнально-ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

2. Формы бухгалтерского учета для малых предприятий

2.1. Организация бухгалтерского учета

2.1.1. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, операции по покупке материалов взаимоувязывают показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счета 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.), по начислению суммы по оплате труда взаимоувязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство" и др.), и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д.
2.1.2. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более трехсот в месяц), рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий может составить рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета на основных главных счетах и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
В связи с этим малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий План счетов бухгалтерского учета:
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Вид деятельно-
Номер сти, где преиму-
Раздел Наименование счета счета щественно при-
меняется счет
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
1 2 3 4
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Основные средства и Основные средства.......... 01 Все виды
долгосрочные вложе- деятельности
ния Износ основных средств..... 02 То же