Действующий
ГОСТ 26346-84. Шинопроводы осветительные напряжением до 660 В переменного тока. Общие технические условия.
Срок действия установлен с 1 июля 1985 г. до 1 июля 1990 г.
Настоящий стандарт распространяется на осветительные шинопроводы (далее - шинопроводы), предназначенные для выполнения однофазных и трехфазных осветительных линий переменного тока напряжением до 660 В, частотой до 60 Гц в электрических сетях с глухозаземленной нейтралью на промышленных предприятиях, в общественных и административных зданиях.
Шинопроводы могут быть также применены для питания силовых электроприемников небольшой мощности.
Виды климатических исполнений по ГОСТ 15150-69 должны быть установлены в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
Стандарт не распространяется на специальные шинопроводы для работы в химических активных средах и взрывоопасных зонах.
Стандарт устанавливает требования к шинопроводам, изготовляемым для нужд народного хозяйства и экспорта.
1.1. В зависимости от характера осветительных линий, выполняемых шинопроводами, последние подразделяют на:
однофазные с нулевым защитным проводником;
трехфазные с нулевым рабочим проводником.
1.2. По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяют на:
шинопроводы со сплошным продольным пазом для выполнения ответвления в любой точке линии шинопровода;
шинопроводы с фиксированными окнами - для выполнения ответвлений в определенных местах линии шинопровода.
2. Основные параметры и размеры
2.1. В номенклатуру элементов шинопроводов в общем случае входят:
а) секции прямые - для выполнения прямолинейных, горизонтальных и вертикальных участков линий;
б) секции угловые - для выполнения поворотов на 90° в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
в) секции тройниковые - для разветвлений линии в трех направлениях в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
г) секции крестообразные - для разветвлений линии в четырех направлениях в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
д) секции вводные (коробки вводные) - для подвода питания к шинопроводам кабелями или проводами;
е) секции гибкие - для осуществления переходов с одной плоскости линии на другую и для поворота линии на угол, отличный от 90°;
ж) секции прямые прогоночные - для прямолинейных участков линий, где присоединение приемников не требуется;
з) секции переходные - для соединения шинопроводов на разные номинальные токи (п. 2.3);
и) ответвительные устройства (штепселя, коробки ответвительные) - для разъемного контактного присоединения светильников к секциям;
к) торцовые крышки (заглушки) - для защиты от прикосновения к токоведущим элементам с торца крайних секций;
л) устройства для крепления шинопроводов к элементам зданий;
м) устройства для крепления светильников к секциям или ответвительным устройствам.
Номенклатура элементов конкретных типов шинопроводов и способы соединения секций в линию должны устанавливаться в технических условиях на эти шинопроводы.
2.2. Номинальные токи вводных секций (коробок) должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.
2.3. Номинальные токи шинопроводов и ответвительных устройств должны соответствовать указанным в табл. 1.
Номинальный ток, А |
шинопровода | ответвительного устройства |
16 | 6, 10 |
25 | 6, 10, 16 |
40 | 10, 16, 20 |
63 | 10, 16, |
| 20, 25 |
Примечание. Для шинопроводов, предназначенных для эксплуатации в макроклиматических районах с тропическим климатом по ГОСТ 15150-69, допускается снижение номинального тока шинопровода по условиям нагрева проводников.
2.4. Активное и индуктивное сопротивление фазы, потеря линейного напряжения на участке шинопровода длиной 100 м должны быть указаны в эксплуатационной документации на шинопроводы конкретных типов.
2.5. Длины прямых секций (расстояния между осями их соединения) следует выбирать из следующего ряда: 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,5 и 6,0 м.
Примечание. Допускается по требованию потребителя изготовлять прямые секции других длин.
2.6. Количество ответвлений в секциях шинопроводов с фиксированными окнами должны устанавливаться в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
3. Технические требования
3.1. Шинопроводы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на шинопроводы конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
3.2. Температура нагрева токоведущих частей и элементов корпуса шинопровода номинальным током, установленным с учетом эффективного значения температуры окружающего воздуха, соответствующей климатическому исполнению по ГОСТ 15543-70, не должна превышать значений, указанных в табл. 2.
Наименование частей шинопровода | Температура нагрева |
Шины | 95°С, не более |
Разборные и неразборные контактные соединения | По ГОСТ 10434-82 |
Разъемные контактные соединения | 100°С, не более |
Жилы изолированных проводов | По стандартам или техническим условиям на провода |
Корпус | По техническим условиям на шинопроводы конкретных типов |
Примечание. Указанная температура нагрева шин предусматривает применение электрической изоляции, допустимая температура нагрева которой соответствует классу нагревостойкости А и выше по ГОСТ 8865-87; при применении изоляции, имеющей более низкую нагревостойкость, температура нагрева шин должна быть соответственно снижена.
3.3. Шинопроводы должны выдерживать однократное воздействие тока короткого замыкания, значения которого указаны в табл. 3.
В результате действия тока повышение температуры токоведущих частей должно быть не более 50°С сверх температуры, которую имели шинопроводы до момента протекания тока короткого замыкания, не должна нарушаться изоляция шин, не должны появляться внешние эффекты, опасные для обслуживающего персонала, и должны отсутствовать другие повреждения, препятствующие дальнейшей эксплуатации шинопроводов.
Номинальный ток шинопровода, А | Ток короткого замыкания, кА, не менее |
Амплитудное значение в первый полупериод | Действующее значение периодической составляющей | Время действия тока короткого замыкания, с |
16, 25, 40 | 3 | 2 | 0,05 |
63 | 5 | 3,5 | 0,1 |
Примечание. Допустимое значение тока короткого замыкания для ответвительных устройств должно устанавливаться в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.