Действующий
- повысить достоверность и сократить сроки расчетов платежей за пользование грузовыми вагонами и контейнерами "чужой" принадлежности;
- организовать полное информационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей по перевозкам грузов. Участниками программы САИПС являются все железнодорожные администрации-участники Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.
Напольное считывающее устройство (НСУ) считывает информацию с КБД и дополняет ее датой, временем считывания и своим номером. Для передачи этой информации от НСУ на сервер САИПС требуется наличие соответствующего канала связи. На сервере САИПС производится обработка информации, поступающей от НСУ, и формируется сообщение 298 о составе поезда. Сообщение 298 по сети передачи данных передается в информационно-управляющие системы.
Носители информации и средства считывания базируются на технических решениях системы "Пальма". Возможно применение других технических решений как по носителям информации, так и по средствам ее считывания. Однако они должны быть совместимы с техническими средствами системы "Пальма". Протокол обмена информацией между носителем информации и считывающей аппаратурой должен соответствовать стандарту ISO 10374 и требованиям МСЖД.
Оборудование крупнотоннажных контейнеров, грузовых и пассажирских вагонов своей принадлежности кодовыми бортовыми датчиками осуществляют железнодорожные администрации самостоятельно в согласованных объемах и в установленные сроки.
Подвижной состав с нумерацией, начинающейся с цифры "5" оборудуется КБД собственниками по согласованию с железнодорожной администрацией, к которой приписаны вагоны.
Напольные считывающие устройства (НСУ) устанавливаются железнодорожными администрациями на межгосударственных стыковых пунктах, включая и переходы в "третьи" страны в соответствии со схемой их размещения, утвержденной Советом.
Порядок и место установки НСУ на межгосударственных стыковых пунктах согласовывается смежными железнодорожными администрациями.
Первый этап (2002-2003 гг.) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации на межгосударственных стыковых пунктах за счет оборудования их НСУ, а подвижного состава и контейнеров, участвующих в международных перевозках, - средствами КБД.
В 2002 г. предусматривается создать САИПС на ограниченном полигоне в международном сообщении для отработки технологии использования данных по отдельному плану.
Второй этап (2004-2005 гг.) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации со всего подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров с последующим использованием полученной информации во всех автоматизированных системах, т.е. внедрение системы в целом.
Выполнение необходимых исследований, в том числе разработка технологии и общесистемного программного обеспечения, типовых проектных решений по монтажу и эксплуатации напольного оборудования, типовых технологий кодирования и установки бортовых датчиков осуществляется по планам НИОКР, утверждаемым Советом.
Мероприятия по оснащению НСУ, пунктов кодирования, установки КБД и эксплуатации системы финансируются железнодорожными администрациями.
Разработка и внедрение САИПС должны соответствовать действующему законодательству государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и основываться на решениях Совета, регламентирующих организацию совместного использования грузовых вагонов и контейнеров в международном сообщении.
Железнодорожные администрации государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики имеют равные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, "ноу-хау" и программное обеспечение, которые могут быть получены в ходе совместной разработки и эксплуатации САИПС.
Вопросы патентно-лицензионной деятельности и сертификации регулируются решениями Совета по железнодорожному транспорту.
Изменения и дополнения в действующие нормативные правовые документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса на международном уровне, необходимость которых вызывается внедрением САИПС, подготавливаются соответствующими рабочими группами, рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций и утверждаются Советом по железнодорожному транспорту.
Реализация организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению САИПС возлагается на железнодорожные администрации.
Разработка и корректировка проектных и технических решений по САИПС осуществляется ВНИИЖТ МПС России по согласованию с рабочей группой, созданной в соответствии с решением, принятым на двадцать девятом заседании Совета по железнодорожному транспорту.
В состав рабочей группы входят главные конструкторы по внедрению САИПС на каждой железнодорожной администрации. Главные конструкторы назначаются руководством железнодорожной администрации.
Разработанное программное обеспечение функционирования САИПС рассматривается на заседаниях Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта.
Подготовленные проектные решения рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций с последующим утверждением на заседаниях Совета по железнодорожному транспорту.
Общую координацию работ по разработке и внедрению САИПС на железнодорожных администрациях возлагается на Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту.
┌──────────────────────────────────┬───────────┬────────────────────────┐
│ Наименование мероприятий │ Срок │ Примечания │
│ │выполнения │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│1. Проведение научных│ 2002 г. │По Плану НИОКР,│
│ исследований по│ │утвержденному Советом │
│ совершенствованию организации│ │ │
│ перевозочного процесса и его│ │ │
│ информационного обеспечения в│ │ │
│ связи с внедрением САИПС │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│2. Разработка технического│ 2001 г. │ВНИИЖТ, ВНИИУП МПС│
│ задания на внедрение САИПС │ │России, железнодорожные│
│ │ │администрации │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│3. Разработка типовых проектных│ 2001 г. │ВНИИЖТ МПС России │
│ решений на установку НСУ │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│4. Разработка технорабочего│ 2001-2002 │ВНИИЖТ МПС России, ИВЦ│
│ проекта для учета, кодирования│ гг. │ЖА, железнодорожные│
│ и установки датчиков на вагоны│ │администрации │
│ и крупнотоннажные контейнеры │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│5. Разработка генеральной схемы│ 2001-2002 │ВНИИЖТ, ВНИИУП МПС│
│ на размещение НСУ │ гг. │России, железнодорожные│
│ │ │администрации │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│6. Разработка технорабочего│ 2002 г. │ВНИИЖТ, ВНИИУП МПС│
│ проекта обработки и передачи│ │России, ИВЦ ЖА,│
│ информации, получаемой от│ │железнодорожные │
│ САИПС │ │администрации │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│7. Оснащение пунктов кодирования│ По │Железнодорожные │
│ и установки бортовых датчиков │согласован-│администрации │
│ │ ному │ │
│ │ графику │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│8. Оснащение НСУ│ По │Железнодорожные │
│ межгосударственных стыковых│согласован-│администрации │
│ пунктов, включая и переходы в│ ному │ │
│ "третьи" страны │ графику │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│9. Оборудование КБД грузовых│ По │Железнодорожные │
│ вагонов и крупнотоннажных│согласован-│администрации │
│ контейнеров, используемых в│ ному │ │
│ международных перевозках │ графику │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│10. Доработка нормативной и│ 2001-2002 │ВНИИЖТ МПС России,│
│ правовой баз для внедрения и│ гг. │железнодорожные │
│ использования системы │ │администрации │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│11. Внедрение системы в объеме│ 2003 г. │Железнодорожные │
│ работ первого этапа │ │администрации │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│12. Оборудование НСУ выделенных│ 2004 г. │Железнодорожные │
│ железнодорожными │ │администрации │
│ администрациями пунктов │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│13. Оснащение датчиками всего│ 2005 г. │Железнодорожные │
│ подвижного состава и│ │администрации │
│ крупнотоннажных контейнеров │ │ │
├──────────────────────────────────┼───────────┼────────────────────────┤
│14. Внедрение системы в объеме│ 2005 г. │Железнодорожные │
│ второго этапа │ │администрации │
└──────────────────────────────────┴───────────┴────────────────────────┘
Порядок
планирования перевозок грузов железными дорогами государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики
перевозки грузов в международном железнодорожном сообщении - перевозка грузов из третьих стран в третьи страны транзитом по железным дорогам государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, перевозка грузов из/в государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики из/в третьих стран, а также перевозки грузов между станциями железных дорог государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики;
пограничная железнодорожная станция - ближайшая железнодорожная станция к государственной границе, где осуществляется перегруз (перестановка) вагонов разной железнодорожной колеи при перевозках в международном железнодорожном сообщении в третьи страны, кроме Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики;