(Действующий) Указание МПС РФ от 5 декабря 2001 г. N 249у...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Комплексная программа
внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики 2001 г.

1. Обоснование, цель разработки и внедрения системы

Рост объемов перевозок и ожидаемый дефицит подвижного состава предопределяют необходимость дальнейшего повышения эффективности управления перевозочным процессом на основе достоверной оперативной информации о дислокации и состоянии вагонов, контейнеров, локомотивов и поездном положении на железнодорожных участках и станциях.
В настоящее время получение этой информации в оперативном режиме затруднено из-за отставания передачи данных в обрабатывающие центры и недостаточной достоверности исходных данных.
Важным средством повышения уровня достоверности и оперативности информационной базы автоматизированных управляющих систем является применение системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров (САИПС). Поэтому решением двадцать седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту предусмотрено применение системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров на всей сети железных дорог государств Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики на базе технических средств "Пальма".
Комплексная программа внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров разработана во исполнение решения двадцать девятого заседания Совета на основе утвержденных Основных принципов. Программа предусматривает проведение как научных исследований по разработке технологии сбора, обработки и передачи информации в масштабе реального времени, так и совершенствование системы управления перевозочным процессом во всех подразделениях железнодорожного транспорта, а также разработку мероприятий по внедрению системы в целом.
Система САИПС должна стать основой для дальнейшего совершенствования существующих информационных технологий, обеспечивающих организацию перевозочного процесса, и в первую очередь системы слежения за дислокацией и работой подвижного состава, которая в настоящее время базируется на ручной подготовке данных в АСОУП, что не обеспечивает необходимую достоверность информации и допускает отставание фиксации происходящих процессов.
Целью создания САИПС является обеспечение достоверной информацией в реальном режиме времени всех автоматизированных систем и на этой основе создание условий для автоматизированной выработки решений по оптимизации перевозочного процесса на сети железных дорог государств Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.
Реализация программы позволит:
- улучшить использование подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров за счет снижения продолжительности межоперационных элементов и сокращения порожнего пробега;
- увеличить объем перевозок грузов наличным подвижным составом;
- сократить численность специалистов, непосредственно связанных с организацией перевозочного процесса, а также работников, занятых подготовкой и передачей информационных потоков;
- обеспечить рациональную организацию ремонтно-строительных работ по содержанию технических устройств и наращиванию пропускной и провозной способности железных дорог;
- своевременно выполнять операции по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- повысить сохранность перевозимых грузов и подвижного состава;
- иметь достоверную информацию о дислокации вагонов и крупнотоннажных контейнеров, принадлежащих различным железнодорожным администрациям;
- повысить достоверность и сократить сроки расчетов платежей за пользование грузовыми вагонами и контейнерами "чужой" принадлежности;
- организовать полное информационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей по перевозкам грузов. Участниками программы САИПС являются все железнодорожные администрации-участники Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.

2. Техническое и информационное обеспечение системы

Техническое обеспечение САИПС состоит из:
- носителей информации, устанавливаемых на подвижном составе и крупнотоннажных контейнерах (КБД);
- считывающей аппаратуры и устройств, устанавливаемых в пунктах считывания;
- серверов сбора информации с соответствующим программным обеспечением;
- линий и каналов связи;
- технически оснащенных пунктов кодирования и обслуживания носителей информации.
КБД содержит информацию о вагоне, в том числе инвентарный номер вагона.
Напольное считывающее устройство (НСУ) считывает информацию с КБД и дополняет ее датой, временем считывания и своим номером. Для передачи этой информации от НСУ на сервер САИПС требуется наличие соответствующего канала связи. На сервере САИПС производится обработка информации, поступающей от НСУ, и формируется сообщение 298 о составе поезда. Сообщение 298 по сети передачи данных передается в информационно-управляющие системы.
Носители информации и средства считывания базируются на технических решениях системы "Пальма". Возможно применение других технических решений как по носителям информации, так и по средствам ее считывания. Однако они должны быть совместимы с техническими средствами системы "Пальма". Протокол обмена информацией между носителем информации и считывающей аппаратурой должен соответствовать стандарту ISO 10374 и требованиям МСЖД.
Оборудование крупнотоннажных контейнеров, грузовых и пассажирских вагонов своей принадлежности кодовыми бортовыми датчиками осуществляют железнодорожные администрации самостоятельно в согласованных объемах и в установленные сроки.
Подвижной состав с нумерацией, начинающейся с цифры "5" оборудуется КБД собственниками по согласованию с железнодорожной администрацией, к которой приписаны вагоны.
Оснащенность вагона датчиками фиксируется в АБД ПВ, а крупнотоннажного контейнера - в АБД ПК.
Напольные считывающие устройства (НСУ) устанавливаются железнодорожными администрациями на межгосударственных стыковых пунктах, включая и переходы в "третьи" страны в соответствии со схемой их размещения, утвержденной Советом.
Оборудование НСУ других пунктов производится железнодорожной администрацией.
Порядок и место установки НСУ на межгосударственных стыковых пунктах согласовывается смежными железнодорожными администрациями.
Информация САИПС используется на линейном, государственном и межгосударственном уровнях.

3. Сроки реализации и порядок финансирования Комплексной программы

Реализация Комплексной программы намечается в период 2002-2005 гг. в два этапа.
Первый этап (2002-2003 гг.) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации на межгосударственных стыковых пунктах за счет оборудования их НСУ, а подвижного состава и контейнеров, участвующих в международных перевозках, - средствами КБД.
В 2002 г. предусматривается создать САИПС на ограниченном полигоне в международном сообщении для отработки технологии использования данных по отдельному плану.
Второй этап (2004-2005 гг.) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации со всего подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров с последующим использованием полученной информации во всех автоматизированных системах, т.е. внедрение системы в целом.
Выполнение необходимых исследований, в том числе разработка технологии и общесистемного программного обеспечения, типовых проектных решений по монтажу и эксплуатации напольного оборудования, типовых технологий кодирования и установки бортовых датчиков осуществляется по планам НИОКР, утверждаемым Советом.
Мероприятия по оснащению НСУ, пунктов кодирования, установки КБД и эксплуатации системы финансируются железнодорожными администрациями.

4. Правовое и нормативное обеспечение системы

Разработка и внедрение САИПС должны соответствовать действующему законодательству государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и основываться на решениях Совета, регламентирующих организацию совместного использования грузовых вагонов и контейнеров в международном сообщении.
Железнодорожные администрации государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики имеют равные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, "ноу-хау" и программное обеспечение, которые могут быть получены в ходе совместной разработки и эксплуатации САИПС.
Вопросы патентно-лицензионной деятельности и сертификации регулируются решениями Совета по железнодорожному транспорту.
Изменения и дополнения в действующие нормативные правовые документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса на международном уровне, необходимость которых вызывается внедрением САИПС, подготавливаются соответствующими рабочими группами, рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций и утверждаются Советом по железнодорожному транспорту.

5. Организационное обеспечение

Реализация организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению САИПС возлагается на железнодорожные администрации.
Разработка и корректировка проектных и технических решений по САИПС осуществляется ВНИИЖТ МПС России по согласованию с рабочей группой, созданной в соответствии с решением, принятым на двадцать девятом заседании Совета по железнодорожному транспорту.