Действующий
- оценка соответствия существующей нормативно-правовой базы по ценообразованию, используемой специализированными организациями, современным требованиям;
- выявление резервов снижения затрат, в том числе зависящих от использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- выявление соответствия регламента и перечня работ, учитываемого при расчете тарифов, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам содержания территорий населенных пунктов, а также договорным обязательствам;
- учет дополнительных затрат для выполнения необходимого состава работ и процедур, обеспечивающих требуемое в соответствии с действующими правилами и нормами качество обслуживания.
Экспертиза тарифов позволяет оценить возможность и целесообразность снижения себестоимости или ее отдельных элементов. Как правило, результатом экспертизы тарифов является, с одной стороны, выявление, так называемых, непроизводительных затрат, а с другой, - резервов снижения себестоимости выполнения конкретных работ и процедур.
Наиболее распространенные, встречающиеся в большинстве специализированных организаций отклонения себестоимости от рациональных затрат на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов связаны:
- с завышением количества используемой спецтехники для сбора и вывоза ТБО. Это обстоятельство обусловлено тем, что расчет потребности в мусоровозах производится в большинстве случаев на основе заниженного коэффициента их использования во времени (на многих предприятиях он составляет 0,4 - 0,5 против нормативного 0,7) и без учета коэффициента уплотнения ТБО. Определение потребного количества спецтехники существенным образом зависит от того, насколько оптимально составлены маршруты следования мусоровозов, установлены последовательность и периодичность выполнения работ по каждой технологической операции, поскольку эти обстоятельства определяют количество рейсов за смену, что, в свою очередь, является основой не только для определения потребности в спецтехнике, но и для расчета численности рабочих, расхода ГСМ, запасных частей и пр., а, следовательно, и общей суммы затрат на эксплуатацию машин;
- с использованием при расчете фонда оплаты труда нормативной численности без учета особенностей конкретного населенного пункта. Как правило, рассчитанная по нормативам (от частного к общему) численность работающих является завышенной даже по сравнению с фактической и часто превышает рациональный уровень не менее чем на 25 - 30%, а иногда и больше. В большей степени это касается численности административно-управленческого персонала, а также рабочих, занятых сбором отходов на контейнерных площадках;
- с необоснованным количеством используемых для сбора твердых бытовых отходов контейнеров. Проведенный анализ показал, что какой-либо методики для определения необходимого количества контейнеров в большинстве специализированных организаций не применяется. Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из сложившейся практики. Поэтому нередко в городах складывается ситуация, когда в одних районах имеется избыток контейнеров, при этом коэффициент их наполнения составляет не более 0,3, а в других районах, наоборот, контейнеры перегружены и мусор вываливается прямо на контейнерные площадки. Это обстоятельство не только ухудшает санитарное состояние населенных пунктов, но и оказывает влияние на величину затрат, а, следовательно, и тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО;
- с необоснованным использованием поправочных коэффициентов при расчете расхода ГСМ на 1 км пробега спецтехники. Нередко складывается ситуация, когда на предприятиях используются повышающие коэффициенты расхода ГСМ. При этом не учитывается сезонность их применения. Это приводит к завышению затрат на ГСМ, что, в свою очередь, влечет за собой необоснованное завышение тарифа на услуги специализированных организаций;
- с отсутствием в тарифе на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО затрат на оборудование контейнерных площадок, что является необходимым даже в том случае, когда тариф на эти услуги является составной частью тарифа на услуги по содержанию и ремонту жилья. Это обстоятельство приводит к тому, что контейнерные площадки не оборудуются металлическими экранами, а в некоторых городах и районах даже не бетонируются. Такая ситуация негативно влияет на санитарное состояние населенных пунктов. Кроме того, отсутствие в тарифе затрат на оборудование контейнерных площадок искажает расчеты потребности специализированных организаций в финансовом обеспечении предоставления услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО, что неизбежно отражается на качестве этих услуг.
Таким образом, для повышения качества условий проживания населения необходимо оценивать целесообразность снижения отдельных элементов затрат, а также включения в себестоимость дополнительных затрат, соблюдения определенных соотношений и пропорций в себестоимости услуг.
По результатам проведения экспертизы тарифов оценивается эффективность работ по сбору, транспортировке и утилизации отходов путем сопоставления показателей, сложившихся в организации, с показателями в аналогичных организациях и нормативами-индикаторами.
При отсутствии нормативов или их существенном несоответствии реальным местным условиям, органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией (службой заказчика, управляющей организацией) должны быть согласованы нормативы, отражающие особенности населенного пункта и технологии обращения с отходами.
Планирование себестоимости услуг осуществляется в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Госстроя России N 9 от 23.02.99 г.
Являясь основой формирования экономически обоснованного тарифа, себестоимость характеризует общую потребность предприятия в финансовых средствах для возмещения затрат на текущее функционирование.
Формирование плановой себестоимости осуществляется специализированным предприятием, которое представляет в регулирующий орган разработанный им экономически обоснованный тариф со всеми необходимыми расчетами и обоснованиями.
- учета влияния на величину удельных затрат проведения мер по экономии материалов, топлива и смазочных материалов.
При планировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов, действующих, как правило, в противоположных направлениях:
- понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению, совершенствование организации производства и управления, разделение функций подрядчика и заказчика и др.;
- повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также выполнение дополнительных работ и процедур, повышающих качество обслуживания.
Себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат организации (потребности организации в финансовых средствах для обеспечения текущего функционирования) на плановый объем реализации услуг в натуральном выражении, рассчитанный исходя из норм накопления отходов по каждой группе потребителей и их общего числа.
Планированию себестоимости должна предшествовать разработка производственной программы предприятия. Целью этой программы является обоснование прогнозируемого объема и качества услуг с учетом требований потребителей и имеющихся производственных возможностей.
Исходной базой для определения необходимого на планируемый период объема услуг, а также общей суммы затрат на их оказание служат утвержденные нормы накопления отходов у различных категорий потребителей, а также учет изменения фактических производственных показателей специализированных предприятий за предшествующий период.
Нормы накопления отходов определяют: по жилым домам - на 1 чел., по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатры и т.д.) - на 1 место, по магазинам и складам - на 1 торговой площади. Объем накопления мусора организациями и учреждениями города и его состав определяются на основании договоров. На основе расчетных годовых объемов накопления определяют мощность и производительность сооружений по обезвреживанию или переработке, а на основе среднесуточных расчетных норм - потребность в транспортных средствах и мощность оборудования по сбору и кратковременному хранению.
На объем накопления ТБО влияют такие факторы, как природно-географические условия; характер застройки; степень инженерного оборудования зданий и благоустройства территории; развитие систем водоснабжения и канализации; демографический состав населения; культура производства товаров и торговли; развитие систем общественного питания и бытовых услуг; способ сбора ТБО; время года.
Объем накапливаемого мусора различен не только по времени года, но нередко и по дням недели, однако статистические данные позволяют устанавливать среднегодовое и среднесуточное накопление ТБО, принимая определенную норму накопления на 1 человека в год или сутки.
Норматив-индикатор накопления ТБО составляет на человека в год. Ориентировочные нормы накопления ТБО для объектов общественного назначения приведены в Приложении 2.
Для расчета затрат на ТБО, необходимо общую сумму затрат разделить на общий объем накопления мусора в год.
Большинство городского населения проживает в средней зоне, в ней расположена подавляющая доля городов с населением свыше 300 - 500 тысяч жителей. Поэтому основные требования к условиям сбора и вывоза ТБО обычно определяются для средней зоны с указанием специфических требований, которые необходимо учесть при обращении с отходами в северной и южной зонах.
Важными факторами, влияющими на технологию уборки города в северных регионах, являются: продолжительные периоды преобладания низких температур, большое количество осадков в зимний период, снегопереносы, наличие вечномерзлых грунтов, что обусловливает сложность эксплуатации спецтранспорта и специального оборудования, поскольку из-за повышенной хрупкости металла и резины происходит преждевременный износ и поломка спецтехники и спецоборудования, срок службы которого резко сокращается. Низкие температуры вызывают также примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам.