Действующий
специализированных организаций, в которых договоры формируются на основе конкурсного отбора, устанавливаются в два этапа.
2.6. Экономически обоснованные тарифы на услуги
На первом этапе также как и для организаций-монополистов на основе экспертизы действующих тарифов, планирования затрат и прибыли определяется стартовая величина тарифа, которая устанавливается в качестве максимальной для участников конкурса.
На втором этапе определяется тариф, предложенный организацией-победителем конкурса. Это значение тарифа фиксируется как временное. Установленная таким образом величина тарифа подтверждается как экономически обоснованная после окончания контрольного срока работы организации при соблюдении ею всех требований договора по качеству и срокам выполнения работ (конкретная продолжительность контрольного срока оговаривается в договоре).
В соответствии с корректировкой тарифа по итогам конкурса и контроля качества выполняемых работ со стороны органа местного самоуправления, выполняющего функции заказчика, либо уполномоченной им службы проводится корректировка нормативов и показателей качества, используемых при установлении стартовой величины тарифа.
В то же время для проведения конкурса в последующие периоды уровень стартового тарифа может быть увеличен не только в зависимости от уровня инфляции, но и с учетом дополнительных требований по номенклатуре и качеству работ, выдвигаемых заказчиком.
раздел 3 настоящих Рекомендаций).
2.7. Первым крупным блоком, лежащим в основе формирования тарифов, является определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат специализированных организаций (цены производства услуги) (см.
Оценка фактических затрат является начальным этапом формирования экономически обоснованного тарифа. С использованием основных пропорций и соотношений, на основании нормативов и в результате проведения необходимых корректировок фактических затрат формируется плановая себестоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО. Затем определяется объем средств, необходимых для развития, внедрения новой техники и технологий и оценивается их доля, финансируемая за счет прибыли предприятия (средств, направляемых на капитализацию). Определяются другие платежи из прибыли: фонд социального развития, налоги, уплачиваемые из прибыли.
Рассчитанное "от частного к общему" значение планового тарифа проверяется на соответствие стандартам, скорректированным с учетом местных особенностей. Сформированный тариф представляет собой цену производства услуги - цену специализированной организации по сбору, вывозу и утилизации отходов.
По мере приближения уровня оплаты услуг населением к реальной стоимости и роста затрат на эти цели в семейном бюджете потребители будут предъявлять повышенные требования к соответствию платежей качеству обслуживания. Для снятия излишней социальной напряженности при определении величины тарифов необходимо учитывать реальный платежеспособный спрос потребителей.
Исходя из того, что при нынешнем уровне дохода доля затрат на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО в бюджете средней семьи должна составлять не более 0,3 - 0,5%, определяются тарифы на указанный вид услуг.
3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению ТБО (цены производства услуги)
Основными этапами формирования цены производства услуги - экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) является анализ и корректировка фактических затрат, формирование плановой себестоимости, ее проверка по нормативам-индикаторам и расчет прибыли.
В основе расчета экономически обоснованного тарифа лежит потребность специализированных организаций в общей сумме доходов, которая складывается из суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность и обеспечение воспроизводства основных фондов) и суммы прибыли, необходимой для обеспечения развития, создания фонда социального развития и уплаты налогов, а также объем реализации услуг населению, промышленным и прочим потребителям.
Таким образом, экономически обоснованный тариф должен обеспечить выполнение производственной программы организации, а также ее плана развития.
Рассчитанное таким образом значение ЭОТ проверяется на соответствие стандартам, скорректированным с учетом местных особенностей.
Кроме того, для специализированных организаций, получивших право на заключение договора на сбор, вывоз и утилизацию отходов в результате конкурсного отбора, рассчитанная величина ЭОТ корректируется по результатам конкурса.
Приложение 1), выявляются резервы снижения затрат.
3.2.1. На первом этапе анализируется фактическая себестоимость, отражаемая в форме калькуляции 6-с "Отчетная калькуляция себестоимости услуг по санитарной уборке городов" (см.
- оценка соответствия существующей нормативно-правовой базы по ценообразованию, используемой специализированными организациями, современным требованиям;
- выявление резервов снижения затрат, в том числе зависящих от использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- выявление соответствия регламента и перечня работ, учитываемого при расчете тарифов, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам содержания территорий населенных пунктов, а также договорным обязательствам;
- учет дополнительных затрат для выполнения необходимого состава работ и процедур, обеспечивающих требуемое в соответствии с действующими правилами и нормами качество обслуживания.
Экспертиза тарифов позволяет оценить возможность и целесообразность снижения себестоимости или ее отдельных элементов. Как правило, результатом экспертизы тарифов является, с одной стороны, выявление, так называемых, непроизводительных затрат, а с другой, - резервов снижения себестоимости выполнения конкретных работ и процедур.
Наиболее распространенные, встречающиеся в большинстве специализированных организаций отклонения себестоимости от рациональных затрат на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов связаны:
- с завышением количества используемой спецтехники для сбора и вывоза ТБО. Это обстоятельство обусловлено тем, что расчет потребности в мусоровозах производится в большинстве случаев на основе заниженного коэффициента их использования во времени (на многих предприятиях он составляет 0,4 - 0,5 против нормативного 0,7) и без учета коэффициента уплотнения ТБО. Определение потребного количества спецтехники существенным образом зависит от того, насколько оптимально составлены маршруты следования мусоровозов, установлены последовательность и периодичность выполнения работ по каждой технологической операции, поскольку эти обстоятельства определяют количество рейсов за смену, что, в свою очередь, является основой не только для определения потребности в спецтехнике, но и для расчета численности рабочих, расхода ГСМ, запасных частей и пр., а, следовательно, и общей суммы затрат на эксплуатацию машин;
- с использованием при расчете фонда оплаты труда нормативной численности без учета особенностей конкретного населенного пункта. Как правило, рассчитанная по нормативам (от частного к общему) численность работающих является завышенной даже по сравнению с фактической и часто превышает рациональный уровень не менее чем на 25 - 30%, а иногда и больше. В большей степени это касается численности административно-управленческого персонала, а также рабочих, занятых сбором отходов на контейнерных площадках;
- с необоснованным количеством используемых для сбора твердых бытовых отходов контейнеров. Проведенный анализ показал, что какой-либо методики для определения необходимого количества контейнеров в большинстве специализированных организаций не применяется. Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из сложившейся практики. Поэтому нередко в городах складывается ситуация, когда в одних районах имеется избыток контейнеров, при этом коэффициент их наполнения составляет не более 0,3, а в других районах, наоборот, контейнеры перегружены и мусор вываливается прямо на контейнерные площадки. Это обстоятельство не только ухудшает санитарное состояние населенных пунктов, но и оказывает влияние на величину затрат, а, следовательно, и тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО;
- с необоснованным использованием поправочных коэффициентов при расчете расхода ГСМ на 1 км пробега спецтехники. Нередко складывается ситуация, когда на предприятиях используются повышающие коэффициенты расхода ГСМ. При этом не учитывается сезонность их применения. Это приводит к завышению затрат на ГСМ, что, в свою очередь, влечет за собой необоснованное завышение тарифа на услуги специализированных организаций;
- с отсутствием в тарифе на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО затрат на оборудование контейнерных площадок, что является необходимым даже в том случае, когда тариф на эти услуги является составной частью тарифа на услуги по содержанию и ремонту жилья. Это обстоятельство приводит к тому, что контейнерные площадки не оборудуются металлическими экранами, а в некоторых городах и районах даже не бетонируются. Такая ситуация негативно влияет на санитарное состояние населенных пунктов. Кроме того, отсутствие в тарифе затрат на оборудование контейнерных площадок искажает расчеты потребности специализированных организаций в финансовом обеспечении предоставления услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО, что неизбежно отражается на качестве этих услуг.
Таким образом, для повышения качества условий проживания населения необходимо оценивать целесообразность снижения отдельных элементов затрат, а также включения в себестоимость дополнительных затрат, соблюдения определенных соотношений и пропорций в себестоимости услуг.
По результатам проведения экспертизы тарифов оценивается эффективность работ по сбору, транспортировке и утилизации отходов путем сопоставления показателей, сложившихся в организации, с показателями в аналогичных организациях и нормативами-индикаторами.
При отсутствии нормативов или их существенном несоответствии реальным местным условиям, органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией (службой заказчика, управляющей организацией) должны быть согласованы нормативы, отражающие особенности населенного пункта и технологии обращения с отходами.
Планирование себестоимости услуг осуществляется в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Госстроя России N 9 от 23.02.99 г.
Являясь основой формирования экономически обоснованного тарифа, себестоимость характеризует общую потребность предприятия в финансовых средствах для возмещения затрат на текущее функционирование.
Формирование плановой себестоимости осуществляется специализированным предприятием, которое представляет в регулирующий орган разработанный им экономически обоснованный тариф со всеми необходимыми расчетами и обоснованиями.
- учета влияния на величину удельных затрат проведения мер по экономии материалов, топлива и смазочных материалов.