(Действующий) Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.2. Прирост городского населения, а следовательно и объемов образования ТБО, обусловливает повышение требований к санитарному содержанию городских территорий, в частности, к своевременному сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку именно от организации этого вида деятельности ЖКХ зависит в значительной мере качество среды обитания и экологическая безопасность на территории населенного пункта
В свою очередь, обеспечение необходимых стандартов качества требует комплексного подхода к удалению бытовых отходов, в том числе к механизации всех технологических процессов, улучшению технико-экономических показателей применяемых машин и оборудования. Одной из основных целей планирования текущей деятельности и развития специализированных организаций по санитарной уборке городов является определение минимально допустимого уровня суммарного финансирования с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса машин и оборудования, ведущего к снижению качества предоставляемых услуг и экологической безопасности, а с другой, - предельных возможностей бюджета территории и доходов семей.
В этих условиях возрастает роль экономически обоснованных тарифов как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания, одним из основных видов деятельности которого является сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.
2.3. Основными целями введения экономически обоснованных тарифов и повышения объективности их формирования являются:
- защита интересов потребителей, в том числе населения, при переходе специализированных организаций в режим безубыточного функционирования, предотвращение необоснованного завышения уровня платежей;
- учет платежеспособного спроса потребителей услуг, их готовности и возможности оплачивать услуги соответствующего качества по установленной стоимости для предотвращения роста дебиторской задолженности (увеличения неплатежей), роста социальной напряженности в результате увеличения числа семей, нуждающихся в субсидиях, и объема бюджетных средств, необходимых для их предоставления;
- определение потребности в финансовых средствах, обеспечение рационального планирования бюджета муниципальных образований;
- создание механизма регулирования цен на услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов, в том числе путем проведения конкурсов на право заключения договора на этот вид деятельности;
- создание ценового регулятора, то есть условий, при которых повышение тарифов до величины реальных затрат будет соответствовать повышению качества предоставляемых услуг и выполняемых работ до нормативных требований.
2.4. Анализ сложившейся системы формирования тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО показал, что она существует практически в отрыве от реальных условий финансирования спецорганизаций, качества услуг и потребительских предпочтений. В этой ситуации зачастую происходит несоответствие оказываемого объема и качества услуг условиям договора на их предоставление. Существующая практика формирования тарифов на базе фактических затрат за предшествующий период и использование устаревших, не отвечающих современным требованиям норм и нормативов, не только не стимулирует, но и делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов, так как структура себестоимости, заложенная в тарифе, не соответствует структуре реальных финансовых потребностей предприятий.
2.5. Концепция использования категории экономически обоснованного тарифа на современном этапе реформирования ЖКХ основана на следующих основных принципах.
При переводе спецорганизаций в режим безубыточного функционирования в целях защиты интересов потребителей процесс ценообразования должен оставаться регулируемым. В соответствии с действующим законодательством тарифы на услуги предприятий, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления. Регулирование тарифов и установление их предельного значения для предприятий другой формы собственности (в том числе акционерных обществ) осуществляет региональный орган. Однако и в этом случае тариф для населения устанавливает орган местного самоуправления.
При этом, регулирование тарифов имеет место во всех видах деятельности жилищно-коммунального хозяйства, однако степень такого регулирования различна в разных подотраслях. Для специализированных организаций, которые могут получать право на заключение договора на сбор, вывоз и утилизацию ТБО на конкурсной основе, процедура установления экономически обоснованных тарифов имеет свои особенности, заключающиеся в сочетании прямого ценового и косвенного регулирования через конкурсы, стандарты, нормативы-индикаторы.
Необходимо также отметить, что в настоящее время регулирующим органом утверждается уровень рентабельности либо единый для всех жилищно-коммунальных организаций, включая специализированные организации по сбору, вывозу и утилизации ТБО, либо дифференцированный по видам деятельности ЖКХ.
Норматив рентабельности носит в этом случае ограничительный характер, не имеющий, как правило, необходимого содержательного обоснования, и, как следствие, в тарифе никак не учитывается потребность организаций в средствах на развитие и социальные нужды. В соответствии с тем, что специализированные организации становятся самостоятельными субъектами хозяйствования, несущими во все большей степени ответственность за санитарное состояние городов и других населенных пунктов, они должны иметь определенные финансовые возможности по обеспечению этого санитарного состояния, что должно учитываться при формировании тарифа, а в его составе - при определении прибыли.
Кроме того, установление нормативного уровня рентабельности, то есть ее ограничение, не заинтересовывает организации в снижении затрат, так как приводит к снижению цены услуги и абсолютной величины прибыли при реализации антизатратного механизма. В то же время, рост затрат компенсируется ростом цены.
2.6. Экономически обоснованные тарифы на услуги специализированных организаций, в которых договоры формируются на основе конкурсного отбора, устанавливаются в два этапа.
На первом этапе также как и для организаций-монополистов на основе экспертизы действующих тарифов, планирования затрат и прибыли определяется стартовая величина тарифа, которая устанавливается в качестве максимальной для участников конкурса.
На втором этапе определяется тариф, предложенный организацией-победителем конкурса. Это значение тарифа фиксируется как временное. Установленная таким образом величина тарифа подтверждается как экономически обоснованная после окончания контрольного срока работы организации при соблюдении ею всех требований договора по качеству и срокам выполнения работ (конкретная продолжительность контрольного срока оговаривается в договоре).
В соответствии с корректировкой тарифа по итогам конкурса и контроля качества выполняемых работ со стороны органа местного самоуправления, выполняющего функции заказчика, либо уполномоченной им службы проводится корректировка нормативов и показателей качества, используемых при установлении стартовой величины тарифа.
В то же время для проведения конкурса в последующие периоды уровень стартового тарифа может быть увеличен не только в зависимости от уровня инфляции, но и с учетом дополнительных требований по номенклатуре и качеству работ, выдвигаемых заказчиком.
2.7. Величина затрат на текущую деятельность и развитие в тарифе должна определяться в результате нахождения местным органом самоуправления компромисса между потребностями специализированных организаций в финансовых средствах и возможностями бюджета муниципального образования и средней семьи по оплате соответствующих расходов.
2.7. Первым крупным блоком, лежащим в основе формирования тарифов, является определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат специализированных организаций (цены производства услуги) (см. раздел 3 настоящих Рекомендаций).
Оценка фактических затрат является начальным этапом формирования экономически обоснованного тарифа. С использованием основных пропорций и соотношений, на основании нормативов и в результате проведения необходимых корректировок фактических затрат формируется плановая себестоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО. Затем определяется объем средств, необходимых для развития, внедрения новой техники и технологий и оценивается их доля, финансируемая за счет прибыли предприятия (средств, направляемых на капитализацию). Определяются другие платежи из прибыли: фонд социального развития, налоги, уплачиваемые из прибыли.
Рассчитанное "от частного к общему" значение планового тарифа проверяется на соответствие стандартам, скорректированным с учетом местных особенностей. Сформированный тариф представляет собой цену производства услуги - цену специализированной организации по сбору, вывозу и утилизации отходов.
2.8. Далее определяются тарифы для потребителей услуг.
По мере приближения уровня оплаты услуг населением к реальной стоимости и роста затрат на эти цели в семейном бюджете потребители будут предъявлять повышенные требования к соответствию платежей качеству обслуживания. Для снятия излишней социальной напряженности при определении величины тарифов необходимо учитывать реальный платежеспособный спрос потребителей.
Исходя из того, что при нынешнем уровне дохода доля затрат на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО в бюджете средней семьи должна составлять не более 0,3 - 0,5%, определяются тарифы на указанный вид услуг.
2.9. Подход к формированию тарифов, основанный на расчете цены производства услуги и возможного уровня цены для потребителей, позволит ликвидировать существующие в настоящее время противоречия и сбалансировать интересы производителей и потребителей (в том числе, имеющих различные доходы).

3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению ТБО (цены производства услуги)

3.1. Алгоритм расчета тарифа

Основными этапами формирования цены производства услуги - экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) является анализ и корректировка фактических затрат, формирование плановой себестоимости, ее проверка по нормативам-индикаторам и расчет прибыли.
В основе расчета экономически обоснованного тарифа лежит потребность специализированных организаций в общей сумме доходов, которая складывается из суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность и обеспечение воспроизводства основных фондов) и суммы прибыли, необходимой для обеспечения развития, создания фонда социального развития и уплаты налогов, а также объем реализации услуг населению, промышленным и прочим потребителям.
Таким образом, экономически обоснованный тариф должен обеспечить выполнение производственной программы организации, а также ее плана развития.
Рассчитанное таким образом значение ЭОТ проверяется на соответствие стандартам, скорректированным с учетом местных особенностей.
Кроме того, для специализированных организаций, получивших право на заключение договора на сбор, вывоз и утилизацию отходов в результате конкурсного отбора, рассчитанная величина ЭОТ корректируется по результатам конкурса.

3.2. Анализ фактических затрат

3.2.1. На первом этапе анализируется фактическая себестоимость, отражаемая в форме калькуляции 6-с "Отчетная калькуляция себестоимости услуг по санитарной уборке городов" (см. Приложение 1), выявляются резервы снижения затрат.
Анализ фактических затрат должен производиться по следующим направлениям:
- оценка соответствия существующей нормативно-правовой базы по ценообразованию, используемой специализированными организациями, современным требованиям;
- выявление резервов снижения затрат, в том числе зависящих от использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
- выявление соответствия регламента и перечня работ, учитываемого при расчете тарифов, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам содержания территорий населенных пунктов, а также договорным обязательствам;
- учет уровня инфляции, динамики цен на материалы и энергоносители;
- учет дополнительных затрат для выполнения необходимого состава работ и процедур, обеспечивающих требуемое в соответствии с действующими правилами и нормами качество обслуживания.
3.2.2. Основой анализа фактических затрат является экспертиза тарифов, которая должна проводиться перед принятием решения по пересмотру их размеров (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.99 N 887).
Экспертиза тарифов позволяет оценить возможность и целесообразность снижения себестоимости или ее отдельных элементов. Как правило, результатом экспертизы тарифов является, с одной стороны, выявление, так называемых, непроизводительных затрат, а с другой, - резервов снижения себестоимости выполнения конкретных работ и процедур.
Наиболее распространенные, встречающиеся в большинстве специализированных организаций отклонения себестоимости от рациональных затрат на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов связаны:
- с завышением количества используемой спецтехники для сбора и вывоза ТБО. Это обстоятельство обусловлено тем, что расчет потребности в мусоровозах производится в большинстве случаев на основе заниженного коэффициента их использования во времени (на многих предприятиях он составляет 0,4 - 0,5 против нормативного 0,7) и без учета коэффициента уплотнения ТБО. Определение потребного количества спецтехники существенным образом зависит от того, насколько оптимально составлены маршруты следования мусоровозов, установлены последовательность и периодичность выполнения работ по каждой технологической операции, поскольку эти обстоятельства определяют количество рейсов за смену, что, в свою очередь, является основой не только для определения потребности в спецтехнике, но и для расчета численности рабочих, расхода ГСМ, запасных частей и пр., а, следовательно, и общей суммы затрат на эксплуатацию машин;
- с использованием при расчете фонда оплаты труда нормативной численности без учета особенностей конкретного населенного пункта. Как правило, рассчитанная по нормативам (от частного к общему) численность работающих является завышенной даже по сравнению с фактической и часто превышает рациональный уровень не менее чем на 25 - 30%, а иногда и больше. В большей степени это касается численности административно-управленческого персонала, а также рабочих, занятых сбором отходов на контейнерных площадках;
- с необоснованным количеством используемых для сбора твердых бытовых отходов контейнеров. Проведенный анализ показал, что какой-либо методики для определения необходимого количества контейнеров в большинстве специализированных организаций не применяется. Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из сложившейся практики. Поэтому нередко в городах складывается ситуация, когда в одних районах имеется избыток контейнеров, при этом коэффициент их наполнения составляет не более 0,3, а в других районах, наоборот, контейнеры перегружены и мусор вываливается прямо на контейнерные площадки. Это обстоятельство не только ухудшает санитарное состояние населенных пунктов, но и оказывает влияние на величину затрат, а, следовательно, и тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО;