Действующий
- учета влияния на величину удельных затрат проведения мер по экономии материалов, топлива и смазочных материалов.
При планировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой ее статье, должны учитываться две группы факторов, действующих, как правило, в противоположных направлениях:
- понижающие величину себестоимости: реализация антизатратного механизма, мероприятий по ресурсосбережению, совершенствование организации производства и управления, разделение функций подрядчика и заказчика и др.;
- повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также выполнение дополнительных работ и процедур, повышающих качество обслуживания.
Себестоимость единицы услуги определяется делением общей суммы плановых затрат организации (потребности организации в финансовых средствах для обеспечения текущего функционирования) на плановый объем реализации услуг в натуральном выражении, рассчитанный исходя из норм накопления отходов по каждой группе потребителей и их общего числа.
Планированию себестоимости должна предшествовать разработка производственной программы предприятия. Целью этой программы является обоснование прогнозируемого объема и качества услуг с учетом требований потребителей и имеющихся производственных возможностей.
Исходной базой для определения необходимого на планируемый период объема услуг, а также общей суммы затрат на их оказание служат утвержденные нормы накопления отходов у различных категорий потребителей, а также учет изменения фактических производственных показателей специализированных предприятий за предшествующий период.
Нормы накопления отходов определяют: по жилым домам - на 1 чел., по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатры и т.д.) - на 1 место, по магазинам и складам - на 1 торговой площади. Объем накопления мусора организациями и учреждениями города и его состав определяются на основании договоров. На основе расчетных годовых объемов накопления определяют мощность и производительность сооружений по обезвреживанию или переработке, а на основе среднесуточных расчетных норм - потребность в транспортных средствах и мощность оборудования по сбору и кратковременному хранению.
На объем накопления ТБО влияют такие факторы, как природно-географические условия; характер застройки; степень инженерного оборудования зданий и благоустройства территории; развитие систем водоснабжения и канализации; демографический состав населения; культура производства товаров и торговли; развитие систем общественного питания и бытовых услуг; способ сбора ТБО; время года.
Объем накапливаемого мусора различен не только по времени года, но нередко и по дням недели, однако статистические данные позволяют устанавливать среднегодовое и среднесуточное накопление ТБО, принимая определенную норму накопления на 1 человека в год или сутки.
Норматив-индикатор накопления ТБО составляет на человека в год. Ориентировочные нормы накопления ТБО для объектов общественного назначения приведены в Приложении 2.
Для расчета затрат на ТБО, необходимо общую сумму затрат разделить на общий объем накопления мусора в год.
Большинство городского населения проживает в средней зоне, в ней расположена подавляющая доля городов с населением свыше 300 - 500 тысяч жителей. Поэтому основные требования к условиям сбора и вывоза ТБО обычно определяются для средней зоны с указанием специфических требований, которые необходимо учесть при обращении с отходами в северной и южной зонах.
Важными факторами, влияющими на технологию уборки города в северных регионах, являются: продолжительные периоды преобладания низких температур, большое количество осадков в зимний период, снегопереносы, наличие вечномерзлых грунтов, что обусловливает сложность эксплуатации спецтранспорта и специального оборудования, поскольку из-за повышенной хрупкости металла и резины происходит преждевременный износ и поломка спецтехники и спецоборудования, срок службы которого резко сокращается. Низкие температуры вызывают также примерзание отходов к сборникам и транспортным средствам.
В зонах обильных снегопадов и снегопереносов усложняются подъезды к местам стоянки контейнеров и условия проведения погрузочно-разгрузочных работ. Наличие вечномерзлых грунтов затрудняет строительство и эксплуатацию полигонов ТБО, в то же время снижается их экологическая опасность.
Южная зона характеризуется высокими температурами и продолжительностью теплого периода, обилием овощей и фруктов и продолжительностью сезона их потребления.
Высокие температуры наружного воздуха способствуют быстрому разложению органических веществ отходов, ускоренному развитию микрофлоры, в том числе и патогенных микроорганизмов, выплоду мух. Все это вызывает необходимость сокращения сроков хранения ТБО, повышенные требования к герметичности контейнеров и транспортных средств, необходимость их систематической и тщательной мойки и дезинфекции.
В Приложении 3 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО городов России, расположенных в разных климатических зонах.
Затраты, связанные с производством и реализацией услуг специализированных предприятий, группируются по статьям себестоимости:
- по статье "Материалы" отражаются расходы на материалы и запасные части для эксплуатации спецмашин, обтирочные материалы, шланги, электроплиты, автолампы. Затраты на воду, использованную на мойку мусоросборников в местах обезвреживания мусора или для разжижения отбросов при вывозе их на сливные станции, а также на мойку специальных машин, механизмов, транспортных средств, относятся на статью "Цеховые расходы".
Расходы на материалы в стоимостном и натуральном измерителях в связи с большой номенклатурой (запасные части для эксплуатации машин, обтирочные материалы, шланги, электроплиты и т.п. материалы) могут определяться на основании среднесложившихся затрат за ряд лет из расчета 100 км пробега мусоровозов;
- по статье "Топливо" отражаются затраты на бензин, дизельное и другие виды топлива, расходуемые на работу специальных уборочных машин и механизмов и других транспортных средств, используемые для оказания соответствующих услуг, а также бензин на внутригаражные нужды (кроме расходов на топливо, связанных с техобслуживанием и ремонтом спецмашин, механизмов и других транспортных средств).
Затраты на топливо определяются по утвержденным в установленном порядке нормам расхода бензина, дизельного топлива на работу автотранспорта для уборки городских территорий. Для применения муниципальными организациями нормы должны быть согласованы с органами местного самоуправления.
Затраты на топливо отражаются исходя из пробега машин, количества рейсов с грузом по типам машин и цены топлива;
- по статье "Амортизация автомашин и механизмов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление, исчисленная исходя из балансовой стоимости основных средств - машин, механизмов и др., осуществляющих санитарную уборку населенного пункта, находящихся на балансе организации (за исключением основных средств подсобных и вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств) и утвержденных в установленном порядке норм.