Действующий
При нарушении функционального состояния в связи с заболеванием или после воздействия экстремальных факторов частота сердечных сокращений при проведении этой пробы увеличивается на 40% и более (в отдельных случаях до 55 - 65%). При этом время, необходимое для стабилизации частоты сердечных сокращений, достигает минуты и более (в зависимости от функционального состояния обследуемого).
При проведении предполетного медицинского осмотра необходимо помнить, что основной его целью является допуск к выполнению (руководству полетами, обеспечению) полетов летного состава при условии его хорошей работоспособности и отсутствии нарушения состояния здоровья.
Наименование | Количество |
Набор ушных воронок (N 1 - 4) | 1 |
Зеркало носовое для взрослых с длиной губок 35 мм | 1 |
Рефлектор лобный (Симановского) | 1 |
Секундомер | 1 |
Прибор для измерения артериального давления | 1 |
Термометр медицинский | 20 |
Фонендоскоп | 1 |
Шпатели медицинские | в достаточном количестве для проведения осмотра |
Прибор для определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе | 1 |
Примечания: 1. Комната предполетного медицинского осмотра, как правило, располагается на аэродроме и предназначена для проведения предполетного (межполетного, послеполетного) медицинского осмотра летного состава.
2. Она должна быть теплой, просторной, светлой и уютной. Должна состоять, как правило, из двух помещений.
Первое из них служит ожидальней и оборудуется вешалками для одежды, необходимым количеством стульев, кресел или диванов, столиками для газет, журналов, брошюр, медицинской литературы.
Второе помещение предназначается непосредственно для проведения медицинского осмотра. В нем должны быть стол для врача, стулья, кушетка, умывальник, антропометрическая аппаратура, настольная лампа, графин с чистой питьевой водой, медицинский шкаф для хранения медицинского имущества и медикаментов, необходимых для проведения осмотра и оказания неотложной помощи.
3. При проведении предполетного медицинского осмотра в ожидальне фельдшер (медицинская сестра) проводит осматриваемому летному составу измерение температуры тела. В случае отсутствия ожидальни измерение температуры тела проводится в коридоре или в другом отапливаемом помещении.
4. Комната предполетного медицинского осмотра оборудуется устройством громкоговорящей связи с руководителем полетов и динамиками для прослушивания радиообмена экипажей.
Особенности указанных видов питания летчиков нашли отражение в соответствующих нормах довольствия: летном, бортовом и аварийном пайках.
суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;
замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;
режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.
Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует начальник медицинской службы авиационной части.
Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.
Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.
В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.
Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.
Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.
Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.
В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.
При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.
Прием пищи | Дневные полеты | Ночные полеты | |
с 15 до 17 ч | с 8 до 9 ч и с 14 до 15 ч | ||
Первый завтрак | 10-15 | 20-25 | 20-25 |
Второй завтрак | 25-20 | 15-10 | - |
Обед | 35-40 | 35-40 | 40-35 |
Первый ужин | 30-25 | 30-25 | 25-30 |
Второй ужин | - | - | 15-10 |
В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.
При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.