(Действующий) Приказ Министра обороны РФ от 27 апреля 2009 г. N 265 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При нарушении функционального состояния в связи с заболеванием или после воздействия экстремальных факторов частота сердечных сокращений при проведении этой пробы увеличивается на 40% и более (в отдельных случаях до 55 - 65%). При этом время, необходимое для стабилизации частоты сердечных сокращений, достигает минуты и более (в зависимости от функционального состояния обследуемого).
При проведении предполетного медицинского осмотра необходимо помнить, что основной его целью является допуск к выполнению (руководству полетами, обеспечению) полетов летного состава при условии его хорошей работоспособности и отсутствии нарушения состояния здоровья.
Приложение N 4
к Правилам (п. 19)

Оснащение комнаты предполетного медицинского осмотра

Медицинское имущество для проведения предполетного осмотра

Наименование
Количество
Набор ушных воронок (N 1 - 4)
1
Зеркало носовое для взрослых с длиной губок 35 мм
1
Рефлектор лобный (Симановского)
1
Секундомер
1
Прибор для измерения артериального давления
1
Термометр медицинский
20
Фонендоскоп
1
Шпатели медицинские
в достаточном количестве для проведения осмотра
Прибор для определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе
1
Примечания: 1. Комната предполетного медицинского осмотра, как правило, располагается на аэродроме и предназначена для проведения предполетного (межполетного, послеполетного) медицинского осмотра летного состава.
2. Она должна быть теплой, просторной, светлой и уютной. Должна состоять, как правило, из двух помещений.
Первое из них служит ожидальней и оборудуется вешалками для одежды, необходимым количеством стульев, кресел или диванов, столиками для газет, журналов, брошюр, медицинской литературы.
Второе помещение предназначается непосредственно для проведения медицинского осмотра. В нем должны быть стол для врача, стулья, кушетка, умывальник, антропометрическая аппаратура, настольная лампа, графин с чистой питьевой водой, медицинский шкаф для хранения медицинского имущества и медикаментов, необходимых для проведения осмотра и оказания неотложной помощи.
3. При проведении предполетного медицинского осмотра в ожидальне фельдшер (медицинская сестра) проводит осматриваемому летному составу измерение температуры тела. В случае отсутствия ожидальни измерение температуры тела проводится в коридоре или в другом отапливаемом помещении.
4. Комната предполетного медицинского осмотра оборудуется устройством громкоговорящей связи с руководителем полетов и динамиками для прослушивания радиообмена экипажей.
Приложение N 5
к Правилам (пп. 54, 57)

Особенности организации питания летного состава

В настоящее время используются следующие виды питания летного состава:
повседневное (предполетное) питание в наземных условиях;
бортовое питание в длительных полетах более 4 ч;
питание и водообеспечение в аварийных условиях;
питание при вылете по тревоге.
Особенности указанных видов питания летчиков нашли отражение в соответствующих нормах довольствия: летном, бортовом и аварийном пайках.
Питание летного состава должно отвечать следующим физиолого-гигиеническим требованиям:
суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;
замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;
режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.

Предполетное питание

Под предполетным питанием понимают все приемы пищи на протяжении 24 часов до начала полетов.
Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует начальник медицинской службы авиационной части.
Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.
Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.
В целях снижения газообразования в кишечнике рекомендуется использовать в предполетном питании простоквашу, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника. Особенно целесообразен прием этих продуктов в ужин накануне полетов.
Поливитаминные препараты, входящие в состав летного пайка, следует принимать во время предполетного приема пищи. В предполетный рацион должны включаться легко перевариваемые и усвояемые продукты, имеющие небольшой объем. Его калорийность устанавливается соответственно режиму питания.
Во избежание диспепсических расстройств в предполетное меню не следует вводить богатые жиром продукты, особенно жирную свинину и баранину, а также жирные сорта рыбы и птицы.
Для сохранения высокой работоспособности во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи должен дополнительно выдаваться второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Поэтому во второй завтрак рекомендуется включать белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбасу, простоквашу, шоколад, горячий чай и кофе.
Второй завтрак и ужин выдаются, как правило, на аэродроме в перерыве между полетами.
В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35% общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40%.
При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30%, на обед 50%, на ужин 20% общей суточной калорийности рациона.

Распределение суточного рациона по приемам пищи (в % от общей калорийности летного пайка)

Прием пищи
Дневные полеты
Ночные полеты
с 15 до 17 ч
с 8 до 9 ч и с 14 до 15 ч
Первый завтрак
10-15
20-25
20-25
Второй завтрак
25-20
15-10
-
Обед
35-40
35-40
40-35
Первый ужин
30-25
30-25
25-30
Второй ужин
-
-
15-10

Питание на необорудованных аэродромах

В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.
При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.
Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).
Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.