Действующий
Медицинское обеспечение тренировок на авиационных тренажерах
51. Начальник медицинской службы авиационной части участвует в проведении тренировок летного состава на авиационных тренажерах. При этом он:
изучает индивидуальные особенности поведения летного состава при выполнении различных полетных заданий (элементов полета) и действий в особых случаях;
определяет уровень и динамику нервно-психического напряжения в процессе тренировок;
обучает летный состав методам самооценки состояния и приемам саморегуляции и снижения напряженности при выполнении полетного задания;
участвует в подготовке совместного заключения об уровне профессиональной готовности летного состава к полетам.
52. При анализе результатов тренировок на авиационных тренажерах начальник медицинской службы авиационной части учитывает, что:
высокое нервно-психическое напряжение даже при хорошем качестве выполнения упражнения указывает на недостаточное закрепление отрабатываемых навыков и на необходимость дальнейших тренировок;
стабилизация при повторных тренировках нервно-психического напряжения при хорошем качестве деятельности свидетельствует о достаточной натренированности летчика;
низкое нервно-психическое напряжение в сочетании с неудовлетворительным качеством деятельности может отмечаться в случае отсутствия интереса и формального отношения летчика к тренировкам на тренажере;
ухудшение качества деятельности при выполнении дополнительной задачи "резервы внимания" по сравнению с обычным полетом, а также медленное (более 3 мин) восстановление после тренировки исходного уровня показателей нервно-психического напряжения могут свидетельствовать о невротизации или о предболезненном состоянии летчика;
стабильно высокое нервно-психическое напряжение на протяжении нескольких тренировок при хорошем качестве деятельности может указывать на неблагоприятное функциональное состояние и снижение резервных возможностей организма летчика.
53. Начальник медицинской службы авиационной части анализирует данные, полученные во время тренировок на авиационных тренажерах летного состава, и ежеквартально докладывает их командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы. Сведения о функциональном состоянии, полученные в процессе тренажерной подготовки, принимаются во внимание при организации лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
IV. Медицинский контроль питания летного состава
54. Медицинский контроль питания летного состава включает:
контроль полноценности пищевого рациона и соблюдения режима предполетного питания, питания в период проведения полетов, бортового питания и питания на аэродроме;
контроль комплектования бортовых пайков и водно-пищевых групп аварийных запасов;
выявление у летного состава признаков недостаточности, пониженного или повышенного питания или его несоответствия условиям летной деятельности;
контроль соблюдения особенностей организации питания летного состава (приведен в
приложении N 5 к настоящим Правилам).
55. Начальник медицинской службы авиационной части является ответственным за медицинский контроль питания летного состава. К медицинскому контролю питания летного состава он привлекает медицинскую службу авиационно-технической части.
При медицинском контроле питания летного состава начальник медицинской службы авиационной части участвует в составлении меню-раскладок с учетом особенностей предстоящих полетов и организовывает:
санитарно-гигиенический контроль предполетного питания в летной столовой, питания и водообеспечения на аэродроме;
медицинский контроль бортового питания и водообеспечения экипажей самолетов, комплектования водно-пищевых групп аварийных запасов в носимом аварийном запасе и бортовом аварийном запасе.
56. Недостатки в организации питания летного состава, выявленные в процессе медицинского контроля, и предложения по их устранению начальник медицинской службы докладывает командиру авиационной части и вышестоящему начальнику медицинской службы.
57. Начальник медицинской службы авиационно-технической части принимает участие в медицинском контроле питания летного состава с учетом особенностей организации питания летного состава, указанных в
приложении N 5 к настоящим Правилам.
58. В дни полетов летный состав должен принимать горячую пищу четыре раза в сутки. Промежутки между приемами пищи в период бодрствования во всех случаях, в том числе в полете, не должны превышать 4 - 5 ч. В нелетные, выходные и праздничные дни количество приемов пищи может быть уменьшено до трех раз в сутки.
59. Перед выполнением полетов пищу целесообразно принимать за 1,5 - 2 ч до вылета. Выполнение полетов сразу после обильного приема пищи не рекомендуется. Выполнение полетов натощак не проводится.
60. Летный состав должен быть обучен правилам приема пищи и питья в длительном полете, при этом необходимо разъяснять недопустимость использования в полете продуктов и напитков, не входящих в бортовой паек.
61. Для питания летного состава на необорудованных (полевых) аэродромах могут использоваться суточные рационы из консервированных и концентрированных продуктов.
62. Пища для летного состава, получающего диетическое питание, должна готовиться из продуктов летного пайка с заменой отдельных видов продуктов по медицинским показаниям.
V. Медицинский контроль хранения и эксплуатации защитного снаряжения и полетного обмундирования
63. Начальник медицинской службы авиационной части при осуществлении медицинского контроля хранения и эксплуатации защитного снаряжения и полетного обмундирования:
участвует в проверке знаний и навыков выполнения правил эксплуатации снаряжения летным составом;
производит выбор роста и размера защитного снаряжения, участвует в его подгонке;
рекомендует командиру авиационной части наиболее рациональную комплектацию полетного обмундирования при организации полетов;
контролирует соответствие защитного снаряжения летного состава условиям полета;
не реже одного раза в месяц проверяет гигиеническое состояние и условия хранения защитного снаряжения;
изучает опыт эксплуатации защитного снаряжения и обмундирования летного состава и представляет рекомендации по его рационализации.
VI. Мероприятия медицинской службы по реабилитации летного состава
64. Реабилитация (восстановление работоспособности, функционального состояния, состояния здоровья) летного состава организуется поэтапно.
Первый этап организуется и осуществляется силами и средствами медицинской службы, для чего организуется кабинет (комната) психологической разгрузки и мобилизации.
Второй этап организуется в амбулаторно-поликлинических условиях.
Третий этап осуществляется в медицинских учреждениях санаторно-курортного типа.
Система восстановительных мероприятий включает оперативную диагностику и направленную коррекцию измененного функционального состояния организма летного состава.
Организация восстановительных мероприятий возлагается на начальника медицинской службы авиационной части. Время и продолжительность их проведения утверждаются командиром авиационной части.
65. При планировании и проведении восстановительных мероприятий учитываются:
данные повседневного динамического врачебного наблюдения за состоянием здоровья летного состава;
особенности переносимости различных видов полетов;
психологические особенности (уровень развития внимания, оперативного мышления, памяти, пространственной ориентировки и основные черты характера);