Действующий
Обследуемому после измерения артериального давления предлагают сделать глубокий вдох, на высоте которого задержать дыхание на 15 - 20 секунд. После этого сразу повторно измеряют артериальное давление.
Повышение артериального давления более чем на 20 - 25 мм рт.ст. свидетельствует о склонности к гипертензивным реакциям.
Может проводиться непосредственно после пробы с задержкой дыхания. Обследуемый после повторного измерения артериального давления делает 10 глубоких вдохов, после чего повторно измеряется артериальное давление.
В норме понижение артериального давления по сравнению с исходным составляет 15 - 20 мм рт.ст. Если артериальное давление (особенно диастолическое) не снижается или снижается незначительно, то это указывает на недостаточную функциональную способность сердечно-сосудистой системы.
Для оценки функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем также применяются проба Штанге и проба Генчи.
Обследуемый находится в положении сидя. После глубокого вдоха ему предлагают как можно дольше задерживать дыхание, зажав при этом нос (проба Штанге).
После пяти-, семиминутного отдыха дыхание задерживается после максимального выдоха (проба Генчи). Время задержки дыхания регистрируется секундомером.
В норме задержка дыхания на вдохе составляет 55 - 60 секунд, но не менее 40 секунд, на выдохе - 30 - 40 секунд, но не менее 20 секунд. У молодых и тренированных лиц длительность задержки дыхания, как правило, больше. При нарушении функционального состояния организма время задержки дыхания уменьшается.
Модифицированная активная ортопроба проводится из положения сидя на табурете высотой 30 см от пола с последующим быстрым подъемом в положение стоя. Осуществляется регистрация сердечного ритма: минуту - в положении сидя и минуту - в положении стоя. Вставать следует как можно быстрее (резче). В процессе обследования должны быть исключены помехи (шум, разговоры). Обследуемого необходимо предупредить, чтобы он не отвлекался, не делал лишних движений.
У здоровых лиц через 3 - 6 секунд после быстрого подъема частота сердечных сокращений возрастает на 20 - 35%. Сердечный ритм стабилизируется через 10 - 20 секунд, но частота его выше по сравнению с частотой сердечных сокращений в положении сидя.
При нарушении функционального состояния в связи с заболеванием или после воздействия экстремальных факторов частота сердечных сокращений при проведении этой пробы увеличивается на 40% и более (в отдельных случаях до 55 - 65%). При этом время, необходимое для стабилизации частоты сердечных сокращений, достигает минуты и более (в зависимости от функционального состояния обследуемого).
При проведении предполетного медицинского осмотра необходимо помнить, что основной его целью является допуск к выполнению (руководству полетами, обеспечению) полетов летного состава при условии его хорошей работоспособности и отсутствии нарушения состояния здоровья.
Наименование | Количество |
Набор ушных воронок (N 1 - 4) | 1 |
Зеркало носовое для взрослых с длиной губок 35 мм | 1 |
Рефлектор лобный (Симановского) | 1 |
Секундомер | 1 |
Прибор для измерения артериального давления | 1 |
Термометр медицинский | 20 |
Фонендоскоп | 1 |
Шпатели медицинские | в достаточном количестве для проведения осмотра |
Прибор для определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе | 1 |
Примечания: 1. Комната предполетного медицинского осмотра, как правило, располагается на аэродроме и предназначена для проведения предполетного (межполетного, послеполетного) медицинского осмотра летного состава.
2. Она должна быть теплой, просторной, светлой и уютной. Должна состоять, как правило, из двух помещений.
Первое из них служит ожидальней и оборудуется вешалками для одежды, необходимым количеством стульев, кресел или диванов, столиками для газет, журналов, брошюр, медицинской литературы.
Второе помещение предназначается непосредственно для проведения медицинского осмотра. В нем должны быть стол для врача, стулья, кушетка, умывальник, антропометрическая аппаратура, настольная лампа, графин с чистой питьевой водой, медицинский шкаф для хранения медицинского имущества и медикаментов, необходимых для проведения осмотра и оказания неотложной помощи.
3. При проведении предполетного медицинского осмотра в ожидальне фельдшер (медицинская сестра) проводит осматриваемому летному составу измерение температуры тела. В случае отсутствия ожидальни измерение температуры тела проводится в коридоре или в другом отапливаемом помещении.
4. Комната предполетного медицинского осмотра оборудуется устройством громкоговорящей связи с руководителем полетов и динамиками для прослушивания радиообмена экипажей.
Особенности указанных видов питания летчиков нашли отражение в соответствующих нормах довольствия: летном, бортовом и аварийном пайках.
суточные рационы должны, как правило, включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;
замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или кулинарных соображений в соответствии с нормами разрешенных замен;
калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;
продукты и готовые блюда следует подбирать с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;
готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;
режим питания и распределение суточного пищевого рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.
Предполетное питание летного состава организует командир авиационно-технической части за сутки до начала полетов.
В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.
Предполетное питание организует командир авиационно-технической части в летной столовой, а контролирует начальник медицинской службы авиационной части.
Предполетная пища может приниматься в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются, как правило, основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.
Предполетное питание является важным средством повышения работоспособности летчика в полете и сохранения его здоровья. Предполетный завтрак (обед, ужин) летный состав должен получать в летной столовой за 1,5 - 2 часа до вылета. Во избежание высотного метеоризма в предполетный рацион не включаются продукты, способствующие повышенному газообразованию в кишечнике (горох, бобы, фасоль, чечевица, ячменная и овсяная крупы, кукуруза, репа, редька, дыня).
Продукты растительного происхождения, богатые клетчаткой, вводятся в предполетный рацион в строго нормированных количествах: не более 200 г ржаного хлеба (вчерашней выпечки), не более 100 г капусты, не более 550 г картофеля, не более 250 г прочих овощей. Овощи должны подвергаться термической обработке. Не рекомендуется перед полетом пить квас и холодную некипяченую воду.
В суточном предполетном рационе не разрешается делать замены продуктов, приводящие к увеличению содержания круп, ржаного хлеба, овощей.