Действующий

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 698 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190901.03 Оператор поста централизации"

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190901.03 Оператор поста централизации.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 320 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190901.03 Оператор поста централизации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2010 г., регистрационный N 17385).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр
Д.В. Ливанов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
Регистрационный N 29496
Приложение

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 190901.03 Оператор поста централизации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 698)

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 190901.03 Оператор поста централизации для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190901.03 Оператор поста централизации имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 190901.03 Оператор поста централизации в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94)*
Срок получения СПО
по ППКРС в очной
форме обучения**
среднее общее образование
Дежурный стрелочного постаОператор поста централизацииСигналист
10 мес.
основное общее образование
2 года 5 мес.***
_____________________________
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
оператор поста централизации - дежурный стрелочного поста.
оператор поста централизации - сигналист. 
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

VI. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение и обслуживание движения поездов и маневровой работы на станции.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, средства торможения и ручные сигналы;
документы, регламентирующие работу станции, Правила технической эксплуатации и инструкции.
4.3. Обучающийся по профессии 190901.03 Оператор поста централизации готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Приготовление маршрутов движения с пульта управления поста централизации и пульта местного управления.
4.3.2. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: