(Утративший силу) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I "Об общих началах...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
осуществляет финансирование программ (проектов) молодежных, других общественных и иных организаций по оказанию социальной помощи молодым гражданам и осуществлению общественно полезных инициатив молодежи;
осуществляет иные возложенные на нее функции.

Статья 11. Социальные службы для молодежи

1. Социальные службы для молодежи осуществляют следующие функции:
информирование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни;
консультирование несовершеннолетних, других молодых граждан и их родителей, психологическая, педагогическая, наркологическая и юридическая помощь;
социальная помощь молодой семье;
помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу недостатков их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным несовершеннолетним гражданам;
социальная работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;
помощь в адаптации молодым гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством Союза ССР и республик.
2. К деятельности в системе социальных служб для молодежи в качестве социальных работников допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку либо прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Статья 12. Привлечение негосударственных организаций и граждан к социальной помощи молодежи

Привлечение негосударственных организаций и отдельных граждан к деятельности по оказанию социальной помощи молодежи осуществляется на договорной основе. В договоре, заключаемом между указанными организациями либо лицами, с одной стороны, и органами государственной службы по делам молодежи соответствующего уровня - с другой, определяются виды и содержание оказываемых этими организациями или лицами услуг, условия их финансовой либо иной материальной поддержки государственной службой, требования к качеству оказываемых услуг.

Статья 13. Компенсационные молодежные фонды

Для восполнения кредитным учреждениям неполученной прибыли в связи с предоставлением льготных потребительских кредитов молодым гражданам, молодым семьям, а равно льготных кредитов индивидуальным и коллективным предприятиям молодых граждан, а также для обеспечения страхования финансовых рисков и выдачи гарантий (поручительств) молодым предпринимателям и финансирования других расходов создаются специализированные компенсационные фонды.
Распоряжение средствами указанных фондов находится в компетенции руководства фондов или органов государственной службы по делам молодежи.
Порядок создания, деятельности и источники образования указанных фондов определяются законодательством республик, а также решениями местных Советов народных депутатов.
На основе соглашений между специализированными молодежными фондами могут образовываться региональные и межреспубликанские фонды.

Раздел IV. Основы правового статуса молодежных организаций в СССР

Статья 14. Молодежные организации

1. Молодежными организациями признаются объединяющие молодых граждан общественные организации, обязательным уставным требованием которых является прекращение членства в них в связи с достижением определенного возраста. При этом молодежные организации вправе устанавливать изъятия из указанного требования для своих членов, избранных в состав выборных органов данных организаций или работающих в них.
К молодежным организациям относятся также объединяющие преимущественно молодых граждан общественные организации, если их уставная деятельность направлена на обеспечение социального становления и развития молодежи. Молодежными организациями являются также различные объединения молодежных организаций.
2. В СССР могут действовать массовые молодежные движения, не основанные на фиксированном (оформленном) членстве их участников. Представительные органы массовых движений (комитеты, советы, правления) обладают правами, предусмотренными законодательством для соответствующих органов молодежных организаций.
3. Объединения молодых граждан, созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках уставных задач данных общественных организаций и на основе решений их руководящих органов, являются молодежными (юношескими) секциями этих общественных организаций и не признаются молодежными организациями.
4. Правовой статус молодежных организаций определяется законодательством об общественных объединениях, а также настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним законодательными актами Союза ССР и республик.

Статья 15. Участие молодежных организаций в формировании государственной молодежной политики

1. Общесоюзные и республиканские органы молодежных организаций, если иное не предусмотрено законодательством республик для этих республиканских органов, обладают правом законодательной инициативы в высших органах государственной власти Союза ССР и республик.
2. По вопросам осуществления прав молодежи, охватываемым уставными задачами молодежных организаций, органы государственного управления принимают решения только после проведения предварительных консультаций с руководящими органами соответствующей молодежной организации.
Решения по вопросам деятельности молодежной организации принимаются органами государственного управления при обязательном участии представителей руководящего органа данной молодежной организации.

Статья 16. Гарантии деятельности молодежных организаций

1. Государственные органы оказывают молодежным организациям финансовую поддержку, прежде всего в виде освобождения от налогообложения прибыли (дохода), полученной молодежными организациями от инвестиционной деятельности, в части, направляемой на реализацию программ по социальной защите молодежи.
2. Молодежным организациям для обеспечения их деятельности могут предоставляться субсидии из средств соответствующего бюджета, если данной молодежной организации безвозмездно не передавались средства другими общественными объединениями, а также предприятиями, организациями и учреждениями.
3. Государственные органы вправе безвозмездно передавать молодежным организациям здания, сооружения и иное необходимое для осуществления их уставных задач имущество.

Раздел V. Гарантии осуществления Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР"

Статья 17. Гарантии прав молодых граждан и молодежных организаций, закрепленных настоящим Законом

1. Права молодых граждан и молодежных организаций, закрепленные настоящим Законом, осуществляются ими непосредственно и в полном объеме, за исключением случаев ограничения дееспособности молодых граждан по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами Союза ССР и республик.
2. Если использование этих прав требует определения порядка и процедуры их осуществления, органы государственной власти и управления обязаны принять необходимые нормативные и иные правовые акты, регулирующие данные вопросы.
При этом до принятия указанных актов молодые граждане и молодежные организации вправе осуществлять свои права в самостоятельно избираемом ими порядке, не противоречащем действующему законодательству. Какое-либо воспрепятствование реализации прав в таких случаях является незаконным.
Если осуществление и защита прав обусловлены совершением действий государственных организаций и их должностных лиц, то при отсутствии закрепленного законодательством порядка (процедуры) совершения таких действий (подведомственности рассмотрения споров) он определяется этими организациями самостоятельно в пределах их компетенции, а при защите прав - на основании аналогии с действующим законодательством. Отсутствие заранее установленного порядка (процедуры) не может служить основанием для отказа в осуществлении и защите прав.

Статья 18. Соотношение настоящего Закона с актами, принимаемыми в его развитие

Государственные органы несут ответственность за соблюдение положений настоящего Закона при принятии нормативных и иных правовых актов, касающихся практической реализации Закона.
При этом любые подзаконные акты, ограничивающие объем предоставленных настоящим Законом молодым гражданам и молодежным организациям прав, являются недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия.
Если суды и органы, разрешающие хозяйственные споры, в ходе разбирательства дел и разрешения споров обнаруживают несоответствие подзаконных актов положениям настоящего Закона, они руководствуются настоящим Законом.
Убытки, причиненные молодым гражданам и молодежным организациям в результате реализации противоречащего настоящему Закону подзаконного акта, подлежат возмещению в полном объеме за счет средств, находящихся в распоряжении государственного органа, принявшего данный подзаконный акт.

Статья 19. Надзор и контроль за исполнением настоящего Закона

1. Высший надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Закона возлагается на Генерального прокурора СССР и прокуроров республик.
2. Контроль за реализацией настоящего Закона осуществляется Советами народных депутатов и соответствующими государственными органами.
Президент Союза
Советских Социалистических Республик
М. Горбачев
Москва, Кремль