(Утративший силу) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I "Об общих началах...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР"

Настоящий Закон определяет общие начала государственной молодежной политики в СССР и признает их в качестве правовой основы для развития соответствующего законодательства республик.
Законодательство о государственной молодежной политике в СССР призвано обеспечить реализацию государственной молодежной политики Союза ССР и республик, укрепить юридические гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан, а также прав молодежных организаций.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная молодежная политика

1. Государственная молодежная политика является важным направлением деятельности Союза ССР и республик, осуществляемой их органами и имеющей целью создание социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества.
2. Государственная молодежная политика в СССР строится на основе следующих принципов:
привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, в особенности молодежи;
обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса;
предоставление молодому гражданину социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, объем, виды и качество которых обеспечивают всестороннее развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
содействие инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи.

Статья 2. Компетенция Союза ССР и республик в области государственной молодежной политики

1. Ведению Союза ССР подлежит:
определение общих социально-экономических, организационных, правовых начал и направлений государственной молодежной политики на всей территории СССР;
определение основ правового статуса молодежных организаций;
установление общесоюзных социальных норм и нормативов, определяющих развитие молодежи и гарантии ее прав;
регулирование основ организации и деятельности государственной службы по делам молодежи;
утверждение и осуществление общесоюзных комплексных и целевых программ в области государственной молодежной политики в СССР;
распоряжение финансовыми средствами, предназначенными на реализацию государственной молодежной политики СССР из Союзного бюджета, а также распоряжение по согласованию с республиками средствами, добровольно передаваемыми республиками Союзу ССР на эти цели;
осуществление международных контактов по вопросам государственной молодежной политики от имени Союза ССР;
законодательное регулирование на основе полномочий, передаваемых республиками, иных отношений межреспубликанского характера в сфере государственной молодежной политики.
2. К ведению республик относятся все вопросы формирования и осуществления государственной молодежной политики, за исключением вопросов, отнесенных частью 1 статьи 2 настоящего Закона к ведению Союза ССР.

Статья 3. Законодательство о государственной молодежной политике в СССР

Настоящим Законом в соответствии с Конституцией СССР и определяемыми Съездом народных депутатов СССР основными направлениями внутренней и внешней политики СССР устанавливаются общие принципы и положения государственной молодежной политики в СССР.
Действие настоящего Закона в части прав и обязанностей граждан, вытекающих из общих принципов и положений государственной молодежной политики, распространяется на граждан СССР в возрасте до 30 лет, если иное не предусмотрено законодательством республик.
Реализация государственной молодежной политики в СССР обеспечивается законодательными актами Союза ССР и республик, принимаемыми в соответствии с Конституцией СССР и конституциями республик.

Статья 4. Законодательство о государственной молодежной политике в СССР и международные договоры

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и иных актах законодательства Союза ССР о государственной молодежной политике, то применяются правила международного договора.

Раздел II. Правовая и социальная защищенность молодежи

Статья 5. Гарантии правовой и социальной защищенности молодых граждан

1. Молодые граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные для граждан СССР Конституцией СССР, конституциями республик и другими законодательными актами.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод (дискриминация) молодых граждан в зависимости от возраста, кроме предусмотренных законом, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Союза ССР и республик.
Не допускается возложение на молодых граждан каких бы то ни было дополнительных обязанностей, в том числе в области соблюдения государственного и общественного порядка, по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан, за исключением случаев, когда такие обязанности специально предусмотрены законодательными актами Союза ССР и республик.
2. Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления их прав могут устанавливаться только законом.
Предусмотренные законом принудительные меры воспитательного характера, в том числе не являющиеся уголовным наказанием, применяются к несовершеннолетним гражданам только по приговору либо соответственно по решению суда.
Государственные органы и должностные лица, педагогические и социальные работники не могут использовать в отношении несовершеннолетних меры воздействия, основанные на публичном распространении сведений о совершенных несовершеннолетними деяниях, содержащих признаки преступления, и правонарушениях, за исключением случаев, когда названные меры являются видом уголовного наказания или административного взыскания либо относятся к принудительным мерам воспитательного характера, применяемым по решению суда.

Статья 6. Обеспечение прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями

1. Правоотношения между молодыми гражданами и учебно-воспитательными учреждениями основываются на равенстве участников этих отношений.
2. Права и обязанности учащихся во взаимоотношениях с администрацией учебно-воспитательных учреждений устанавливаются законодательными актами Союза ССР и республик, а также решениями органов самоуправления учебно-воспитательных учреждений, в принятии которых участвуют учащиеся либо их законные представители, договорами (соглашениями) между учащимися, их коллективами и администрацией учебно-воспитательных учреждений.
3. Администрация и работники учебно-воспитательных учреждений не вправе принуждать учащегося к исполнению непосредственно не вытекающих из учебного процесса обязанностей либо отказу от использования своих прав, а также осуществлять вмешательство в личную жизнь и унижать человеческое достоинство учащегося. В случае совершения администрацией или работниками указанных учреждений таких противоправных действий учащиеся, права которых нарушены, либо их законные представители вправе требовать в судебном порядке возмещения учебно-воспитательными учреждениями причиненного ущерба.

Статья 7. Права молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг

1. Молодые граждане независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности и социального положения, уровня доходов имеют право на гарантированное получение необходимого минимума социальных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 1 настоящего Закона.
Государством устанавливается система социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами указанных социальных услуг.
2. Права молодых граждан, предусмотренные настоящей статьей, гарантируются государством, а в случае нарушения - защита их прав осуществляется в установленном законом порядке.
3. Государственные, общественные органы и должностные лица не вправе принимать решения и осуществлять другие действия, влекущие снижение объема предоставляемых молодым гражданам социальных услуг, а равно ухудшение их качества по сравнению с гарантированным уровнем.
Неправомерные действия и решения государственных и общественных органов, должностных лиц могут быть обжалованы в суд в соответствии с существующим законодательством. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, его представителем, а также представителем молодежной организации или органа государственной службы по делам молодежи.
4. Государство оказывает необходимую финансовую и иную материальную поддержку общественным и другим объединениям и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению молодежи социальными услугами, устанавливает льготный правовой режим их деятельности, а также, используя методы государственного экономического регулирования, стимулирует инвестиции в создание условий для социального становления и развития молодежи.

Статья 8. Обеспечение экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан

1. Государством устанавливается система мер по социально-экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодых граждан, молодых семей, объединившихся для осуществления указанной деятельности коллективов молодых граждан.