(Утративший силу) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I "Об общих началах...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Статья 6. Обеспечение прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями

1. Правоотношения между молодыми гражданами и учебно-воспитательными учреждениями основываются на равенстве участников этих отношений.
2. Права и обязанности учащихся во взаимоотношениях с администрацией учебно-воспитательных учреждений устанавливаются законодательными актами Союза ССР и республик, а также решениями органов самоуправления учебно-воспитательных учреждений, в принятии которых участвуют учащиеся либо их законные представители, договорами (соглашениями) между учащимися, их коллективами и администрацией учебно-воспитательных учреждений.
3. Администрация и работники учебно-воспитательных учреждений не вправе принуждать учащегося к исполнению непосредственно не вытекающих из учебного процесса обязанностей либо отказу от использования своих прав, а также осуществлять вмешательство в личную жизнь и унижать человеческое достоинство учащегося. В случае совершения администрацией или работниками указанных учреждений таких противоправных действий учащиеся, права которых нарушены, либо их законные представители вправе требовать в судебном порядке возмещения учебно-воспитательными учреждениями причиненного ущерба.

Статья 7. Права молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг

1. Молодые граждане независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности и социального положения, уровня доходов имеют право на гарантированное получение необходимого минимума социальных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 1 настоящего Закона.
Государством устанавливается система социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами указанных социальных услуг.
2. Права молодых граждан, предусмотренные настоящей статьей, гарантируются государством, а в случае нарушения - защита их прав осуществляется в установленном законом порядке.
3. Государственные, общественные органы и должностные лица не вправе принимать решения и осуществлять другие действия, влекущие снижение объема предоставляемых молодым гражданам социальных услуг, а равно ухудшение их качества по сравнению с гарантированным уровнем.
Неправомерные действия и решения государственных и общественных органов, должностных лиц могут быть обжалованы в суд в соответствии с существующим законодательством. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, его представителем, а также представителем молодежной организации или органа государственной службы по делам молодежи.
4. Государство оказывает необходимую финансовую и иную материальную поддержку общественным и другим объединениям и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению молодежи социальными услугами, устанавливает льготный правовой режим их деятельности, а также, используя методы государственного экономического регулирования, стимулирует инвестиции в создание условий для социального становления и развития молодежи.

Статья 8. Обеспечение экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан

1. Государством устанавливается система мер по социально-экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодых граждан, молодых семей, объединившихся для осуществления указанной деятельности коллективов молодых граждан.
Названные меры включают предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечение необходимыми средствами производства и производственными помещениями, страхование их коммерческих рисков, выдачу соответственно проработанных поручительств и гарантий, а также финансирование обучения и разработки учредительных документов, обеспечение информацией о действующем законодательстве и методическими рекомендациями по его применению.
2. Молодым гражданам и молодым семьям предоставляются льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, долгосрочные кредиты на приобретение жилых домов и квартир, уплату вступительных паевых взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение платы за обучение в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели.
Такие потребительские кредиты выдаются банками в СССР под пониженные проценты и погашаются в льготном порядке, устанавливаемом законодательством республик.
3. Государство обеспечивает учащимся и студентам учебных заведений, военнослужащим действительной срочной службы преимущественный режим для пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями путем установления льготных цен на их посещение.
Союзные, республиканские, местные органы государственной власти и их исполнительно-распорядительные органы устанавливают указанным категориям молодых граждан льготы на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и городским транспортом, предусматривая компенсацию транспортным отраслям и предприятиям из соответствующих бюджетов.
Льготный режим может также распространяться на пользование транспортными средствами при пассажирских перевозках в порядке молодежного туризма, в том числе международного молодежного туризма и международных молодежных обменов.

Раздел III. Организационные основы осуществления государственной молодежной политики в СССР

Статья 9. Обеспечение государственной молодежной политики

1. В Союзном бюджете, республиканских и местных бюджетах в соответствующих разделах предусматриваются ассигнования, необходимые для финансирования мероприятий в области государственной молодежной политики.
2. В составе государственных программ социального и экономического развития предусматривается целенаправленное проведение мероприятий по осуществлению государственной молодежной политики.
3. При организации законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления определяются структура и порядок деятельности их органов, обеспечивающие учет интересов молодых граждан и особенностей защиты их прав.
4. В целях реализации государственной молодежной политики и обеспечения надлежащей социальной защищенности молодых граждан на всей территории Союза ССР создается государственная служба по делам молодежи.

Статья 10. Государственная служба по делам молодежи

1. Деятельность государственной службы по делам молодежи на союзном, республиканском и местном уровнях осуществляется под непосредственным руководством исполнительно-распорядительных органов власти.
Порядок образования государственной службы по делам молодежи на союзном уровне определяется Кабинетом Министров СССР. В республиках государственная служба по делам молодежи образуется в порядке, определяемом законодательством республик.
В состав государственной службы по делам молодежи помимо ее органов входят инспекции по охране прав несовершеннолетних и молодежи, а также социальные службы различного профиля.
2. Государственная служба по делам молодежи:
разрабатывает проекты комплексных и целевых программ, социальные нормы и нормативы в области осуществления государственной молодежной политики, подготавливает другие решения в данной области, координирует и контролирует их исполнение;
участвует в разработке проектов программ экономического и социального развития, проектов соответствующих бюджетов;
заключает с представителями работодателей (собственников или уполномоченных ими органов) и соответствующими территориальными и отраслевыми объединениями профсоюзов генеральные соглашения, предусматривающие мероприятия по социально-экономической защите, охране труда и трудоиспользованию молодых работников;
обеспечивает оказание непосредственной социальной помощи и иных услуг несовершеннолетним, другим молодым гражданам, нуждающимся в специальной социальной поддержке;
обеспечивает охрану прав и законных интересов несовершеннолетних и других молодых граждан, осуществляет контроль за организацией опеки и попечительства;
предоставляет дотации и субсидии молодежным и детским организациям;
осуществляет финансирование программ (проектов) молодежных, других общественных и иных организаций по оказанию социальной помощи молодым гражданам и осуществлению общественно полезных инициатив молодежи;
осуществляет иные возложенные на нее функции.

Статья 11. Социальные службы для молодежи

1. Социальные службы для молодежи осуществляют следующие функции:
информирование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни;
консультирование несовершеннолетних, других молодых граждан и их родителей, психологическая, педагогическая, наркологическая и юридическая помощь;
социальная помощь молодой семье;
помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу недостатков их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным несовершеннолетним гражданам;
социальная работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;
помощь в адаптации молодым гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством Союза ССР и республик.
2. К деятельности в системе социальных служб для молодежи в качестве социальных работников допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку либо прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Статья 12. Привлечение негосударственных организаций и граждан к социальной помощи молодежи

Привлечение негосударственных организаций и отдельных граждан к деятельности по оказанию социальной помощи молодежи осуществляется на договорной основе. В договоре, заключаемом между указанными организациями либо лицами, с одной стороны, и органами государственной службы по делам молодежи соответствующего уровня - с другой, определяются виды и содержание оказываемых этими организациями или лицами услуг, условия их финансовой либо иной материальной поддержки государственной службой, требования к качеству оказываемых услуг.