(Утративший силу) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-I "Об общих началах...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
определение общих социально-экономических, организационных, правовых начал и направлений государственной молодежной политики на всей территории СССР;
определение основ правового статуса молодежных организаций;
установление общесоюзных социальных норм и нормативов, определяющих развитие молодежи и гарантии ее прав;
регулирование основ организации и деятельности государственной службы по делам молодежи;
утверждение и осуществление общесоюзных комплексных и целевых программ в области государственной молодежной политики в СССР;
распоряжение финансовыми средствами, предназначенными на реализацию государственной молодежной политики СССР из Союзного бюджета, а также распоряжение по согласованию с республиками средствами, добровольно передаваемыми республиками Союзу ССР на эти цели;
осуществление международных контактов по вопросам государственной молодежной политики от имени Союза ССР;
законодательное регулирование на основе полномочий, передаваемых республиками, иных отношений межреспубликанского характера в сфере государственной молодежной политики.
2. К ведению республик относятся все вопросы формирования и осуществления государственной молодежной политики, за исключением вопросов, отнесенных частью 1 статьи 2 настоящего Закона к ведению Союза ССР.

Статья 3. Законодательство о государственной молодежной политике в СССР

Настоящим Законом в соответствии с Конституцией СССР и определяемыми Съездом народных депутатов СССР основными направлениями внутренней и внешней политики СССР устанавливаются общие принципы и положения государственной молодежной политики в СССР.
Действие настоящего Закона в части прав и обязанностей граждан, вытекающих из общих принципов и положений государственной молодежной политики, распространяется на граждан СССР в возрасте до 30 лет, если иное не предусмотрено законодательством республик.
Реализация государственной молодежной политики в СССР обеспечивается законодательными актами Союза ССР и республик, принимаемыми в соответствии с Конституцией СССР и конституциями республик.

Статья 4. Законодательство о государственной молодежной политике в СССР и международные договоры

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и иных актах законодательства Союза ССР о государственной молодежной политике, то применяются правила международного договора.

Раздел II. Правовая и социальная защищенность молодежи

Статья 5. Гарантии правовой и социальной защищенности молодых граждан

1. Молодые граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут обязанности, предусмотренные для граждан СССР Конституцией СССР, конституциями республик и другими законодательными актами.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав и свобод (дискриминация) молодых граждан в зависимости от возраста, кроме предусмотренных законом, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Союза ССР и республик.
Не допускается возложение на молодых граждан каких бы то ни было дополнительных обязанностей, в том числе в области соблюдения государственного и общественного порядка, по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан, за исключением случаев, когда такие обязанности специально предусмотрены законодательными актами Союза ССР и республик.
2. Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особый порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления их прав могут устанавливаться только законом.
Предусмотренные законом принудительные меры воспитательного характера, в том числе не являющиеся уголовным наказанием, применяются к несовершеннолетним гражданам только по приговору либо соответственно по решению суда.
Государственные органы и должностные лица, педагогические и социальные работники не могут использовать в отношении несовершеннолетних меры воздействия, основанные на публичном распространении сведений о совершенных несовершеннолетними деяниях, содержащих признаки преступления, и правонарушениях, за исключением случаев, когда названные меры являются видом уголовного наказания или административного взыскания либо относятся к принудительным мерам воспитательного характера, применяемым по решению суда.

Статья 6. Обеспечение прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями

1. Правоотношения между молодыми гражданами и учебно-воспитательными учреждениями основываются на равенстве участников этих отношений.
2. Права и обязанности учащихся во взаимоотношениях с администрацией учебно-воспитательных учреждений устанавливаются законодательными актами Союза ССР и республик, а также решениями органов самоуправления учебно-воспитательных учреждений, в принятии которых участвуют учащиеся либо их законные представители, договорами (соглашениями) между учащимися, их коллективами и администрацией учебно-воспитательных учреждений.
3. Администрация и работники учебно-воспитательных учреждений не вправе принуждать учащегося к исполнению непосредственно не вытекающих из учебного процесса обязанностей либо отказу от использования своих прав, а также осуществлять вмешательство в личную жизнь и унижать человеческое достоинство учащегося. В случае совершения администрацией или работниками указанных учреждений таких противоправных действий учащиеся, права которых нарушены, либо их законные представители вправе требовать в судебном порядке возмещения учебно-воспитательными учреждениями причиненного ущерба.

Статья 7. Права молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг

1. Молодые граждане независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности и социального положения, уровня доходов имеют право на гарантированное получение необходимого минимума социальных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 1 настоящего Закона.
Государством устанавливается система социальных норм и нормативов, закрепляющих гарантированный уровень получения молодыми гражданами указанных социальных услуг.
2. Права молодых граждан, предусмотренные настоящей статьей, гарантируются государством, а в случае нарушения - защита их прав осуществляется в установленном законом порядке.
3. Государственные, общественные органы и должностные лица не вправе принимать решения и осуществлять другие действия, влекущие снижение объема предоставляемых молодым гражданам социальных услуг, а равно ухудшение их качества по сравнению с гарантированным уровнем.
Неправомерные действия и решения государственных и общественных органов, должностных лиц могут быть обжалованы в суд в соответствии с существующим законодательством. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, его представителем, а также представителем молодежной организации или органа государственной службы по делам молодежи.
4. Государство оказывает необходимую финансовую и иную материальную поддержку общественным и другим объединениям и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению молодежи социальными услугами, устанавливает льготный правовой режим их деятельности, а также, используя методы государственного экономического регулирования, стимулирует инвестиции в создание условий для социального становления и развития молодежи.

Статья 8. Обеспечение экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан

1. Государством устанавливается система мер по социально-экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодых граждан, молодых семей, объединившихся для осуществления указанной деятельности коллективов молодых граждан.
Названные меры включают предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечение необходимыми средствами производства и производственными помещениями, страхование их коммерческих рисков, выдачу соответственно проработанных поручительств и гарантий, а также финансирование обучения и разработки учредительных документов, обеспечение информацией о действующем законодательстве и методическими рекомендациями по его применению.
2. Молодым гражданам и молодым семьям предоставляются льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, долгосрочные кредиты на приобретение жилых домов и квартир, уплату вступительных паевых взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение платы за обучение в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели.
Такие потребительские кредиты выдаются банками в СССР под пониженные проценты и погашаются в льготном порядке, устанавливаемом законодательством республик.
3. Государство обеспечивает учащимся и студентам учебных заведений, военнослужащим действительной срочной службы преимущественный режим для пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными учреждениями путем установления льготных цен на их посещение.
Союзные, республиканские, местные органы государственной власти и их исполнительно-распорядительные органы устанавливают указанным категориям молодых граждан льготы на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и городским транспортом, предусматривая компенсацию транспортным отраслям и предприятиям из соответствующих бюджетов.
Льготный режим может также распространяться на пользование транспортными средствами при пассажирских перевозках в порядке молодежного туризма, в том числе международного молодежного туризма и международных молодежных обменов.

Раздел III. Организационные основы осуществления государственной молодежной политики в СССР

Статья 9. Обеспечение государственной молодежной политики

1. В Союзном бюджете, республиканских и местных бюджетах в соответствующих разделах предусматриваются ассигнования, необходимые для финансирования мероприятий в области государственной молодежной политики.
2. В составе государственных программ социального и экономического развития предусматривается целенаправленное проведение мероприятий по осуществлению государственной молодежной политики.
3. При организации законодательной, исполнительной, судебной власти и местного самоуправления определяются структура и порядок деятельности их органов, обеспечивающие учет интересов молодых граждан и особенностей защиты их прав.
4. В целях реализации государственной молодежной политики и обеспечения надлежащей социальной защищенности молодых граждан на всей территории Союза ССР создается государственная служба по делам молодежи.

Статья 10. Государственная служба по делам молодежи

1. Деятельность государственной службы по делам молодежи на союзном, республиканском и местном уровнях осуществляется под непосредственным руководством исполнительно-распорядительных органов власти.