(Действующий) Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 г. N 772/26-5 "О базисных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 г. N 772/26-5 "О базисных учебных планах общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа"

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе:
Базисный учебный план общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение N 1);
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение N 2);
Рекомендации по использованию базисных учебных планов общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение N 3).
Вышеуказанные базисные учебные планы подготовлены Министерством в целях реализации пункта 1 статьи 15, пункта 19 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и могут быть использованы при разработке учебных планов специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.
Заместитель министра
Е.Е.Чепурных
Приложение N 1
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Базисный учебный план
общеобразовательной подготовки
специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого и закрытого типа

┌───┬──────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ N │ Учебные предметы │ Количество часов по предметам в неделю (по │
│п/п│ │ классам) │
│ │ │ │
│ │ ├─────┬──────┬────┬──────┬────┬────┬───┬────┬────┤
│ │ │ I │ II │III │ IV │ V │ VI │VII│VIII│ IX │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│1. │Русский язык │ 5 │ 5 │ 5 │ 5 │ 6 │ 5 │ 5 │ 3 │ 2 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│2. │Чтение, литература│ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 3 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│3. │Математика │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │ 5 │ 5 │ 5 │ 5 │ 5 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│4. │История │ - │ - │ - │ - │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 3 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│5. │Обществознание, │ - │ - │ 1 │ 1 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │
│ │граждановедение, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │право │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│6. │География │ - │ - │ - │ - │ - │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│7. │Окружающий мир,│ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 2 │ - │ - │ - │ - │
│ │природоведение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│8. │Биология │ - │ - │ - │ - │ - │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│9. │Физика │ - │ - │ │ - │ - │ - │ 2 │ 2 │ 2 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│10.│Химия │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ - │ 2 │ 2 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│11.│Иностранный язык │ - │ - │ - │ - │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 2 │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│12.│Технология, │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │
│ │трудовое обучение,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │черчение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│13.│Физическая │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │
│ │культура, ОБЖ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│14.│Изобразительное │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ - │
│ │искусство │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│15.│Музыка │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ - │
├───┴──────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│Общее количество часов│ 20 │ 20 │ 21 │ 21 │ 26 │ 27 │29 │ 30 │ 30 │
│в неделю (по классам) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│Обязательные занятия│ 5 │ 5 │ 4 │ 4 │ 5 │ 5 │ 5 │ 5 │ 5 │
│по выбору,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│факультативные, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│индивидуальные и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│групповые занятия│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(6-дневная учебная│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│неделя) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│Максимальный объем│ 25 │ 25 │ 25 │ 25 │ 31 │ 32 │34 │ 35 │ 35 │
│учебной нагрузки│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│воспитанника при│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│6-дневной учебной│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│неделе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│Обязательные занятия│ 2 │ 2 │ 1 │ 1 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │
│по выбору,│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│факультативные, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│индивидуальные и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│групповые занятия│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(5-дневная учебная│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│неделя) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼────┼──────┼────┼────┼───┼────┼────┤
│Максимальный объем│ 22 │ 22 │ 22 │ 22 │ 28 │ 29 │31 │ 32 │ 32 │
│учебной нагрузки│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│воспитанника при│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│5-дневной учебной│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│неделе │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────┴─────┴──────┴────┴──────┴────┴────┴───┴────┴────┘

Пояснительная записка
к Базисному учебному плану общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Базисный учебный план общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, реализующих программы начального общего и основного общего образования, составлен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. N 322.
Базисный учебный план общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может служить основой для разработки учебного плана общеобразовательной подготовки конкретного учреждения.
При разработке учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа не допускаются:
увеличение указанного максимального количества часов на изучение общеобразовательных дисциплин по каждому классу;
уменьшение количества часов на изучение русского языка, литературы и математики.
Учитывая специфику учреждения, его педагогический состав и состав воспитанников, при разработке учебного плана общеобразовательной подготовки представляется возможным:
реализовывать региональный (национально-региональный) компонент в каждой образовательной области инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, кроме образовательной области "Математика" и предметов "физика" и "химия";
реализовывать региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения за счет вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа;
изменять количество часов, отведенных на изучение отдельных предметов, в установленных пределах общего количества часов при сохранении количества часов на изучение русского языка, литературы и математики;
увеличивать количество часов на предметы, влияющие на правовое образование воспитанников (обществознание, граждановедение, право и др.);
предусматривать изучение предметов "изобразительное искусство", "музыка", "иностранный язык" в рамках программ дополнительного образования;
вводить дополнительные часы предмета "физическая культура" за счет часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана и/или в рамках программ дополнительного образования (в соответствии с совместным приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования от 16.07.02 N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации");
предусматривать углубленное изучение предметов "технология", "трудовое обучение", "черчение" в рамках инвариантной и вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования;
организовывать производительный труд и трудовую практику воспитанников в рамках вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования;
уменьшать общее количество часов в неделю (как правило, не более чем до 20 часов) с использованием высвобождаемого объема учебного времени для организации профессиональной подготовки и производительного труда воспитанников;
осуществлять интеграцию отдельных курсов.
При организации в специальном учебно-воспитательном учреждении профессиональной подготовки воспитанников, достигших возраста 14 лет, в целях исключения дублирования предметы "технология", "трудовое обучение" и "черчение" предусматриваются в Базисном учебном плане профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 2).
Приложение N 2
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Базисный учебный план
профессиональной подготовки
специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого и закрытого типа

┌──────────┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ N п/п │ Курсы предметы │ Общее количество │
│ │ │ часов │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1. │Общетехнический цикл: │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Черчение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Электротехника │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Другие предметы │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 2. │Общепрофессиональный (отраслевой) цикл:│ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Материаловедение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Общая технология производства │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Охрана труда │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Автоматизация производства │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Экономика отрасли и предприятия │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Другие предметы │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3. │Профессиональный цикл: │ x │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3.1. │Базовый курс │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Специальные предметы (основы) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Производственное обучение│ │
│ │(лабораторно-практические работы,│ │
│ │практика) │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3.2. │Специальный курс │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Специальные предметы (специализация) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Производственное обучение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Практика │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Резерв времени для профессиональной│ │
│ │подготовки │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Консультации │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Экзамены │ x │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ Итого │ │ 958 - 1908 │
└──────────┴───────────────────────────────────────┴────────────────────┘

Пояснительная записка
к Базисному учебному плану профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа составлен на основе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, введенной приказом Минобразования России от 22 июня 1994 г. N 215, и модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, введенной приказом Минобразования России от 21 октября 1994 г. N 407.
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа сориентирован на профессиональную подготовку воспитанников, достигших возраста 14 лет, не имеющих основного общего образования, по профессиям 1-й ступени квалификации в соответствии с Перечнем профессий профессиональной подготовки, согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и утвержденным приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477. В нем указывается примерный объем учебного времени, необходимого для освоения программы профессиональной подготовки, в том числе - резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может служить основой для разработки рабочего учебного плана профессиональной подготовки по конкретной профессии конкретного учреждения.
При разработке рабочего учебного плана профессиональной подготовки с учетом специфики профессии определяются:
срок обучения;
количество часов на дисциплины общетехнического, общепрофессионального (отраслевого) и профессионального циклов,
полный перечень изучаемых предметов;
перечень предметов, выносимых на экзамены;
структура учебного года, годовой календарный учебный график;
число учебных дней в неделю (5 или 6);
резерв времени, консультации и др.
При разработке рабочего учебного плана по обучению вторым (смежным) профессиям предполагается сокращение общего количества учебных часов Базисного учебного плана профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа за счет исключения материала, ранее изученного воспитанником при получении первой профессии.
Приложение N 3