(Действующий) Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 г. N 772/26-5 "О базисных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
вводить дополнительные часы предмета "физическая культура" за счет часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана и/или в рамках программ дополнительного образования (в соответствии с совместным приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования от 16.07.02 N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации");
предусматривать углубленное изучение предметов "технология", "трудовое обучение", "черчение" в рамках инвариантной и вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования;
организовывать производительный труд и трудовую практику воспитанников в рамках вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования;
уменьшать общее количество часов в неделю (как правило, не более чем до 20 часов) с использованием высвобождаемого объема учебного времени для организации профессиональной подготовки и производительного труда воспитанников;
осуществлять интеграцию отдельных курсов.
При организации в специальном учебно-воспитательном учреждении профессиональной подготовки воспитанников, достигших возраста 14 лет, в целях исключения дублирования предметы "технология", "трудовое обучение" и "черчение" предусматриваются в Базисном учебном плане профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 2).
Приложение N 2
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Базисный учебный план
профессиональной подготовки
специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого и закрытого типа

┌──────────┬───────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ N п/п │ Курсы предметы │ Общее количество │
│ │ │ часов │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1. │Общетехнический цикл: │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Черчение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Электротехника │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Другие предметы │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 2. │Общепрофессиональный (отраслевой) цикл:│ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Материаловедение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Общая технология производства │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Охрана труда │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Автоматизация производства │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Экономика отрасли и предприятия │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Другие предметы │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3. │Профессиональный цикл: │ x │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3.1. │Базовый курс │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Специальные предметы (основы) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Производственное обучение│ │
│ │(лабораторно-практические работы,│ │
│ │практика) │ │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 3.2. │Специальный курс │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Специальные предметы (специализация) │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Производственное обучение │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Практика │ │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Резерв времени для профессиональной│ │
│ │подготовки │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Консультации │ x │
│ ├───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ │Экзамены │ x │
├──────────┼───────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ Итого │ │ 958 - 1908 │
└──────────┴───────────────────────────────────────┴────────────────────┘

Пояснительная записка
к Базисному учебному плану профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа составлен на основе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, введенной приказом Минобразования России от 22 июня 1994 г. N 215, и модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, введенной приказом Минобразования России от 21 октября 1994 г. N 407.
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа сориентирован на профессиональную подготовку воспитанников, достигших возраста 14 лет, не имеющих основного общего образования, по профессиям 1-й ступени квалификации в соответствии с Перечнем профессий профессиональной подготовки, согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и утвержденным приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477. В нем указывается примерный объем учебного времени, необходимого для освоения программы профессиональной подготовки, в том числе - резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может служить основой для разработки рабочего учебного плана профессиональной подготовки по конкретной профессии конкретного учреждения.
При разработке рабочего учебного плана профессиональной подготовки с учетом специфики профессии определяются:
срок обучения;
количество часов на дисциплины общетехнического, общепрофессионального (отраслевого) и профессионального циклов,
полный перечень изучаемых предметов;
перечень предметов, выносимых на экзамены;
структура учебного года, годовой календарный учебный график;
число учебных дней в неделю (5 или 6);
резерв времени, консультации и др.
При разработке рабочего учебного плана по обучению вторым (смежным) профессиям предполагается сокращение общего количества учебных часов Базисного учебного плана профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа за счет исключения материала, ранее изученного воспитанником при получении первой профессии.
Приложение N 3
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Рекомендации
по использованию базисных учебных планов общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменением), Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 (с изменениями и дополнениями), специальное учебно-воспитательное учреждение призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
Содержание образования в конкретном специальном учебно-воспитательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, самостоятельно разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением.
При организации образовательного процесса в специальном учебно-воспитательном учреждении следует учитывать особенности контингента воспитанников:
наличие у воспитанников различных нарушений физического и психического здоровья, нарушений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы (несформированность функций внимания, памяти, мышления, нарушения коммуникативной сферы, недостаточность или отсутствие мотивации к обучению и т.д.);
отставание образовательного ценза вновь поступающих воспитанников от их возрастного ценза;
наличие серьезных пробелов в знаниях воспитанников;
несформированность или слабая сформированность учебных и трудовых навыков;
отсутствие единых сроков пребывания, поступления и выпуска воспитанников.
Для каждого воспитанника психолого-медико-педагогическая комиссия учреждения с учетом особенностей его психофизического развития, образовательного уровня, потенциальных возможностей определяет индивидуальный вариант обучения: выбирается соответствующий учебный план (планы), устанавливается продолжительность периода устранения пробелов в знаниях, определяются начало и окончание освоения воспитанником образовательных программ.
Предлагаемые базисные учебные планы дают возможность обеспечить личностно ориентированный подход к воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа при получении каждым из них образования с учетом их образовательного потенциала, времени поступления в учреждение, планируемых сроков пребывания в нем, фактического уровня знаний при поступлении.
1. Воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения, не имеющие основного общего образования, за время пребывания в учреждении могут освоить общеобразовательную программу за один или несколько классов в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1).
Следует принимать во внимание, что для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен (пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании").
С учетом специфики организации обучения воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений допускается увеличение сроков освоения воспитанниками образовательных программ по сравнению с общеобразовательными учреждениями.
Для воспитанников, образовательный ценз которых значительно отстает от их возрастного ценза, а также для воспитанников, проявляющих осознанную потребность в ускоренном курсе обучения, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии учреждения можно организовывать их ускоренную общеобразовательную подготовку в рамках государственных образовательных стандартов.
Воспитанники могут ограничиться получением только общего образования (без получения профессиональной подготовки или начального профессионального образования). При этом следует руководствоваться Базисным учебным планом общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1) (для I - IX классов) и Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. N 322 (для X, XI классов).
Государственную (итоговую) аттестацию выпускников следует проводить в сроки, устанавливаемые Минобразованием России, в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1075 (в редакции приказов Минобразования России от 16.03.01 N 1022, от 25.06.02 N 2398 и от 21.01.03 N 135). По окончании реализации программ основного общего или среднего (полного) общего образования выпускник должен получить документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании и/или аттестат о среднем (полном) общем образовании в соответствии с вышеназванным Положением.
Вместе с тем важнейшим направлением социализации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, подготовки их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения является обеспечение их трудовой подготовки, профессиональной подготовки и начального профессионального образования.
В частности, для воспитанников, не достигших возраста 14 лет, представляется возможным организовывать углубленное изучение предметов "технология", "трудовое обучение" и "черчение" в рамках инвариантной и вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования.
2. Воспитанники, достигшие возраста 14 лет, могут получить параллельно с общим образованием профессиональную подготовку по отдельным профессиям Перечня профессий профессиональной подготовки, утвержденного приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477, в соответствии с Базисным учебным планом профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 2).
При определении перечня профессий, которые могут получить воспитанники учреждения, следует, насколько это возможно, учитывать наряду с интересами, способностями, психофизическими и возрастными особенностями несовершеннолетних востребованность конкретной профессии, обеспечивающую в дальнейшем конкурентоспособность выпускников учреждения на рынке труда.
Получение вышеуказанных профессий не должно быть связано с вредными и опасными условиями труда, а также с использованием материально-технической базы повышенной сложности.