Действующий
Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 июля 2011 г. N 171-т/3 "Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки"
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086, 2010; N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051), а также учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на Правлении Федеральной службы по тарифам (протокол Правления ФСТ России от 26 июля 2011 года N 44-т), приказываю:
Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов все данные перевозки.
1. Утвердить прилагаемые Методические указания
по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки
Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 1 (часть I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть I), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть I), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281), Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (часть I), ст. 3597; N 30 (часть II), ст. 3616; N 52 (часть I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21), Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616) и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643).
1. Настоящие Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643, расчёту экономически обоснованного уровня тарифов.
3. Методические указания определяют основные положения по расчёту необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на услуги, связанные с перевозкой в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, регулируемые в соответствии с
Расчёт экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении осуществляется регулирующим органом для следующих субъектов регулирования: ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), ОАО АК "Железные дороги Якутии" (далее - ОАО АК "ЖДЯ"), которые совмещают функции владельца инфраструктуры и перевозчика, ОАО "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК"), осуществляющей железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, владеющей железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином вещном праве.
II. Основные методологические положения по расчету экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе")
- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в общих вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);
- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);
- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в моторвагонном подвижном составе (в вагонах 1, 2 и 3 классов в составе пассажирских и скорых поездов).
пункте 4 Методических указаний, производится расчёт необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:
5. В целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки, указанные в
- затраты субъекта регулирования, определяемые на период регулирования по соответствующей группе регулируемых услуг с учётом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объёмов работ (услуг) и степени влияния изменения объёмов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключённых субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;
- нормативная прибыль, определяемая исходя из размера согласованных капитальных затрат субъекта регулирования, отнесённых непосредственно на регулируемую деятельность, с учётом иных источников финансирования инвестиций (собственных и привлечённых), предусмотренных на период регулирования инвестиционной программой субъекта регулирования.
Необходимая валовая выручка определяется по каждому виду регулируемых перевозок дифференцированно по тарифным составляющим: в части перевозок в локомотивной тяге - вагонной, локомотивной, инфраструктурной, вокзальной, в части перевозок в моторвагонной тяге - моторвагонной, инфраструктурной, вокзальной.
пунктом 4 настоящих Методических указаний, исходя из размера необходимой валовой выручки, определённой по соответствующему виду перевозок на текущий период регулирования и очередной период регулирования, проектируемого на текущий и очередной периоды регулирования размера доходов по соответствующему виду регулируемых услуг при условии работы субъекта регулирования по действующим тарифам (с учётом их индексации, предусмотренной на соответствующий период регулирования), ожидаемой в текущем периоде и прогнозируемой на очередной период регулирования динамики пассажирооборота.
7. Экономически обоснованный уровень тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе определяется и устанавливается в виде коэффициентов приведения действующих тарифов к экономически обоснованному уровню. Данные коэффициенты приведения рассчитываются отдельно по каждому виду регулируемых перевозок, предусмотренных
При этом Методические указания позволяют в том числе определить коэффициенты приведения тарифов к экономически обоснованному уровню дифференцированно по тарифным составляющим затрат.
- бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности (копии приказа об учетной политике организации, для целей бухгалтерского учета и для налогового учета, заверенные в установленном порядке) за отчётный период, предшествующий текущему периоду регулирования (с поквартальной разбивкой);
- о показателях эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании, представляемой на основании статистической отчётности субъекта регулирования за отчётный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 1 к Методическим указаниям;
- о доходах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", представляемой на основании управленческой и статистической отчётности субъекта регулирования в разрезе тарифных составляющих за отчётный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 2 к Методическим указаниям;
- о затратах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", с группировкой по статьям расходов и элементам затрат, представляемой по форме управленческой отчётности в разрезе тарифных составляющих за отчётный период, предшествующий текущему периоду регулирования, исходные данные для проектирования затрат на текущий и очередной периоды регулирования по каждой тарифной составляющей согласно приложению 3 к Методическим указаниям для ОАО "РЖД", приложению 4 - для ОАО АК "ЖДЯ", приложению 5 - для ОАО "ФПК";
- прогноза показателей бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках (с расшифровкой прочих доходов и расходов) на текущий период регулирования и очередной период регулирования;
- прогноза показателей эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании на текущий период регулирования и очередной период регулирования согласно приложению 6 к Методическим указаниям;
- прогноза доходов по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании" на текущий период регулирования и очередной период регулирования согласно приложениям 7 к Методическим указаниям;
- оценка ожидаемых затрат в текущем периоде и прогноз затрат субъекта регулирования на перевозки пассажиров в дальнем следовании по видам регулируемых услуг в разрезе тарифных составляющих согласно приложениям 8, 9 к Методическим указаниям;
- утверждённой инвестиционной программы развития с указанием объектов капитальных вложений и сумм финансирования по каждому источнику;
- сводной аналитической справки об изменении затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании в регулируемом секторе и объёмов данных перевозок с указанием факторов, обусловивших эти изменения;
- реестра договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями и услуги, оказываемые субъектом регулирования иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам, копии договоров на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением регулируемой деятельности, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями (по запросу регулирующего органа);
- о мероприятиях по оптимизации расходов субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании и экономический эффект от данных мероприятий, ожидаемый в текущем периоде (по году) и прогнозируемый на очередной период регулирования.
приложении 10 к Методическим указаниям.
9. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на регулируемые перевозки пассажиров в дальнем следовании, выполняется также с использованием документов (пояснительной записки), обосновывающих прогнозный уровень затрат и объемных показателей работы, а также размер долей затрат, зависящих и независящих от объёмов работы, учитываемых при проектировании расходов на период регулирования. Результаты расчёта необходимой валовой выручки по видам регулируемых перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в разрезе тарифных составляющих сводятся в III. Расчет затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе")
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 года N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1 (часть II), ст. 18, N 23, ст. 2289, N 33 (часть I), ст. 3413, 3421, 3429, N 49, ст. 4554, 4564, N 53 (часть I), ст. 5015, 5023; 2002, N 1 (часть I), ст. 4, N 22, ст. 2026, N 30, ст. 3021, 3027, 3033, N 52 (часть I), ст. 5132, 5138; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 11, N 19, ст. 1749, N 21, ст. 1958, N 22, ст. 2066, N 23, ст. 2174, N 24, ст. 2432, N 26, ст. 2567, N 27 (часть I), ст. 2700, N 28, ст. 2874, 2879, 2886, N 46 (часть I), ст. 4435, 4443, 4444, N 50, ст. 4849, N 52 (часть I), ст. 5030, ст. 5038; 2004, N 15, ст. 1342, N 27, ст. 2711, 2713, 2715, N 30, ст. 3083, 3084, 3088, N 31, ст. 3219, 3220, 3222, 3231, N 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3523, 3524, 3525, 3527, N 35, ст. 3607, N 41, ст. 3994, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (часть I), ст. 9, 29, 30, 31, 34, 38, N 21, ст. 1918, N 23, ст. 2201, N 24, ст. 2312, N 25, ст. 2427, 2428, 2429, N 27, ст. 2707, 2710, 2713, 2717, N 30 (часть I), ст. 3101, 3104, 3112, 3117, 3118, N 30 (часть II), ст. 3128, 3129, 3130, N 43, ст. 4350, N 50, ст. 5246, 5249, N 52 (часть I), ст. 5581, N 55 (часть I), ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12, 16, N 3, ст. 280, N 10, ст. 1065, N 12, ст. 1233, N 23, ст. 2380, 2382, N 27, ст. 2881, N 30, ст. 3295, N 31 (часть I), ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4627, 4628, 4629, 4630, 4738, N 47, ст. 4819, N 50, ст. 5279, 5286, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 1 (часть I), ст. 7, 20, 31, 39, N 13, ст. 1465, N 21, ст. 2461, 2462, 2463, N 22, ст. 2563, 2564, N 23, ст. 2691, N 31, ст. 3991, 3995, 4013, N 45, ст. 5416, 5417, 5432, N 46, ст. 5553, 5554, 5557, N 49, ст. 6045, 6046, 6071, N 50, ст. 6237, 6245, 6246; 2008, N 18, ст. 1942, N 26, ст. 3022, N 27, ст. 3126, N 30 (часть I), ст. 3577, 3591, 3598, 3611, 3614, N 30 (часть II), ст. 3616, N 42, ст. 4697, N 48, ст. 5500, 5503, 5504, 5519, N 49, ст. 5723, 5749, N 52 (часть I), ст. 6218, 6219, 6227, 6236, 6237; 2009, N 1, ст. 13, 19, 21, 22, 31, N 11, ст. 1265, N 18 (часть I), ст. 2147, N 23, ст. 2772, 2775, N 26, ст. 3123, N 27, ст. 3383, N 29, ст. 3582, 3598, 3602, 3625, 3638, 3639, 3641, 3642, N 30, ст. 3735, 3739, N 39, ст. 4534, N 44, ст. 5171, N 45, ст. 5271, N 48, ст. 5711, 5725, 5726, 5731, 5732, 5733, 5734, 5737, N 51, ст. 6153, 6155, N 52 (часть I), ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 1, ст. 128; N 15, ст. 1737; ст. 1746; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524; N 23, ст. 2794; N 25, ст. 3070; N 28, ст. 3553; N 31, ст. 4176, 4186, 4198; N 32, ст. 4298; N 40, ст. 4969; N 45, ст. 5750, 5756; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6034; N 48, ст. 6247, 6248, 6249, 6250, 6251; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37; N 11, ст. 1492, 1494; N 17, ст. 2311, 2318; N 23, ст. 3265; N 24, ст. 3357; N 26, ст. 3652; Российская газета, N 157, 21.07.2011; Российская газета, N 159, 22.07.2011).
10. Определение содержания затрат, учитываемых при формировании тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе, и оценка их обоснованности производится в соответствии с
Расходы субъектов регулирования, непосредственно вызванные процессом производства при организации железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в соответствующей доле пропорционально прямым производственным затратам или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.
Прочие расходы, учитываемые в структуре затрат субъекта регулирования, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, включают расходы, связанные с оплатой расчётно-кассового обслуживания, инкассации денежных средств, проценты за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), расходы, связанные с продажей иностранной валюты, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности, и относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в соответствующей доле пропорционально доходам по видам деятельности или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.