(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 "Статистические...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 "Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2005 г. N 111-ст)

Statistical methods. Guidance on application for according to GOST R ISO 9001

Дата введения - 1 июля 2005 г.
Введен впервые

Введение

Цель настоящего стандарта состоит в том, чтобы помочь организациям в выборе статистических методов, используемых при разработке, внедрении, поддержке и улучшении системы менеджмента качества согласно требованиям ИСО 9001:2000.
Необходимость применения статистических методов вызвана изменчивостью в поведении и результатах фактически всех процессов даже в условиях очевидной стабильности. Такая изменчивость наблюдается для количественных характеристик изделий и процессов, а также для данных, используемых на различных стадиях жизненного цикла изделий - от исследования рынка до сервисного обслуживания и окончательной утилизации изделий.
Статистические методы используют при измерении, описании, анализе, интерпретации и моделировании такой изменчивости даже при наличии относительно ограниченного количества данных. Статистический анализ этих данных может способствовать лучшему пониманию характера, степени и причин изменчивости. Это может помочь в решении и даже предотвращении проблем, обусловленных такой изменчивостью.
Таким образом, статистические методы позволяют лучше использовать имеющиеся данные для принятия решения и тем самым способствуют повышению качества продукции и процессов, а также достижению удовлетворенности потребителя. Статистические методы применяют на стадиях исследования рынка, проектирования, разработки, производства, верификации, монтажа и обслуживания.
Настоящий стандарт предоставляет организациям руководство по выбору статистических методов. Критерии определения потребности в статистических методах и пригодности выбранных методов остаются прерогативой организаций.
Статистические методы, описанные в настоящем стандарте, пригодны также для использования с другими стандартами серии ИСО 9000.

1 Область применения

Настоящий стандарт представляет собой руководство по выбору статистических методов при разработке, внедрении, поддержке и улучшении системы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001. Руководство разработано на основе требований ИСО 9001, которые предполагают использование количественных данных и последующий выбор статистических методов для их обработки.
Статистические методы, приведенные в настоящем стандарте, не ограничивают организации в использовании иных подходящих для них методов. Кроме того, настоящий стандарт не регламентирует сами статистические методы и способы их применения.
Стандарт не предназначен для контрактных, регламентных или сертификационных целей, он также не устанавливает перечень обязательных для применения статистических методов, контролируемый при проверке выполнения требований ИСО 9001. Обоснованием для применения статистических методов является то, что их применение способствует повышению эффективности системы качества.
Примечание - Применяемый в настоящем стандарте термин "продукция" является универсальным и используется в соответствии с ИСО 9000 по отношению к изделиям, услугам, обработанным материалам или комбинации этих категорий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования

3 Определение потенциальных потребностей в статистических методах

Потребности в количественных данных, связанные с выполнением требований ИСО 9001, определены в таблице 1. Для каждой потребности приведены один или несколько статистических методов.
Примечание - Статистические методы могут применяться и для качественных данных, если их можно преобразовать в количественные.
Статистические методы не указаны, если нет потребности в количественных данных в соответствии с выполнением требований ИСО 9001.
В таблице 1 приведены только хорошо известные и широко используемые методы.
Каждый из методов, указанных в таблице 1, кратко описан в разделе 4, что помогает оценить пригодность и значение методов, а также принять решение об их использовании в конкретном случае.

4 Описание статистических методов

4.1 Основные положения

В таблице 1 указаны следующие статистические методы или семейства методов:
- описательная статистика;
- планирование экспериментов;
Таблица 1

Потребности в количественных данных и соответствующих статистических методиках

Пункт/подпункт ИСО 9001
Потребность в использовании количественных данных
Статистический метод
4 Система менеджмента качества4.1 Общие требованияСм. введение
4.2 Требования к документации4.2.1 Общие положения4.2.2 Руководство по качеству4.2.3 Управление документацией4.2.4 Управление записямиНе определена
5 Ответственность руководства5.1 Обязательства руководстваНе определена
5.2 Ориентация на потребителяОпределить требования клиентаСм. 7.2.2 таблицы
Оценить удовлетворенность потребителяСм. 8.2.1 таблицы
5.3 Политика в области качества5.4 Планирование5.4.1 Цели в области качества5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией5.5.1 Ответственность и полномочия5.5.2 Представитель руководства5.5.3 Внутренний обмен информацией5.6 Анализ со стороны руководства5.6.1 Общие положенияНе определена
5.6.2 Входные данные для анализа:а) результаты аудитов (проверок)Получить и оценить контрольные данныеОписательная статистика; выборочный контроль
b) обратная связь от потребителейПолучить и оценить данные обратной связи с потребителемОписательная статистика; выборочный контроль
с) функционирование процессов и соответствие продукцииОценить результаты выполнения процесса и соответствие продукцииОписательная статистика; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом
d) статус предупреждающих и корректирующих действийПолучить и оценить данные от предупреждающих и корректирующих действийОписательная статистика
5.6.3 Выходные данные анализаНе определена
6 Менеджмент ресурсов6.1 Обеспечение ресурсами6.2 Человеческие ресурсы6.2.1 Общие положения6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка:а)b)Не определена
с) оценивать результативность предпринятых мерОценить компетентность, эффективность обученияОписательная статистика; выборочный контроль
d)е)6.3 ИнфраструктураНе определена
6.4 Производственная средаКонтролировать рабочую средуОписательная статистика; карты статистического управления процессом
7 Процессы жизненного цикла продукции7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукцииНе определена
7.2 Процессы, связанные с потребителями7.2.1 Определение требований, относящихся к продукцииНе определена
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукцииОценить способность организации выполнять установленные требованияОписательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; контроль; статистическое назначение допусков
7.2.3 Связь с потребителями7.3 Проектирование и разработка7.3.1 Планирование проектирования и разработки7.3.2 Входные данные для проектирования и разработкиНе определена
7.3.3 Выходные данные для проектирования и разработкиПроверять, что результаты проектирования удовлетворяют входным требованиямОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль;моделирование; анализ временных рядов
7.3.4 Анализ проекта и разработкиНе определена
7.3.5 Верификация проекта и разработкиПроверить, что выходные данные проектирования и разработки удовлетворяют входным требованиямОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; моделирование
7.3.6 Валидация проекта и разработкиПроверить соответствие продукции требованиям к установленному или предполагаемому использованию
7.3.7 Управление изменениями проекта и разработкиОценить и подтвердить правильность изменений проектаОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль
7.4 Закупки7.4.1 Процесс закупокГарантировать, что купленное изделие соответствует требованиям закупки. Оценить способность поставщиков поставлять продукцию, соответствующую требованиям организацииОписательная статистика; планирование экспериментов; проверки гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль
7.4.2 Информация по закупкам
7.4.3 Верификация закупленной продукцииУстановить и осуществить осмотр и другие действия, чтобы гарантировать, что купленная продукция соответствует установленным требованиямОписательная статистика; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; анализ надежности; выборочный контроль
7.5 Производство и обслуживание7.5.1 Управление производством и обслуживаниемКонтролировать и управлять производством и обслуживаниемОписательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживанияВалидация контроля и управления процессами, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услугОписательная статистика; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
7.5.4 Собственность потребителейПроверить характеристики собственности потребителяОписательная статистика; выборочный контроль
7.5.5 Сохранение соответствия продукцииКонтролировать качество продукции при внутренней обработке, упаковке и храненииОписательная статистика; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измеренийГарантировать, что процесс и оборудование для мониторинга и измерений удовлетворяют установленным требованиямОписательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; статистическое назначение допусков; анализ временных рядов
Оценить правильность предыдущих измерений при необходимостиОписательная статистика; проверка гипотез; анализ измерений; регрессионный анализ; выборочный контроль; статистическое назначение допусков; анализ временных рядов
8 Измерения, анализ и улучшение
8.1 Общие положенияНе определена
8.2 Мониторинг и измерение8.2.1 Удовлетворенность потребителейКонтроль и анализ информации, имеющие отношение к удовлетворенности потребителяОписательная статистика;выборочный контроль
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)Планировать программу внутреннего аудита, составлять отчет о результатах внутреннего аудита
8.2.3 Мониторинг и измерение процессовКонтролировать и измерять процессы системы менеджмента качества для демонстрации способности процесса достигнуть запланированных результатовОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.2.4 Мониторинг и измерение продукцииКонтроль и измерение характеристик продукции на соответствующих стадиях производства для проверки выполнения установленных требованийОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.3 Управление несоответствующей продукциейОпределить степень несоответствия поставленной продукцииОписательная статистика; выборочный контроль
Перепроверить исправленную продукцию, чтобы гарантировать ее соответствие требованиямСм. 8.2.4 таблицы
8.4 Анализ данныхПолучить и анализировать данные, чтобы оценить эффективность системы менеджмента качества управления и возможности для усовершенствования в отношении:
а) удовлетворенности потребителяСм. 8.2.1 таблицы
b) соответствия требованиям к продукцииСм. 8.2.4 таблицы
с) характеристик и тенденций процессов и продукции, возможности принятия предупреждающих действийСм. 8.2.3 таблицы
d) поставщиковСм. 7.4.1 таблицы
8.5 Улучшение8.5.1 Постоянное улучшениеУлучшить систему менеджмента качества на основе использования количественных данных в следующих областях:
- проектирование и разработкаСм. 7.3.3, 7.3.5, 7.3.6 таблицы
- закупкиСм. 7.4.1, 7.4.3 таблицы
- обеспечение производства и обслуживанияСм. 7.5.1, 7.5.2, 7.5.5 таблицы
- управление устройствами для мониторинга и измеренийСм. 7.6 таблицы
8.5.2 Корректирующие действияАнализировать данные, имеющие отношение к несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)Описательная статистика; дизайн; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.5.3 Предупреждающие действияАнализировать данные, имеющие отношение к несоблюдениям и потенциальным несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)
- проверка гипотез;
- измерительный анализ;
- анализ возможностей процесса;
- регрессионный анализ;
- анализ надежности;
- выборочный контроль;
- моделирование;
- карты статистического контроля процесса (карты СКП);
- статистическое назначение допуска;
- анализ временных рядов.
Следует иметь в виду, что для многих методов описательная статистика (в т.ч. графические методы) составляет важную часть.
Выбор метода и способ его применения зависят от конкретных обстоятельств и поставленной цели.
Краткое описание каждого метода или семейства методов, перечисленных выше, дано в 4.2-4.13. Описания предназначены для оценки применимости и преимуществ использования методов при выполнении требований системы менеджмента качества. Однако практическое применение указанных методов потребует более детального описания, которое в настоящем стандарте не приводится.
Имеется большое количество общедоступной информации по статистическим методам, а именно: учебников, журналов, отчетов, отраслевых справочников и других источников информации, - которая может помочь организациям в эффективном использовании статистических методов.

4.2 Описательная статистика

4.2.1 Предмет