(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 "Статистические...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В таблице 1 приведены только хорошо известные и широко используемые методы.
Каждый из методов, указанных в таблице 1, кратко описан в разделе 4, что помогает оценить пригодность и значение методов, а также принять решение об их использовании в конкретном случае.

4 Описание статистических методов

4.1 Основные положения

В таблице 1 указаны следующие статистические методы или семейства методов:
- описательная статистика;
- планирование экспериментов;
Таблица 1

Потребности в количественных данных и соответствующих статистических методиках

Пункт/подпункт ИСО 9001
Потребность в использовании количественных данных
Статистический метод
4 Система менеджмента качества4.1 Общие требованияСм. введение
4.2 Требования к документации4.2.1 Общие положения4.2.2 Руководство по качеству4.2.3 Управление документацией4.2.4 Управление записямиНе определена
5 Ответственность руководства5.1 Обязательства руководстваНе определена
5.2 Ориентация на потребителяОпределить требования клиентаСм. 7.2.2 таблицы
Оценить удовлетворенность потребителяСм. 8.2.1 таблицы
5.3 Политика в области качества5.4 Планирование5.4.1 Цели в области качества5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией5.5.1 Ответственность и полномочия5.5.2 Представитель руководства5.5.3 Внутренний обмен информацией5.6 Анализ со стороны руководства5.6.1 Общие положенияНе определена
5.6.2 Входные данные для анализа:а) результаты аудитов (проверок)Получить и оценить контрольные данныеОписательная статистика; выборочный контроль
b) обратная связь от потребителейПолучить и оценить данные обратной связи с потребителемОписательная статистика; выборочный контроль
с) функционирование процессов и соответствие продукцииОценить результаты выполнения процесса и соответствие продукцииОписательная статистика; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом
d) статус предупреждающих и корректирующих действийПолучить и оценить данные от предупреждающих и корректирующих действийОписательная статистика
5.6.3 Выходные данные анализаНе определена
6 Менеджмент ресурсов6.1 Обеспечение ресурсами6.2 Человеческие ресурсы6.2.1 Общие положения6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка:а)b)Не определена
с) оценивать результативность предпринятых мерОценить компетентность, эффективность обученияОписательная статистика; выборочный контроль
d)е)6.3 ИнфраструктураНе определена
6.4 Производственная средаКонтролировать рабочую средуОписательная статистика; карты статистического управления процессом
7 Процессы жизненного цикла продукции7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукцииНе определена
7.2 Процессы, связанные с потребителями7.2.1 Определение требований, относящихся к продукцииНе определена
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукцииОценить способность организации выполнять установленные требованияОписательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; контроль; статистическое назначение допусков
7.2.3 Связь с потребителями7.3 Проектирование и разработка7.3.1 Планирование проектирования и разработки7.3.2 Входные данные для проектирования и разработкиНе определена
7.3.3 Выходные данные для проектирования и разработкиПроверять, что результаты проектирования удовлетворяют входным требованиямОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль;моделирование; анализ временных рядов
7.3.4 Анализ проекта и разработкиНе определена
7.3.5 Верификация проекта и разработкиПроверить, что выходные данные проектирования и разработки удовлетворяют входным требованиямОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; моделирование
7.3.6 Валидация проекта и разработкиПроверить соответствие продукции требованиям к установленному или предполагаемому использованию
7.3.7 Управление изменениями проекта и разработкиОценить и подтвердить правильность изменений проектаОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль
7.4 Закупки7.4.1 Процесс закупокГарантировать, что купленное изделие соответствует требованиям закупки. Оценить способность поставщиков поставлять продукцию, соответствующую требованиям организацииОписательная статистика; планирование экспериментов; проверки гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль
7.4.2 Информация по закупкам
7.4.3 Верификация закупленной продукцииУстановить и осуществить осмотр и другие действия, чтобы гарантировать, что купленная продукция соответствует установленным требованиямОписательная статистика; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; анализ надежности; выборочный контроль
7.5 Производство и обслуживание7.5.1 Управление производством и обслуживаниемКонтролировать и управлять производством и обслуживаниемОписательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживанияВалидация контроля и управления процессами, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услугОписательная статистика; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
7.5.4 Собственность потребителейПроверить характеристики собственности потребителяОписательная статистика; выборочный контроль
7.5.5 Сохранение соответствия продукцииКонтролировать качество продукции при внутренней обработке, упаковке и храненииОписательная статистика; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измеренийГарантировать, что процесс и оборудование для мониторинга и измерений удовлетворяют установленным требованиямОписательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; статистическое назначение допусков; анализ временных рядов
Оценить правильность предыдущих измерений при необходимостиОписательная статистика; проверка гипотез; анализ измерений; регрессионный анализ; выборочный контроль; статистическое назначение допусков; анализ временных рядов
8 Измерения, анализ и улучшение
8.1 Общие положенияНе определена
8.2 Мониторинг и измерение8.2.1 Удовлетворенность потребителейКонтроль и анализ информации, имеющие отношение к удовлетворенности потребителяОписательная статистика;выборочный контроль
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)Планировать программу внутреннего аудита, составлять отчет о результатах внутреннего аудита
8.2.3 Мониторинг и измерение процессовКонтролировать и измерять процессы системы менеджмента качества для демонстрации способности процесса достигнуть запланированных результатовОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.2.4 Мониторинг и измерение продукцииКонтроль и измерение характеристик продукции на соответствующих стадиях производства для проверки выполнения установленных требованийОписательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.3 Управление несоответствующей продукциейОпределить степень несоответствия поставленной продукцииОписательная статистика; выборочный контроль
Перепроверить исправленную продукцию, чтобы гарантировать ее соответствие требованиямСм. 8.2.4 таблицы
8.4 Анализ данныхПолучить и анализировать данные, чтобы оценить эффективность системы менеджмента качества управления и возможности для усовершенствования в отношении:
а) удовлетворенности потребителяСм. 8.2.1 таблицы
b) соответствия требованиям к продукцииСм. 8.2.4 таблицы
с) характеристик и тенденций процессов и продукции, возможности принятия предупреждающих действийСм. 8.2.3 таблицы
d) поставщиковСм. 7.4.1 таблицы
8.5 Улучшение8.5.1 Постоянное улучшениеУлучшить систему менеджмента качества на основе использования количественных данных в следующих областях:
- проектирование и разработкаСм. 7.3.3, 7.3.5, 7.3.6 таблицы
- закупкиСм. 7.4.1, 7.4.3 таблицы
- обеспечение производства и обслуживанияСм. 7.5.1, 7.5.2, 7.5.5 таблицы
- управление устройствами для мониторинга и измеренийСм. 7.6 таблицы
8.5.2 Корректирующие действияАнализировать данные, имеющие отношение к несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)Описательная статистика; дизайн; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.5.3 Предупреждающие действияАнализировать данные, имеющие отношение к несоблюдениям и потенциальным несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)
- проверка гипотез;
- измерительный анализ;
- анализ возможностей процесса;
- регрессионный анализ;
- анализ надежности;
- выборочный контроль;
- моделирование;
- карты статистического контроля процесса (карты СКП);
- статистическое назначение допуска;
- анализ временных рядов.
Следует иметь в виду, что для многих методов описательная статистика (в т.ч. графические методы) составляет важную часть.
Выбор метода и способ его применения зависят от конкретных обстоятельств и поставленной цели.
Краткое описание каждого метода или семейства методов, перечисленных выше, дано в 4.2-4.13. Описания предназначены для оценки применимости и преимуществ использования методов при выполнении требований системы менеджмента качества. Однако практическое применение указанных методов потребует более детального описания, которое в настоящем стандарте не приводится.
Имеется большое количество общедоступной информации по статистическим методам, а именно: учебников, журналов, отчетов, отраслевых справочников и других источников информации, - которая может помочь организациям в эффективном использовании статистических методов.

4.2 Описательная статистика

4.2.1 Предмет

Термин "описательная статистика" применяют к процедурам для представления количественных данных способом, который позволяет определить характеристики распределения данных.
Типичные исследуемые характеристики данных - это расположение центра данных (наиболее часто описываемое средним значением) и рассеивание данных или разброс (обычно измеряемые интервалом или стандартным отклонением). Другой характеристикой является распределение данных, для которого имеются количественные меры, описывающие форму распределения (например, степень асимметрии).
Информация, представляемая описательной статистикой, часто может просто и эффективно передаваться с помощью различных графических методов, которые включают в себя:
- диаграммы, отражающие тенденции изменения наблюдаемой характеристики во времени;
- график относительного разброса двух переменных, когда значение одной из них откладывается на оси х, а соответствующее значение другой - на оси у;
- гистограмма, отражающая распределение наблюдаемой характеристики.
Имеется большое количество графических методов, которые могут быть полезны для анализа и представления данных.
Диапазон таких методов простирается от простых методов построения гистограмм, круговых диаграмм до представлений более сложного характера, использующих многомерную графику с несколькими переменными и специальные шкалы, такие как вероятностные графики.
Использование графических методов полезно для выявления необычного поведения данных, которое непросто обнаружить при количественном анализе. Эти методы широко используют при проверке соотношений между переменными и при оценке параметров, которые описывают такие соотношения. Графические методы эффективно используют для комплексного рассмотрения и представления сложных данных.
Описательную статистику (в т.ч. графические методы) применяют во многих статистических методах, приведенных в настоящем стандарте. Их следует рассматривать как необходимый компонент статистического анализа.

4.2.2 Область распространения

Метод используют для общего рассмотрения и описания данных. Он обычно является начальным шагом при анализе количественных данных и использовании других статистических процедур.
Характеристики выборочных данных могут служить основанием для выводов относительно характеристик всей совокупности данных с заданными уровнями доверия и ошибки.

4.2.3 Достоинства

Метод предлагает эффективный и относительно простой способ рассмотрения и описания данных, а также удобный способ представления такой информации. В частности, графические методы очень удобны для представления и передачи информации.
Описательная статистика применима во всех случаях использования данных и может быть полезна при анализе и принятии решений.

4.2.4 Ограничения и предостережения

Описательная статистика дает возможность определить количественные характеристики выборочных данных (такие, как среднее значение и стандартное отклонение). Однако эти характеристики зависят от ограничений, связанных с размером выборки и используемым методом. Кроме того, они не могут использоваться для оценки характеристик генеральной совокупности, из которой была взята выборка, если статистические предположения, связанные с осуществлением выборки, не выполнены.

4.2.5 Примеры применения

Описательная статистика является полезной при использовании количественных данных. Количественные данные могут представлять собой информацию об изделии, процессе или одном из аспектов системы менеджмента качества. Некоторые примеры применений описательной статистики:
- определение основных характеристик продукции (таких как среднеквадратическое отклонение);
- описание поведения некоторого параметра процесса, такого как температура печи;
- исследование времени доставки или времени ответа (в сфере услуг);
- анализ данных реакции потребителя, таких как удовлетворенность и неудовлетворенность;