(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14004-2007 "Системы экологического...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
р) информацию об опасных материалах, включая сведения о потенциальном воздействии на окружающую среду каждого из них, и об измерениях, которые необходимо провести при аварийном выбросе или сбросе;
q) планы подготовки (персонала) и оценки результативности;
r) процесс оценки последствий аварии с целью определения корректирующих и предупреждающих действий.

4.5 Контроль

Общие указания - Контроль
Методы контроля включают в себя измерения, мониторинг и оценку экологической результативности организации. Для идентификации и предупреждения возможных проблем до того, как они возникнут, следует предпринимать предупреждающие действия. Корректирующие действия включают в себя идентификацию и устранение проблем в системе экологического менеджмента.
Процессы идентификации несоответствия системы экологического менеджмента и выполнения корректирующего или предупреждающего действия помогают организации обеспечить нормальное функционирование системы экологического менеджмента. Сохранение записей и эффективное управление ими обеспечивает организацию надежным источником информации о результатах функционирования системы экологического менеджмента. Проведение периодических аудитов системы экологического менеджмента помогает организации убедиться в том, что система разработана и функционирует в соответствии с установленным планом. Все эти инструменты используют для оценки результативности.

4.5.1 Мониторинг и измерения

Организации следует обеспечить регулярный системный подход к проведению измерений и мониторинга экологической результативности. Мониторинг включает в себя сбор информации, например данных измерений, проводимых во времени. Измерения могут быть как количественные, так и качественные. Цели проведения мониторинга и измерений в системе экологического менеджмента заключаются в следующем:
a) отслеживание прогресса в соблюдении обязательств, содержащихся в экологической политике, в достижении экологических целей и выполнении экологических задач, а также в постоянном повышении результативности;
b) получение информации для идентификации значимых экологических аспектов;
c) мониторинг количества выбросов и сбросов для оценки соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
d) мониторинг количества расхода воды, энергии и/или сырьевых материалов - отвечает ли такое количество расхода достижению экологических целей и выполнению экологических задач;
e) предоставление данных для поддерживания или оценки управления операциями;
f) предоставление данных для оценки экологической результативности организации;
g) предоставление данных для оценки функционирования системы экологического менеджмента.
Для достижения этих целей организации следует определить, что, где, когда и какими методами необходимо измерять. Большую часть ресурсов следует сосредоточить на наиболее важных измерениях. Организации следует идентифицировать ключевые характеристики процессов и своей деятельности, которые могут быть измерены и которые предоставят наиболее полезную информацию.
Примечание - Указания по показателям результативности приведены в 4.3.3.3.
Измерения следует проводить в контролируемых условиях методами, обеспечивающими получение достоверных результатов таких измерений, как адекватная калибровка или верификация (поверка) средств измерений и мониторинга, использование квалифицированного персонала и подходящих методов управления качеством.
Если необходимо гарантировать достоверность измерений, измерительное оборудование следует калибровать или поверять в установленные временные интервалы или перед использованием по соответствующим стандартам. Если таких стандартов не существуют, то база, используемая для калибровки, должна быть зарегистрирована. Документированные процедуры измерений и мониторинга обеспечивают необходимую совместимость измерений и способствуют получению точных данных.
Результаты измерений и мониторинга следует анализировать и использовать для идентификации как успешных действий, так и областей, где требуется коррекция или улучшение.

4.5.2 Оценка соответствия

Организации следует разработать, внедрить и поддерживать процедуру периодической оценки соответствия законодательным требованиям, которые применимы к ее экологическим аспектам как часть обязательств по обеспечению соответствия. Организации следует регистрировать результаты такой оценки.
Область применения оценки соответствия может охватывать как многочисленные законодательные, так и любые отдельные требования. Оценку соответствия проводят различными методами, включая:
a) аудиты;
b) анализ документов и/или записей;
c) инспектирование средств производства (оборудования);
d) интервью (опросы);
е) анализ проекта или выполняемых работ;
f) обычный выборочный анализ или анализ результатов испытаний и/или верификация выборки/тестирование;
g) посещение предприятия и/или прямое наблюдение.
Организации следует определить периодичность и метод оценки соответствия, принимая во внимание размеры, тип и уровень сложности. При определении периодичности учитывают такие факторы, как, например, обеспечение соответствия, достигнутое в прошлом, или специфические законодательные требования. Для организации может оказаться предпочтительным, чтобы периодический анализ проводили независимые лица.
Программа оценки соответствия может быть интегрирована с другой деятельностью по оценке. Это могут быть аудиты систем менеджмента, оценка системы менеджмента здоровья и безопасности труда или инспекционные проверки, или контроль обеспечения качества.
Аналогичным образом организации следует периодически оценивать соответствие другим требованиям, которые организация обязалась выполнять (оценка соответствия другим требованиям приведена в 4.3.2.2). Организация может разработать отдельный процесс для проведения таких оценок или объединить ее с оценкой соответствия законодательным требованиям (см. 4.5.1), с процессом анализа со стороны руководства или с другими процессами оценки. Записи о проведении периодических оценок необходимо поддерживать в рабочем состоянии.

4.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

Для того чтобы система экологического менеджмента оставалась эффективной, организации следует внедрить процедуры систематической идентификации фактического(их) и потенциального(ых) несоответствия^), внесения исправлений и принятия корректирующих и предупреждающих действий до появления проблемы. Несоответствие является результатом невыполнения требований. Требования могут быть установлены в отношении системы менеджмента или в отношении экологической результативности. Могут возникнуть ситуации, когда часть экологической системы не функционирует так, как предполагалось, или требования к экологической результативности не выполняются.
Можно привести следующие примеры таких ситуаций, связанные:
a) с функционированием системы:
1) не установлены экологические цели и задачи;
2) не распределена ответственность в рамках системы экологического менеджмента, такая, как ответственность за достижение экологических целей и выполнение экологических задач или ответственность за подготовленность к аварийным ситуациям и реагированию на них;
3) не проводится периодическая оценка соответствия законодательным требованиям;
b) с экологической результативностью:
1) не решаются задачи снижения энергопотребления;
2) не выполняются требования по техническому обслуживанию в установленные сроки;
3) не выполняются критерии операций (например, параметры выходят за допустимые границы).
Процесс внутреннего аудита системы экологического менеджмента, описанный в 4.5.5, является одним из средств периодической идентификации несоответствий. Идентификация несоответствий может также проводиться в рамках повседневных обязанностей лиц, чья работа имеет непосредственное отношение к выполняемым операциям и которые могут заметить потенциально возможные или уже возникшие проблемы.
Если несоответствие идентифицировано, то следует проанализировать и определить его причину, чтобы корректирующее действие было сконцентрировано на соответствующей части системы. При разработке плана устранения несоответствия организации следует рассмотреть, какие действия необходимо предпринять, чтобы смягчить возникшую проблему, какие изменения необходимо провести, чтобы исправить ситуацию (восстановить нормальное функционирование), и что необходимо сделать, чтобы предотвратить повторение возникшей проблемы (устранить ее причину(ы)). Характер и сроки выполнения таких действий должны соответствовать характеру и масштабу несоответствия, а также уровню его воздействия на окружающую среду.
Если потенциальная проблема идентифицирована, но фактического несоответствия не существует, то следует предпринять предупреждающие действия с использованием аналогичного подхода. Потенциальные проблемы могут быть идентифицированы с использованием таких методов, как экстраполяция результатов предпринятых корректирующих действий по устранению фактических несоответствий в другой области, где выполняется подобная деятельность, либо с использованием метода анализа трендов (тенденций) или анализа имеющихся опасностей при выполнении данной операции.
Управляющему персоналу (менеджменту) следует обеспечивать выполнение корректирующих и предупреждающих действий и систематически отслеживать их результативность.
Разработка процедур, ориентированных на фактические и потенциальные несоответствия, и выполнение корректирующих и предупреждающих действий, помогает обеспечить согласованность этого процесса. В таких процедурах следует распределить ответственность, полномочия и определить меры для планирования и выполнения корректирующих и предупреждающих действий. Если в результате предпринятых действий необходимо внести изменения в систему экологического менеджмента, то используемый процесс должен обеспечить соответствующую актуализацию и утверждение связанной с этими изменениями документации, проведение соответствующего обучения персонала, ведение записей и доведение информации о внесенных изменениях до всех лиц, которым эта информация необходима.