(Действующий) Информационное письмо Федеральной службой страхового надзора от 8...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Необходимо ли получение специальным должностным лицом нового свидетельства (с прохождением внеочередного обучения) в случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что после последнего целевого инструктажа прошло менее года?
Ответ.
В случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что целевой инструктаж необходимо проходить не реже одного раза в год, получение специальным должностным лицом организации нового свидетельства о прохождении целевого инструктажа не требуется.
Вопрос N 7.
Каким образом обеспечить выполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), если первый закон обязывает страховую организацию идентифицировать клиентов и запрещает информировать их о целях идентификации, при этом, хранить и обновлять эти данные не менее пяти лет, а второй закон требует обязательно документировать согласие клиентов на обработку их персональных данных, с учётом уничтожения этих сведений после прекращения с клиентами каких-либо обязательственных отношений?
Ответ.
В соответствии с п/п 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, согласие субъекта не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего её цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Федеральным законом N 115-ФЗ установлена обязанность идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании в организации. Таким образом, согласие субъекта на обработку его персональных данных, устанавливаемых в целях идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, не требуется.
Вопрос N 8.
Допускается ли использование услуг сторонних провайдеров (российских организаций или международных компаний, работающих через своё российское представительство) для осуществления процедуры выявления среди физических лиц, находящихся и принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ), а также их ближайших родственников?
Ответ.
В соответствии с п/п 1.3. п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в частности, страховые организации), обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание.
На основании рекомендаций международных организаций в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, при выявлении ИПДЛ, возможно использовать документы и сведения, полученные при идентификации клиента, сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников (периодические издания, поисковые сервисы в Интернете), а также коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.
Вместе с тем, процедуры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся, либо принимаемых на обслуживание, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые, должны проводить самостоятельно.
Вопрос N 9.
Необходимо ли страховым организациям представлять в Росфинмониторинг сведения по форме 3-СПД по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в части выплачиваемых выкупных сумм, а также выплат, связанных с участием в инвестиционном доходе страховой организации?
Ответ.
В соответствии с пунктом 1. статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I), для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы.
В соответствии с пунктом 2 "Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни", утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2009 N 32н, формирование страховых резервов по страхованию жизни осуществляется в целях оценки обязательств страховщика, выраженных в денежной форме, по предстоящим страховым выплатам и обслуживанию этих обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования (в части принятия страхового риска), относящимся к страхованию жизни, которое обеспечивает защиту имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни страхователей (застрахованных), предусмотренных договором страхования (рождение ребенка, бракосочетание, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца, утрата трудоспособности (инвалидность), заболевания, представляющие опасность для жизни), в том числе с участием страхователя (застрахованного) в инвестиционном доходе страховщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 4015-I, страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание:
- положения пункта 7 статьи 10 Закона N 4015-I;
- экономическую сущность страховых резервов, как денежной оценки обязательств страховых организаций, в том числе, по осуществлению выплат выкупных сумм;
- цель Федерального закона N 115-ФЗ - защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- характер операции по досрочному расторжению договора страхования, в том числе, с целью получения выкупной суммы, являющейся подозрительной на легализацию доходов, полученных преступным путём, в большей мере, чем при доведении договора страхования жизни до страховой выплаты,
Росстрахнадзор рекомендует страховым организациям относить указанные операции к операциям, имеющим повышенный уровень риска, и представлять по ним сведения в уполномоченный орган как о подозрительных операциях (код вида операции - 6001). При определении порогового значения суммы, на которую совершается операция (выплата выкупной суммы по договору страхования жизни), с участием в инвестиционном доходе страховой организации, из общей величины выкупной суммы с инвестиционным доходом следует вычитать размер инвестиционного дохода.
Одновременно сообщаем, что ответом на Вопрос N 7 Информационного письма Росстрахнадзора от 05.06.2008 N 3119/03-04 следует считать нижеизложенное.
Ответ:
Необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе о сделках с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее.
При этом, в случае оказания услуг по страхованию недвижимого имущества, суммой операции, подлежащей обязательному контролю и представлению сведений о ней в Росфинмониторинг, будет являться сумма сделки с недвижимым имуществом (т.е. стоимость застрахованного имущества).
Кроме того, обращаем внимание, что договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее, также являются сделками, подпадающими под обязательный контроль, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг. В данном случае суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды (на дату заключения договора аренды).
В случае, если в договоре аренды недвижимого имущества указана общая сумма сделки, соответствующая размеру, указанному в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, и при этом договор подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то обязанность представления в Росфинмониторинг информации возникает с момента государственной регистрации аренды недвижимого имущества.
Вместе с тем, в случае, когда страховой организации известен срок, на который заключается договор, и размер разового арендного платежа, организация имеет возможность самостоятельно вычислить сумму сделки. В данном случае, суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды.
Обязанность же представлять в уполномоченный орган информацию об операции по достижению пороговой суммы (3 000 000 рублей) возникает только в том случае, когда в договоре аренды общая сумма сделки не указывается, размер арендного платежа не превышает порогового значения, а срок, на который заключается договор аренды, не определён, и общую сумму по договору вычислить невозможно.