Действующий
Необходимо ли получение специальным должностным лицом нового свидетельства (с прохождением внеочередного обучения) в случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что после последнего целевого инструктажа прошло менее года?
В случаях реорганизации страховой организации, изменения наименования и т.д., или перемены места работы специального должностного лица, учитывая то, что целевой инструктаж необходимо проходить не реже одного раза в год, получение специальным должностным лицом организации нового свидетельства о прохождении целевого инструктажа не требуется.
Каким образом обеспечить выполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ), если первый закон обязывает страховую организацию идентифицировать клиентов и запрещает информировать их о целях идентификации, при этом, хранить и обновлять эти данные не менее пяти лет, а второй закон требует обязательно документировать согласие клиентов на обработку их персональных данных, с учётом уничтожения этих сведений после прекращения с клиентами каких-либо обязательственных отношений?
В соответствии с п/п 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, согласие субъекта не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего её цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
Федеральным законом N 115-ФЗ установлена обязанность идентифицировать лиц, находящихся на обслуживании в организации. Таким образом, согласие субъекта на обработку его персональных данных, устанавливаемых в целях идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, не требуется.
Допускается ли использование услуг сторонних провайдеров (российских организаций или международных компаний, работающих через своё российское представительство) для осуществления процедуры выявления среди физических лиц, находящихся и принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее - ИПДЛ), а также их ближайших родственников?
В соответствии с п/п 1.3. п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в частности, страховые организации), обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание.
На основании рекомендаций международных организаций в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, при выявлении ИПДЛ, возможно использовать документы и сведения, полученные при идентификации клиента, сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников (периодические издания, поисковые сервисы в Интернете), а также коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.
Вместе с тем, процедуры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся, либо принимаемых на обслуживание, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые, должны проводить самостоятельно.
Необходимо ли страховым организациям представлять в Росфинмониторинг сведения по форме 3-СПД по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в части выплачиваемых выкупных сумм, а также выплат, связанных с участием в инвестиционном доходе страховой организации?
В соответствии с пунктом 1. статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-I), для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы.
В соответствии с пунктом 2 "Порядка формирования страховых резервов по страхованию жизни", утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.04.2009 N 32н, формирование страховых резервов по страхованию жизни осуществляется в целях оценки обязательств страховщика, выраженных в денежной форме, по предстоящим страховым выплатам и обслуживанию этих обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования (в части принятия страхового риска), относящимся к страхованию жизни, которое обеспечивает защиту имущественных интересов, связанных с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, а также с наступлением иных событий в жизни страхователей (застрахованных), предусмотренных договором страхования (рождение ребенка, бракосочетание, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца, утрата трудоспособности (инвалидность), заболевания, представляющие опасность для жизни), в том числе с участием страхователя (застрахованного) в инвестиционном доходе страховщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 4015-I, страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
- экономическую сущность страховых резервов, как денежной оценки обязательств страховых организаций, в том числе, по осуществлению выплат выкупных сумм;
- цель Федерального закона N 115-ФЗ - защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
- характер операции по досрочному расторжению договора страхования, в том числе, с целью получения выкупной суммы, являющейся подозрительной на легализацию доходов, полученных преступным путём, в большей мере, чем при доведении договора страхования жизни до страховой выплаты,
Росстрахнадзор рекомендует страховым организациям относить указанные операции к операциям, имеющим повышенный уровень риска, и представлять по ним сведения в уполномоченный орган как о подозрительных операциях (код вида операции - 6001). При определении порогового значения суммы, на которую совершается операция (выплата выкупной суммы по договору страхования жизни), с участием в инвестиционном доходе страховой организации, из общей величины выкупной суммы с инвестиционным доходом следует вычитать размер инвестиционного дохода.
Вопрос N 7 Информационного письма Росстрахнадзора от 05.06.2008 N 3119/03-04 следует считать нижеизложенное.
Одновременно сообщаем, что ответом на
Необходимо учитывать, что в Федеральном законе отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые организации, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности - банковской, страховой, деятельности на рынке ценных бумаг и т.п.
Таким образом, страховые компании должны сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, в том числе о сделках с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее.
При этом, в случае оказания услуг по страхованию недвижимого имущества, суммой операции, подлежащей обязательному контролю и представлению сведений о ней в Росфинмониторинг, будет являться сумма сделки с недвижимым имуществом (т.е. стоимость застрахованного имущества).
Кроме того, обращаем внимание, что договоры аренды недвижимого имущества, заключенные на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей, или превышающую ее, также являются сделками, подпадающими под обязательный контроль, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг. В данном случае суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды (на дату заключения договора аренды).
В случае, если в договоре аренды недвижимого имущества указана общая сумма сделки, соответствующая размеру, указанному в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, и при этом договор подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то обязанность представления в Росфинмониторинг информации возникает с момента государственной регистрации аренды недвижимого имущества.
Вместе с тем, в случае, когда страховой организации известен срок, на который заключается договор, и размер разового арендного платежа, организация имеет возможность самостоятельно вычислить сумму сделки. В данном случае, суммой операции будет являться размер арендной платы за весь период действия договора аренды.
Обязанность же представлять в уполномоченный орган информацию об операции по достижению пороговой суммы (3 000 000 рублей) возникает только в том случае, когда в договоре аренды общая сумма сделки не указывается, размер арендного платежа не превышает порогового значения, а срок, на который заключается договор аренды, не определён, и общую сумму по договору вычислить невозможно.