Действующий
В порядке обобщения практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обращает внимание аудиторских организаций, аудиторов на следующее.
Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) аудиторские организации, аудиторы должны следовать Руководству по применению подхода, основанного на оценке риска, для бухгалтеров, принятому Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
1. При выполнении требований
Федерального закона N 115-ФЗ легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, считается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Клиентом является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.
2. В целях
пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, (далее - Операции) с контрагентами из государств и территорий:
3. При выполнении требований Федерального закона N 115-ФЗ особое внимание должно быть уделено клиентам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные в
а) предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.
Федерального закона N 115-ФЗ. Рассмотрению, в частности, подлежит соблюдение аудируемым лицом установленных Федеральным законом N 115-ФЗ или в соответствии с ним требований в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения и представления информации.
4. Исходя из положений федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", утвержденного приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90н, в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе
Федеральным законом N 115-ФЗ или в соответствии с ним требований в отношении обязательного представления/направления в уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу)*(1) сведений об операциях с денежными средствами и иным имуществом особое внимание должно быть обращено на следующее.
5. При рассмотрении соблюдения аудируемым лицом установленных
статья 5), представляет/направляет непосредственно в уполномоченный орган в сроки, установленные Федеральным законом N 115-ФЗ:
5.1. В соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (
статья 6);
1) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (
2) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников данной организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какими-либо из этих операций осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (
статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ следующие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю:
5.2. В соответствии со
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
*(2), либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
частью 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у работников данной организации на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что эти операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу независимо от того, относятся или не относятся указанные операции к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ, т.е. подлежащим обязательному контролю.
5.3. В соответствии с
статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, кредитных потребительских кооперативов, др.
6. Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных
пунктах 3-8 настоящего письма, целесообразно осуществлять при оказании сопутствующих аудиту услуг.
10. Процедуры, аналогичные указанным в
Пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрены следующие сделки и финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом:
12.