Действующий
статьями 81 - 84 Лесного кодекса (ФЗ N 200 от 4 декабря 2006 г., далее ЛК).
2. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
3. Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очагов не возлагается на лиц, использующих леса (ЛК статья 55,
- не менее, чем за 6 месяцев до начала работ, предоставить в уполномоченные органы декларацию о намеченных мероприятиях с указанием вида вредного организма, площади, способа и сроков обработки насаждений, используемого препарата;
- соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;
- обеспечивать проведение карантинных мероприятий на арендованном участке на срок проведения обработок.
пункт 1).
6. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается использование химических препаратов для локализации и ликвидации очагов (ЛК статья 49,
Санитарные правила и нормы 1.2.1077-01 от 8 ноября 2001 г. N 34):
7. Запрещается проведение обработок лесных насаждений (
- в участках леса, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов при проведении авиационных обработок и 300 м при наземных;
- в 2-км зонах при проведении авиационных обработок и 300-метровых зонах при проведении наземных работ вокруг рыбохозяйственных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, ферм и скотных дворов, птицеферм, мест выпаса скота, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, клубника, малина, смородина и др.);
- в 1-5 км зоне, в зависимости от класса опасности препарата, вокруг стационарных пасек (стационарными являются пасеки, расположенные на участках лесных и нелесных земель, оформленных в долгосрочное пользование для медосбора).
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС от 8 июля 2004 года N 329.
9. Земли лесного фонда с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с
пункт 2), размещение заказов на выполнение работ производится путем проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "Положением об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключение договоров" от 30 июня 2007 года N 418 (ЛК статья 19, пункт 2).
10. В случаях, если осуществление мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов обеспечивается уполномоченными органами (ЛК статья 19,
"Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (Утверждено приказом МПР Российской Федерации от 6 июля 2007 г. N 181). В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
11. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с требованиями
пункт 17 "Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях").
12. В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, в соответствии с их назначением, определенном в положении о биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химические препараты для охраны и защиты лесов в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы (
14. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется уполномоченными органами. Планирование осуществляется по субъектам Российской Федерации (
16. Работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, в том числе карантинных объектов, планируют, если предстоящее суммарное повреждение вредителями (вредными организмами) угрожает жизнеспособности насаждений (
17. Допустимое повреждение насаждений, выше которого могут назначаться мероприятия по локализации и ликвидации очагов, зависит от древесной породы, целевого назначения земель, вида использования лесов и некоторых биологических особенностей вредных организмов. Критерии допустимого повреждения насаждений приведены в
18. При необходимости экономического обоснования проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов используется расчет ущерба в соответствии с
19. Показатели численности основных видов вредных организмов, для расчета угрозы повреждения приведены в
- местоположение очага (субъект Российской Федерации, лесничество (лесопарк), участковое лесничество, квартал, выдел, координаты и т.п.);
- вид вредного организма, против которого будут осуществляться мероприятия борьбы (в комплексных очагах - преобладающий вредитель, названия вредителей должны соответствовать приложению 5);
- основание для включения в план ("Обоснование", декларация, объявление режима чрезвычайной ситуации).
"Обоснование проведения мер по локализации и ликвидации очага вредных организмов" (далее "Обоснование").
21. План мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, направляется на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства. К плану мероприятий прилагается
- если очаг является комплексным, и фенология развития вредителей совпадает - составляется одно "Обоснование" с подробным описанием состава комплекса и численности популяций по всем видам вредителей;
- если, в связи с особенностями биологии вредителя, требуется двукратная обработка насаждений (например, для американской белой бабочки) - составляется одно "Обоснование" с указанием двух ориентировочных сроков обработки;
- если в одном лесном участке насаждения повреждаются двумя (или более) видами вредителей, развивающихся на одной породе, но с разной фенологией развития - составляются два (или более) "Обоснований", отдельно для каждого вида насекомых;
- если на территории одного лесного участка с мозаичным расположением лиственных и хвойных древостоев одновременно действуют очаги листогрызущих и хвоегрызущих вредителей со схожей фенологией развития, и планируется использование одного препарата - составляется одно "Обоснование" с подробным описанием лесного участка, размещения лиственных и хвойных насаждений по площади, состояния популяций вредителей и насаждений.
"Обоснование" составляется лесничествами, на территории которых планируется проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, утверждается уполномоченными органами и согласовывается с главами органов местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологической безопасности населения" (N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года).
26.
"Обосновании" указывается характеристика района предполагаемых работ, приводятся особенности погодных условий, характеризуются водные объекты, располагающиеся на территории обрабатываемого участка или в непосредственной близости от него (размеры, хозяйственное значение для района).
27. В
28. Лесорастительная зона и лесной район указываются в соответствии с перечнем, утвержденным приказом МПР Российской Федерации от 28 марта 2007 года N 68, лесозащитный район и зона лесопатологической угрозы - в соответствии с утвержденным лесозащитным районированием. Целевое назначение лесов, категории защитных лесов и виды использования лесов указываются в соответствии со
"Обосновании" приводится краткая таксационная характеристика насаждений, планируемых под обработку, оценивается санитарное и лесопатологическое состояние насаждений, анализируется динамика состояния. Заполняются таблицы 1.4-1.6 приложения 6, дается текстовое объяснение к ним. Характеризуют условия произрастания пород, указывается происхождение лесов, перечисляются отрицательные факторы, влияющие на леса и сила их влияния.
29. В