(Действующий) Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Фазовый портрет динамики численности - оценка и прогноз качественно различных этапов многолетней динамики популяций лесных насекомых. Характеризует действие механизмов регуляции на различных фазах вспышки.
Феромоны (греч. pherien - переносить и horman - возбуждать) - половые аттрактанты насекомых, обеспечивают встречу полов.
Феромонные ловушки - приспособление для использования искусственно синтезированных аналогов половых феромонов насекомых в целях: определения уровня их численности и фенологии; уничтожения; создание "самцового вакуума", т.е. насыщения феромонами среды обитания какого-либо вида для дезориентации самцов и отвлечения их от самок - естественных источников феромона.
Экологическая плотность - число особей насекомых на единицу кормового субстрата (100 г хвои или листвы, 1 луба, 1 древесины).
Экономический порог вредоносности - плотность популяции вредного вида или степень повреждения растений, начиная с которой ущерб достигает размера, когда усилия по его предотвращению экономически оправдывают применение лесозащитных мероприятий.
Эруптивная фаза вспышки - градация, при которой численность вредителя скачкообразно увеличивается, кроны повреждаются в сильной степени или полностью. Третья фаза охватывает чаще всего два поколения и является кульминацией вспышки.
Эруптивный тип динамики численности свойственен популяциям, дающим вспышки массового размножения, с тысячекратным диапазоном предельно высокого и минимального уровня численности.
Эффективность мер по локализации и ликвидации вредных организмов - соотношение количества вредителей до и после обработки, выражается в процентах.

Приложение 4 Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов

Приложение 4 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. N 523
Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов

Общие положения

1. Настоящее Руководство разработано в целях обеспечения работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесных участках, расположенных на землях лесного фонда.
2. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (ФЗ N 200 от 4 декабря 2006 г., далее ЛК).
3. Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очагов не возлагается на лиц, использующих леса (ЛК статья 55, пункты 1-2).
4. На арендованных землях лесопользователь имеет право проводить мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов по собственной инициативе и за собственные средства. Для этого он обязан:
- не менее, чем за 6 месяцев до начала работ, предоставить в уполномоченные органы декларацию о намеченных мероприятиях с указанием вида вредного организма, площади, способа и сроков обработки насаждений, используемого препарата;
- соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;
- обеспечивать проведение карантинных мероприятий на арендованном участке на срок проведения обработок.
5. Приоритетными для защиты леса являются биологические препараты.
6. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается использование химических препаратов для локализации и ликвидации очагов (ЛК статья 49, пункт 1).
7. Запрещается проведение обработок лесных насаждений (Санитарные правила и нормы 1.2.1077-01 от 8 ноября 2001 г. N 34):
- в зонах отдыха населения и расположения оздоровительных учреждений;
- в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- в участках леса, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов при проведении авиационных обработок и 300 м при наземных;
- в 2-км зонах при проведении авиационных обработок и 300-метровых зонах при проведении наземных работ вокруг рыбохозяйственных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, ферм и скотных дворов, птицеферм, мест выпаса скота, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, клубника, малина, смородина и др.);
- в 1-5 км зоне, в зависимости от класса опасности препарата, вокруг стационарных пасек (стационарными являются пасеки, расположенные на участках лесных и нелесных земель, оформленных в долгосрочное пользование для медосбора).
8. В лесопарках и лесах зеленых зон вокруг населенных пунктов запрещается применение авиационных способов обработки.
9. Земли лесного фонда с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС от 8 июля 2004 года N 329.
10. В случаях, если осуществление мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов обеспечивается уполномоченными органами (ЛК статья 19, пункт 2), размещение заказов на выполнение работ производится путем проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "Положением об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключение договоров" от 30 июня 2007 года N 418 (ЛК статья 19, пункт 2).
11. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с требованиями "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (Утверждено приказом МПР Российской Федерации от 6 июля 2007 г. N 181). В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
12. В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, в соответствии с их назначением, определенном в положении о биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химические препараты для охраны и защиты лесов в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы (пункт 17 "Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях").
13. При ликвидации очагов размножения короеда-типографа могут применяться феромонные ловушки. Порядок применения феромонных ловушек приведен в "Рекомендациях по применению феромона для надзора и защиты еловых насаждений от короеда-типографа" (Москва, 1987).

2. Планирование работ

14. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется уполномоченными органами. Планирование осуществляется по субъектам Российской Федерации (приложение 1).
15. Основанием для планирования мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов являются данные лесопатологических обследований и декларации лесопользователей.
16. Работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, в том числе карантинных объектов, планируют, если предстоящее суммарное повреждение вредителями (вредными организмами) угрожает жизнеспособности насаждений (приложение 2);
17. Допустимое повреждение насаждений, выше которого могут назначаться мероприятия по локализации и ликвидации очагов, зависит от древесной породы, целевого назначения земель, вида использования лесов и некоторых биологических особенностей вредных организмов. Критерии допустимого повреждения насаждений приведены в приложении 2.
18. При необходимости экономического обоснования проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов используется расчет ущерба в соответствии с приложением 3.
19. Показатели численности основных видов вредных организмов, для расчета угрозы повреждения приведены в приложении 4.
20. В плане мер по локализации и ликвидации очагов должна быть указана следующая информация:
- местоположение очага (субъект Российской Федерации, лесничество (лесопарк), участковое лесничество, квартал, выдел, координаты и т.п.);
- площадь в га;
- вид вредного организма, против которого будут осуществляться мероприятия борьбы (в комплексных очагах - преобладающий вредитель, названия вредителей должны соответствовать приложению 5);
- сроки обработки (декада, месяц);
- источник финансирования (субвенции, бюджет субъекта, другие источники);
- лесопользователь;
- основание для включения в план ("Обоснование", декларация, объявление режима чрезвычайной ситуации).
21. План мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, направляется на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства. К плану мероприятий прилагается "Обоснование проведения мер по локализации и ликвидации очага вредных организмов" (далее "Обоснование").
22. "Обоснование" составляется в соответствии с требованиями раздела "Подготовка "Обоснований проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов" данных Рекомендаций.