(Действующий) Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. N 523 "Об утверждении методических документов"

В соответствии с пунктом 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414, приказываю:
Утвердить методические документы:
- Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга (Приложение 1);
- Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (Приложение 2);
- Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований (Приложение 3);
- Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (Приложение 4).
Руководитель
В.П. Рощупкин

Приложение 1 Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга

Приложение 1 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. N 523
Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга

1. Общие положения

1. Данное Руководство разработано в развитие "Порядка организации и осуществления лесопатологического мониторинга", утвержденного Приказом МПР России от 09 июля 2007 N 174 и регулирует организацию и осуществление лесопатологического мониторинга на землях лесного фонда Российской Федерации.
2. Лесопатологический мониторинг (далее ЛПМ) - это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредными организмами и другими негативными воздействиями природного и антропогенного характера, наблюдений за неблагоприятными факторами, влияющими на состояние лесов, а также система их оценки и прогноза.
3. ЛПМ осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
4. При осуществлении лесопатологического мониторинга обеспечиваются:
- установление причин повреждения (поражения), ослабления и гибели лесов;
- прогноз развития в лесах патологических процессов и явлений, а также оценка их возможных последствий;
- проведение оценки эффективности санитарно-оздоровительных мероприятий, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
- подготовка обзоров санитарного и лесопатологического состояния лесов, рекомендаций по обеспечению санитарной безопасности в лесах;
- сбор информации о состоянии лесов, ее хранение, обработка и своевременное доведение до участников лесных отношений.
5. Объектами ЛПМ являются леса Российской Федерации, опасные для леса вредные организмы, в том числе карантинные виды, и другие факторы, негативно влияющие на состояние лесов.
6. Основными элементами (способами) осуществления лесопатологического мониторинга являются:
- наземные регулярные наблюдения за состоянием объектов ЛПМ выборочными методами;
- дистанционные наблюдения за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой;
- лесопатологическая таксация;
- учеты численности вредителей и развития болезней;
- экспедиционные обследования.
7. Набор элементов (способов) ЛПМ для конкретной территории определяется лесозащитным районированием и проектом организации ЛПМ (приложение 1).
8. На территории действия международной программы ICP-Forests, ЛПМ включает необходимые элементы данной программы.

2. Определение состояния лесов

2.1. Наземные регулярные наблюдения на основе стратификации участков лесного фонда

9. Основной целью наземных регулярных наблюдений за состоянием объектов ЛПМ выборочными методами на основе стратификации участков лесного фонда является своевременное обнаружение опасных отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
10. Наземные регулярные наблюдения за состоянием объектов ЛПМ осуществляются на сети постоянных пунктов наблюдения (далее - ППН), размещенных с учетом выделенных однородных групп (страт) лесных насаждений, сходных по основным таксационным показателям.
11. Периодичность осуществления наблюдений за состоянием объектов ЛПМ и количество постоянных пунктов наблюдения с учетом заданной точности определяются в зависимости от зоны лесопатологической угрозы (табл. 1).
Таблица 1
Требования по периодичности и точности ЛПМ
Зона лесопатологической угрозы
Ошибка вычисления средних показателей санитарного состояния
Периодичность наблюдений
Сильная
20%
Раз в 1-2 года
Средняя
25%
Раз в 1-3 года
Слабая
30%
Не реже 1 раза в 5 лет
12. Для расчета количества ППН, удовлетворяющего условиям выборочного метода оценки, проводится предварительное расслоение (стратификация) совокупности выделов, составляющих покрытую лесом площадь лесозащитного района.
13. Основными таксационными показателями, по которым проводится стратификация, являются:
- порода (буквенный код);
- участие главной породы в составе древостоя: смешанное - до 4 единиц состава (СП); с преобладанием главной породы - от 5 до 7 единиц состава (ПП); "чистый" древостой - 8-10 единиц состава (ЧП);
- группа возраста: молодняки (МВ); средневозрастные и приспевающие (ПВ); спелые и перестойные (СВ);
- группа полноты: низкополнотные - 0,3-0,5 (НП); среднеполнотные - 0,6 - 0,7 (ОП); высокополнотные - 0,8 и более (ВП);
- группа бонитета: низкобонитетные - Vб-IV (НБ); среднебонитетные - III - II (СБ); высокобонитетные -I - Iб (ВБ).
Дополнительными таксационными показателями являются происхождение древостоя (естественное или искусственное) и группа типов условий произрастания.
14. Стратификация осуществляется по лесозащитным районам путем распределения выделов по стратам (комбинациям значений таксационных характеристик). При большом разнообразии лесорастительных условий возможно объединение нескольких страт в одну с соответствующим обоснованием.
15. Конечным результатом данного этапа работ является перечень страт с указанием их площади. Страты ранжируются по площади, и результаты заносятся в таблицу. В целях оптимизации работ, из общего перечня исключаются незначительные по площади страты, страты с преобладанием малоценных пород, труднодоступные. Общая площадь страт, вошедших в расчет сети ППН, не должна быть менее 80% от лесопокрытой площади лесозащитного района.
16. Из совокупности выделов каждой отобранной страты выбирается не менее трех выделов, в которых планируется размещение ППН. Выдела для ППН отбираются таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение позволяло организовать последовательное обследование с минимальными затратами времени и ресурсов. Результаты стратификации и подбора выделов для размещения ППН записываются в виде таблицы 2.
Таблица 2