(Действующий) Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 31...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Межотраслевая программа
комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности на 2001 - 2004 годы
(утв. приказом Госгортехнадзора РФ от 31 октября 2001 г. N 146)

I. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами

В ходе проведения экономических реформ практически полностью изменилась правовая база в области промышленной безопасности. Значительно возросла ответственность субъектов хозяйственной деятельности в вопросах обеспечения безопасных условий работы и предупреждения промышленных аварий. Это обусловливает необходимость усиления государственного контроля и надзора за деятельностью промышленных предприятий, за внедрением на них системы производственного контроля.
В настоящее время затруднен сбор и обобщение отраслевой статистической информации по аварийности и травматизму, по отказам оборудования на подотчетных предприятиях, разработка и совершенствование средств защиты, разработка и централизованное распространение отраслевой нормативной документации, что создает своеобразный информационный вакуум в вопросах промышленной безопасности. Подобное положение может быть исправлено за счет организации с использованием современных информационных технологий доступа поднадзорных предприятий к соответствующим корпоративным банкам данных, которые должны вестись под эгидой Госгортехнадзора России, как федерального органа исполнительной власти, специально-уполномоченного в области промышленной безопасности.
Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", принятым в июле 1997 года, предусмотрены следующие основные элементы управления промышленной безопасности:
Эффективное обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах должно базироваться на обработке и анализе большого массива фактографической информации (по состоянию технических устройств на опасных производственных объектах, аварийности, производственного травматизма и т.п.), что невозможно без привлечения современных информационных технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, образующих единое информационное пространство по всей территории Российской Федерации.
Создание единого информационного пространства позволит организациям получить всю необходимую информацию для принятия оптимальных и экономически обоснованных решений по обеспечению промышленной безопасности. Так, в частности, крупные промышленные компании получат доступ к банкам данных по правовой и нормативно-справочной документации в области промышленной безопасности, к статистической информации по производственному травматизму, аварийности и т.д. Страховые компании - к банкам данных по вопросам экспертизы и декларирования промышленной безопасности, оценке риска, что позволит более эффективно проводить страхование опасных производственных объектов. Благодаря доступу через компьютерную сеть к проектам нормативных и правовых документов, заинтересованные организации смогут принять участие в законе и нормотворческой деятельности в области промышленной безопасности, а возможности современных информационных технологий позволят специалистам промышленных предприятий, используя компьютерную технику, получать консультации специалистов Госгортехнадзора России.
Практически значимым результатом использования информационных технологий для комплексной информатизации процесса регулирования промышленной безопасности в рамках настоящей Программы должно стать создание автоматизированной информационно-управляющей системы, охватывающей всю территорию Российской Федерации.
Автоматизированная информационно-управляющая система государственного регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ) предусматривает сбор, обработку информации о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах на всей территории Российской Федерации и оперативный доступ к данной информации любого заинтересованного пользователя в соответствии с его полномочиями.
Необходимость создания АИС ПБ нашла отражение в следующих поручениях и постановлениях Правительства Российской Федерации: от 27.10.97 г. N БВ-П7-58пр, от 5.12.97 г. N БВ-П7-39284, от 04.02.98 г. N БВ-П7-16пр, от 10.04.98 г. БВ-П7-10547, от 17.06.98 г. N 600. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 г. N 1371 Госгортехнадзор России определен заказчиком работ, связанных с созданием и обеспечением функционирования АИС ПБ.
При отсутствии достаточных средств из Федерального бюджета на финансирование АИС ПБ, предлагается решить проблему с помощью данной межведомственной программы с привлечением дополнительных финансовых средств от промышленных предприятий.
Принятие и осуществление предлагаемой межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности позволит придать государственной политике в области промышленной безопасности необходимый превентивный характер, существенно ускорить прохождение заявок поднадзорных организаций на оформление лицензий, сертификатов, регистрацию опасных производственных объектов. Кроме того, позволит обеспечить в соответствии с полномочиями оперативный доступ к информации широкому кругу организаций, участвующих в обеспечении промышленной безопасности (промышленные предприятия, экспертные организации, разработчики и производители средств обеспечения промышленной безопасности и т.п.).

II. Основные цели и задачи, сроки реализации программы

Целью межотраслевой программы комплексной информатизации регулирования промышленной безопасности (далее по тексту Программы) является создание автоматизированной информационно-управляющей системы государственного регулирования промышленной безопасности, которая должна обеспечить реализацию следующих функций:
1. создание единого информационного пространства для сбора обработки и анализа информации о состоянии промышленной безопасности по всей территории Российской Федерации;
2. повышение оперативности и достоверности поступающей информации о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
3. повышение доступности информации в области промышленной безопасности для специалистов Госгортехнадзора России, федеральных, местных органов власти и предприятий и организаций;
4. обеспечение заинтересованных пользователей:
- информацией, обеспечивающей принятие экономически обоснованных решений в области промышленной безопасности;
- доступом к банкам данных нормативных и распорядительных документов, регулирующих вопросы обеспечения промышленной безопасности;
- участие в законо и нормотворческой деятельности в области промышленной безопасности;
- консультациями специалистов Госгортехнадзора России в области промышленной безопасности;
Задачами программы являются:
1. создание, внедрение и предоставление доступа к широкому кругу государственных реестров, банков данных нормативной, правовой, технической информации, банков данных экспертных и страховых организаций, деклараций промышленной безопасности, лицензий и разрешений, информационных материалов по аварийности и производственному травматизму;
2. обеспечение информационного взаимодействия между Госгортехнадзором России и промышленными предприятиями, повышение информированности в области промышленной безопасности заинтересованных организаций, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами за счет подключения их к специализированным банкам данных;
3. оснащение рабочих мест специалистов на объектах автоматизации АИС ПБ современными программными и техническими средствами;
4. организация информационного взаимодействия АИС ПБ с другими информационными системами федерального уровня, а также с системами ведомственных аварийно-спасательных служб (горноспасательных, газоспасательных, противопожарных).
Разработка и реализация программы будет осуществляться в 2001-2004 годах.

III. Система программных мероприятий

Предлагаемые программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

1. Разработка общесистемной документации и технорабочего проекта по АИС ПБ

Основным содержанием, проводимых мероприятий является разработка общесистемных проектных решений по АИС ПБ. Результаты упомянутых решений должны найти свое отражение в разработке модели данных и алгоритмов по следующим основным подсистемам АИС ПБ:
- подсистеме прикладных задач промышленной безопасности, в рамках которой будет осуществлена автоматизация основных функций по государственному регулированию промышленной безопасности: контрольной и надзорной деятельности, ведению государственного реестра опасных производственных объектов, лицензионно-разрешительной деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов, сбору, учету и анализу данных по аварийности и травматизму на опасных производственных объектах, обеспечению системы экспертизы, аттестации и подготовки персонала, декларированию промышленной безопасности, сертификации поднадзорной продукции и выдачи разрешений на применение технических устройств;
- подсистеме нормативно-справочной информации, в рамках которой будет осуществляться доступ к правовой, нормативной и распорядительной документации в области промышленной безопасности федерального и местного уровней, касающейся вопросов государственного регулирования промышленной безопасности; к зарубежным правовым и нормативным документам, а также к базе данных нормативных и распорядительных документов Госгортехнадзора России;
- общеуправленческой подсистеме, в рамках которой должна осуществляться автоматизация традиционных функций управления: бухгалтерский учет, документооборот и делопроизводство, управление кадрами.
Кроме того, в рамках данного направления должны быть разработаны общесистемные решения по комплексу технических средств АИС ПБ, а также системному программному обеспечению, в частности, реализующему функции обмена информацией между объектами автоматизации и смежными информационными системами с использованием современных Internet/Intranet технологий.

2. Разработка пилотного проекта АИС ПБ

Комплекс мероприятий предполагает реализацию и внедрение проектных решений, разработанных на 1 этапе, на ограниченном числе объектов автоматизации (5-7). Предусматривается проведение следующих работ:
- разработка прикладного программного обеспечения (ПО);
- поставка аппаратных средств на объекты пилотного проекта и инсталляцию общесистемного ПО;