(Действующий) Методические рекомендации по проведению проверки системы управления...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
оценки организации управления кредитным риском.
4.2. Для оценки управления кредитным риском рекомендуется обобщить полученную в ходе проверки надзорную информацию, в том числе сведения о качестве ссуд и величине кредитного риска, и на основе мотивированных суждений членов рабочей группы относительно оценки управления кредитным риском, отражаемых в таблицах 1-5 приложения 2 к настоящим Методическим рекомендациям, рассчитать показатель оценки управления кредитным риском (ПКр)*.
4.2.1. Для определения показателя ПКр в ходе проверки целесообразно получить надзорную информацию, необходимую для оценки:
наличия внутренних документов по вопросам кредитной политики, и провести количественную оценку, в том числе рассчитав показатель ПКр1;
внутренних документов по вопросам кредитной политики, в том числе их соответствия требованиям нормативных актов Банка России, и провести количественную оценку, в том числе рассчитав показатель ПКр2;
методического обеспечения, применяемого кредитной организацией для оценки кредитного риска, и провести количественную оценку, в том числе рассчитав показатель ПКр3;
соблюдения внутренних документов по вопросам кредитной политики, и провести количественную оценку, в том числе рассчитав показатель ПКр4;
организации управления кредитным риском в кредитной организации, и провести количественную оценку, в том числе рассчитав показатель ПКр5.
4.3. Для расчета показателя ПКр1 рекомендуется проверить наличие у кредитной организации внутренних документов, определяющих функции структурных подразделений кредитной организации (служащих кредитной организации) и (или) органов управления кредитной организации по управлению кредитным риском (в том числе выявления и оценки кредитного риска), устанавливающих порядок рассмотрения заявок клиентов на получение заемных средств, правила кредитования юридических и физических лиц, порядок формирования досье заемщика (контрагента), порядок классификации ссуд и формирования резерва на возможные потери по ссудам, порядок формирования резерва на возможные потери, связанные с обязательствами предоставить средства на возвратной основе (открытые кредитные линии, выделенные лимиты по предоставлению кредита "овердрафт").
Показатель ПКр1 может рассчитываться в соответствии с таблицей 1 приложения 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.4. Для расчета показателя ПКр2 рекомендуется проанализировать внутренние документы по вопросам кредитной политики и проверить, определены ли:
правила кредитования юридических и физических лиц;
процедуры принятия решений по предоставлению ссуд;
функции и полномочия структурных подразделений и должностных лиц кредитной организации по вопросам предоставления ссуд;
порядок формирования досье заемщика;
критерии отнесения заемщиков к группе связанных заемщиков;
порядок классификации ссуд и формирования резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с требованиями пункта 2.3 Положения Банка России N 254-П.
При анализе внутренних документов по вопросам кредитной политики уполномоченным представителям Банка России рекомендуется дополнительно получить информацию:
о целях кредитной политики (в том числе: получение стабильного дохода по операциям предоставления (размещения) средств при допустимом уровне кредитного риска; формирование круга надежных клиентов);
об определении органов управления кредитной организации, а также иных коллегиальных органов кредитной организации и должностных лиц кредитной организации, уполномоченных внутренними документами на принятие решений по вопросам реализации кредитной политики, в том числе о предоставлении ссуд, а также определения предельных сумм и сроков выдаваемых ссуд;
о порядке рассмотрения заявок клиентов кредитной организации на получение ссуд;
о критериях одобрения ссуд с указанием рынков, на которых работает кредитная организация, а также диапазонов процентных ставок по ссудам;
о наличии в кредитной политике положения о необходимости указания на источник погашения для всех ссуд, в том числе залог, поручительство.
Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется проверить соответствие утвержденных органами управления кредитной организации внутренних документов по вопросам кредитной политики (включая основания и периодичность их пересмотра) требованиям, установленным нормативными актами Банка России, а также соблюдение указанных внутренних документов.
Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется также проверить, установлены ли во внутренних документах порядок и периодичность определения справедливой стоимости и ликвидности залога. Указанный порядок должен учитывать требования по классификации обеспечения по ссуде, приведенные в главе 6 Положения Банка России N 254-П, в том числе учитывать инвестиционный рейтинг эмитентов переданных в залог ценных бумаг, их рыночную стоимость, наличие устойчивых рынков предметов залога, наличие договора страхования предмета залога в пользу кредитной организации, моральный износ и техническую исправность оборудования, являющегося предметом залога, скорость его амортизации, влияние инфляции на стоимость залога и иные существенные факторы, влияющие на возможность реализации предмета залога по справедливой стоимости.
Показатель ПКр2 может рассчитываться в соответствии с таблицей 2 приложения 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.5. Необходимым условием для анализа кредитного риска в отношении потенциального заемщика является полная, достоверная и актуальная информация о нем. В ходе анализа рекомендуется выяснить, имеет ли кредитная организация перечень документов (информации), запрашиваемых у потенциального заемщика на стадии рассмотрения заявки на предоставление ссуды, и соблюдается ли порядок рассмотрения представленных документов (информации). Примерный перечень информации для анализа финансового положения заемщика приведен в приложении 2 к Положению Банка России N 254-П.
Показатель ПКр3 может рассчитываться в соответствии с таблицей 3 приложения 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.6. Для расчета показателя ПКр4 рекомендуется оценить соблюдение внутренних документов по вопросам кредитной политики.
4.6.1. Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется проанализировать проводимую кредитной организацией работу по мониторингу выданных ссуд (отслеживанию кредитной организацией признаков ухудшения финансового положения заемщика и качества обслуживания долга, которые могут привести к ненадлежащему исполнению заемщиком обязательств по погашению ссуды, включая проведение анализа финансовой отчетности заемщика и оценки потока денежных средств для финансирования выплаты основного долга и уплаты процентов). Для этого целесообразно проверить, в том числе:
выполняются ли кредитной организацией требования Банка России в отношении оценки на постоянной основе кредитного риска по ссудам;
проводится ли кредитной организацией мониторинг выданных ссуд, позволяющий принять оперативные меры по снижению кредитного риска по ссуде;
своевременно ли кредитной организацией выявляются признаки ухудшения финансового положения заемщика и качества обслуживания долга.
4.6.2. Рекомендуется проверить, определяет ли кредитная организация в момент принятия решения о выдаче ссуды категорию ее качества, отражающую надежность заемщика и перспективы кредитной организации на возврат в соответствии с условиями договора, а также регулярно ли пересматривается категория качества ссуды в соответствии с результатами анализа финансового положения заемщика и качества обслуживания долга.
4.6.3. Порядок определения категории качества ссуды в зависимости от финансового положения заемщика и качества обслуживания долга по ссуде содержится в главе 3 Положения Банка России N 254-П. Оценку объективности определения кредитной организацией категории качества ссуды и правильности формирования резерва на возможные потери по ссудам рекомендуется проводить с учетом рекомендаций Банка России, разъясняющих процедуру проведения проверки ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности.
4.6.4. Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется определить степень детализации, с которой кредитной организацией проводится мониторинг выданных ссуд. Для этого рекомендуется запросить и проанализировать несколько досье заемщиков, в том числе источники информации о рисках заемщика, на основании которых кредитная организация выносит профессиональное суждение о вероятности полного и своевременного исполнения заемщиком своих обязательств. В отношении ссуд, изначально получивших и сохраняющих высокие категории качества, допустимо ограничиться анализом финансовой отчетности заемщика. По мере увеличения риска по ссуде рекомендуется усиливать контрольные процедуры, в том числе получать информацию о заемщике из иных источников.
4.6.5. Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется:
оценить требования, предъявляемые кредитной организацией к составу информации о деятельности заемщика в зависимости от качества ссуды, достаточна ли информация для своевременного выявления проблем, возникающих у заемщика;
проверить, принимает ли кредитная организация обоснованные и доступные меры в целях оценки качества информации о заемщике и об обеспечении по ссуде, в том числе по долгосрочным ссудам. По указанным ссудам рекомендуется проверить, проводит ли кредитная организация анализ деятельности заемщика, в том числе анализ: общего состояния отрасли, к которой относится заемщик; конкурентного положения заемщика в отрасли; качества управления организацией-заемщиком; иной информации о различных аспектах деятельности заемщика.
4.6.6. Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется:
проанализировать реализуемую в кредитной организации практику кредитования инсайдеров, определение которых содержится в официальном разъяснении Банка России относительно применения отдельных положений Инструкции Банка России N 110-И;
проверить осуществление контроля за банковскими рисками, возникающими при совершении сделок со связанными с банком лицами, соблюдение и правильность расчета нормативов Н9.1 и H10.1.
4.6.7. Уполномоченным представителям Банка России рекомендуется проверить, своевременно ли кредитная организация выявляет производственные и финансовые проблемы заемщика, использует ли для этого информацию о финансовом положении заемщика из его регулярных финансовых отчетов, аналитических материалов, формируемых по результатам мониторинга предприятий, проводимого Банком России, и средств массовой информации, а также информацию, полученную из иных источников. Признаками ухудшения качества ссуды могут служить, в том числе:
существенный рост обязательств заемщика по отношению к его капиталу;
снижение прибыли и рентабельности;
ухудшение ликвидности заемщика;
экстенсивный рост организации-заемщика;
высокая текучесть кадров;
вовлеченность заемщика в рискованные проекты;
негативные изменения в отрасли, к которой относится заемщик;