Утративший силу
Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 1000) (утв. Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (протокол заседания Президиума от 30 августа 2006 г. N 7)
Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений об операциях c денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 1000).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) обязательному контролю подлежат операции c денежными средствами в наличной форме, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, и по своему характеру операция относится хотя бы к одному из следующих видов операций:
- Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- Зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- Внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме
Обязанностью банка является выявление операций, имеющих указанные признаки, документальное фиксирование и своевременное представление сведений о них в уполномоченный орган.
В целях эффективной реализации этой обязанности и, исходя из специфики каждого из перечисленных видов операций с денежными средствами в наличной форме, предлагается придерживаться изложенных ниже рекомендаций.
зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности (код вида операции 1002).
При выявлении операций с кодами 1001 и 1002 следует помнить, что речь идет только об операциях с наличными денежными средствами. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, подлежит или не подлежит совершаемая по счету клиента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) операция обязательному контролю, необходимо ответить на вопрос, связано ли зачисление или списание наличных денег с той хозяйственной деятельностью, которой занимается клиент, или оно осуществляется вне рамок этой деятельности.
Как показывает практика, основную трудность представляет выяснение, какой деятельностью занимается клиент, тем более что в распоряжениях на зачисление на его счет или списание с него наличных денег информации о ней не содержится.
Для того чтобы определить характер хозяйственной деятельности клиента, необходимо обратиться к одному или нескольким источникам информации, которые помогут дать необходимый ответ. К ним, в частности, относятся:
Анкета (досье) клиента содержит в концентрированном виде всю необходимую о клиенте информацию, зафиксированную на основании представленных клиентом официальных документов и документов, проходящих через банк, достоверно отражающих реальную деятельность клиента.
- устав и/или учредительный договор, в которых указываются цели создания и виды деятельности юридического лица;
В ходе работы с документами, содержащимися в юридическом деле клиента, следует учитывать, что в учредительных документах обычно содержится указание на многочисленные виды хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься клиент. Однако это не означает, что реально осуществляемая им деятельность связана со всеми заявленными в учредительных документах видами деятельности. В этом случае определить, какой деятельностью реально занимается клиент, может быть затруднительно или вообще невозможно, особенно если клиент неизвестен на рынке и недавно открыл счета в банке.
Из письма Госкомстата России также не следует, что реальная деятельность клиента соответствует указанным в этом документе кодам. В то же время, информация, содержащаяся в данном документе, сужает круг поиска, поскольку количество видов деятельности, обозначенных кодами ОКВЭД и перечисленных в письме Госкомстата России, обычно меньше, чем количество видов деятельности, зафиксированных в учредительных документах клиента. То же самое можно сказать и о выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Более точный ответ о характере деятельности клиента могут дать сведения об имеющихся у него лицензиях на право осуществления тех или иных видов деятельности. Однако сведения о лицензиях позволяют точно определить только те виды деятельности, которые подлежат лицензированию.
После установления характера осуществляемой клиентом хозяйственной деятельности, следует определить, каким образом она соотносится с целью зачисления на счет клиента или снятия с его счета наличных денежных средств.
- при внесении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на свой счет, а также при снятии со своего счета наличных денежных средств плательщиком и получателем будет одно и то же юридическое лицо - клиент банка;
- при зачислении на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя наличных денежных средств, поступивших в кассу банка от физического лица, в разделе "Сведения о плательщике" указываются сведения о физическом лице, а в разделе "Сведения о получателе" указываются сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, на счет которого зачисляются денежные средства.
Операция подлежит обязательному контролю, если сумма приобретаемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:
- покупку физическим лицом наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную или безналичную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия);