Утративший силу
Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 17 мая 2007 г. N 11-4-5 "О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента Российской Федерации"
В соответствии с подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Утвердить Методические рекомендации по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента Российской Федерации (
выписку из протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 83-1-4 "О Рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента Российской Федерации".
2. Признать утратившей силу Методические рекомендации
по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента Российской Федерации
(утв. выпиской из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 17 мая 2007 г. N 11-4-5)
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункту 4 статьи 25 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания, установленные статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться также учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона избирательные участки в местах временного пребывания избирателей образуются территориальной избирательной комиссией. Они могут образовываться не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня голосования (в данном случае необходимо незамедлительно проинформировать всех субъектов права выдвижения кандидатур в состав участковой избирательной комиссии).
Согласно пункту 9 статьи 25 Федерального закона в случае, если избирательные участки не образованы в сроки, установленные пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона, решение об образовании избирательных участков принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня истечения указанных сроков.
В решении вопроса о целесообразности образования избирательного участка в месте временного пребывания должен принимать участие руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают. При этом необходимо учитывать положение пункта 3 статьи 25 Федерального закона, согласно которому на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3 тысяч избирателей.
В месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при решении вопроса об образовании избирательного участка следует также принимать во внимание как необходимость создания соответствующих условий для реализации избирательных прав находящихся там граждан, так и специфику деятельности указанных учреждений как режимных объектов с учетом требований положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Если принято решение не образовывать избирательный участок в месте временного пребывания избирателей, то голосование находящихся в нем граждан Российской Федерации будет осуществляться на общем избирательном участке, на территории которого расположено данное место пребывания.
Составление списка избирателей, находящихся в месте временного пребывания, а также включение в список избирателей и исключение из него граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 5, 8, 11 статьи 26, пунктов 6, 10, 11, 12 статьи 27 Федерального закона, а также в соответствии с Инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной соответствующим постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Список избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает. Список должен быть составлен не позднее дня, предшествующего дню голосования. Список избирателей, составленный участковой избирательной комиссией, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
Сведения об избирателях собираются и уточняются руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, и представляются им в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Руководитель организации, представляющий сведения об избирателях, в соответствии с требованиями федерального законодательства несет ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления.
Основанием для включения в список избирателей граждан Российской Федерации, находящихся в день голосования в местах временного пребывания, является паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, и открепительное удостоверение для голосования на выборах Президента Российской Федерации (далее - открепительное удостоверение). По предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения избиратель должен быть включен в список избирателей в день голосования.
Документ, заменяющий паспорт гражданина, - это документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. Перечень документов, заменяющих паспорт гражданина, содержится в подпункте 16 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Для граждан Российской Федерации, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, одним из документов, заменяющих паспорт гражданина, является справка установленной формы. Данная справка выдается гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Форма справки и порядок ее выдачи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме" и совместным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 сентября 2003 года N 292/724/1/23 "Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых" (приложение N 1). Организация изготовления бланков справок возложена на начальников мест содержания под стражей.
Руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, должен иметь сведения о наличии у каждого лица, включаемого в список избирателей, паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа, а также открепительного удостоверения.
Руководителю организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, необходимо проверить наличие паспорта или заменяющего его документа в личных делах подозреваемых и обвиняемых. Если паспорт или заменяющий его документ находится в уголовном деле, необходимо запросить этот документ в соответствующем следственном подразделении либо суде. Согласно требованию пункта 21 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт заключенного под стражу лица, временно изъятый органом предварительного следствия или судом, должен быть приобщен к личному делу указанного лица, то есть должен быть направлен в место содержания этого гражданина под стражей.
При отсутствии у гражданина паспорта либо документа, его заменяющего, руководитель организации, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые, на основании информации о личности гражданина и его гражданстве, имеющейся в его личном деле, принимает решение о выдаче ему ранее указанной справки установленной формы для участия в выборах.
Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению (приложение N 2), поданному в участковую избирательную комиссию. Заявление должно быть подано в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Указанная участковая избирательная комиссия должна передать информацию об этом в участковую избирательную комиссию, где он уже был включен в список избирателей. Передача информации осуществляется через территориальную избирательную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта Российской Федерации) или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая избирательная комиссия, в которую поступила данная информация, в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка и наименования субъекта Российской Федерации.
Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, подписанного председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверенного печатью этой комиссии, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей территориальной избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Эта запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.
Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания и не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования.
Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Руководители организаций, в которых избиратели временно пребывают, должны провести разъяснительную работу среди избирателей по порядку включения их в список избирателей.
Формирование участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, а также статьей 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
При формировании участковой комиссии необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
Участковая избирательная комиссия должна быть сформирована не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Руководителю организации, в которой избиратели временно пребывают, совместно с территориальной избирательной комиссией необходимо способствовать включению в состав участковой избирательной комиссии сотрудников мест временного пребывания. Эти лица наряду с выполнением обязанностей, возлагаемых на членов комиссии, могут обеспечить соответствующий режим и соблюдение правил внутреннего распорядка в организации, где избиратели временно пребывают.
Включение сотрудников больниц, санаториев, домов отдыха, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других мест временного пребывания в состав участковой избирательной комиссии целесообразно не только в случаях образования избирательного участка в месте временного пребывания, но и в случаях организации голосования граждан, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке. Это позволит обеспечить профессиональное и оперативное решение вопросов организации голосования граждан вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования, то есть непосредственно в организации, где избиратели временно пребывают.
Порядок выдачи и использования открепительного удостоверения регулируется статьей 68 Федерального закона. Избиратель, который будет находиться в день голосования в месте временного пребывания и не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе сам или через своего представителя получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя (приложения N 3, 4) с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю или его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности либо на основании доверенности, которая приравнивается к нотариально удостоверенной с учетом положений статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Федерального закона доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые, если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого (приложение N 5).
О получении открепительного удостоверения избиратель или его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) либо в списке избирателей (в участковой избирательной комиссии), указав серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При этом избиратель исключается из списка избирателей соответствующего участка на данных выборах Президента Российской Федерации и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 68 Федерального закона по предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке. При проведении голосования на общих выборах Президента Российской Федерации у избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, изымается отрывной талон, а в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение. Избиратель, получая на основании открепительного удостоверения избирательный бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства.
Руководителям организаций, где избиратели временно пребывают, совместно с избирательными комиссиями необходимо заблаговременно провести разъяснительную работу среди этих граждан по вопросу получения ими открепительного удостоверения. Избирателям, желающим принять участие в выборах, должно быть оказано содействие в подготовке доверенности и оформлении заявления в соответствующую избирательную комиссию. Руководители организаций должны заверять доверенности и предоставлять возможность своевременно (с учетом сроков выдачи открепительных удостоверений) передавать указанные документы на имя представителя гражданина, в том числе по почте, а получив открепительное удостоверение от представителя избирателя (в том числе по почте), передать его данному избирателю. Работу по отправлению личных заявлений граждан, находящихся в местах временного пребывания, и заверенных доверенностей на получение открепительных удостоверений их доверенными лицами желательно организовать таким образом, чтобы эти документы могли быть переданы представителем гражданина в соответствующую территориальную избирательную комиссию в период выдачи ею открепительных удостоверений. Это позволит своевременно передать избирателю открепительное удостоверение.
5. Организация голосования граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания
При голосовании граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, применяются положения статьи 69 Федерального закона с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 7 статьи 23 Федерального закона. При этом голосование на избирательных участках, образованных в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, осуществляется также исходя из положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", касающихся обеспечения порядка и условий содержания под стражей указанной категории лиц и режимных особенностей функционирования мест содержания под стражей.
6. Организация голосования граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке
Голосование граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке осуществляется в соответствии с требованием пункта 1 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и порядком голосования в день голосования вне помещения для голосования, предусмотренным статьей 71, с соблюдением требований статьи 69 и с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 7 статьи 23 Федерального закона.