Утративший силу
Формирование участковой избирательной комиссии на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, а также статьей 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
При формировании участковой комиссии необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
Участковая избирательная комиссия должна быть сформирована не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Руководителю организации, в которой избиратели временно пребывают, совместно с территориальной избирательной комиссией необходимо способствовать включению в состав участковой избирательной комиссии сотрудников мест временного пребывания. Эти лица наряду с выполнением обязанностей, возлагаемых на членов комиссии, могут обеспечить соответствующий режим и соблюдение правил внутреннего распорядка в организации, где избиратели временно пребывают.
Включение сотрудников больниц, санаториев, домов отдыха, мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других мест временного пребывания в состав участковой избирательной комиссии целесообразно не только в случаях образования избирательного участка в месте временного пребывания, но и в случаях организации голосования граждан, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке. Это позволит обеспечить профессиональное и оперативное решение вопросов организации голосования граждан вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования, то есть непосредственно в организации, где избиратели временно пребывают.
Порядок выдачи и использования открепительного удостоверения регулируется статьей 68 Федерального закона. Избиратель, который будет находиться в день голосования в месте временного пребывания и не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе сам или через своего представителя получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя (приложения N 3, 4) с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю или его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности либо на основании доверенности, которая приравнивается к нотариально удостоверенной с учетом положений статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Федерального закона доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые, если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого (приложение N 5).
О получении открепительного удостоверения избиратель или его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) либо в списке избирателей (в участковой избирательной комиссии), указав серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При этом избиратель исключается из списка избирателей соответствующего участка на данных выборах Президента Российской Федерации и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 68 Федерального закона по предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке. При проведении голосования на общих выборах Президента Российской Федерации у избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, изымается отрывной талон, а в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение. Избиратель, получая на основании открепительного удостоверения избирательный бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства.
Руководителям организаций, где избиратели временно пребывают, совместно с избирательными комиссиями необходимо заблаговременно провести разъяснительную работу среди этих граждан по вопросу получения ими открепительного удостоверения. Избирателям, желающим принять участие в выборах, должно быть оказано содействие в подготовке доверенности и оформлении заявления в соответствующую избирательную комиссию. Руководители организаций должны заверять доверенности и предоставлять возможность своевременно (с учетом сроков выдачи открепительных удостоверений) передавать указанные документы на имя представителя гражданина, в том числе по почте, а получив открепительное удостоверение от представителя избирателя (в том числе по почте), передать его данному избирателю. Работу по отправлению личных заявлений граждан, находящихся в местах временного пребывания, и заверенных доверенностей на получение открепительных удостоверений их доверенными лицами желательно организовать таким образом, чтобы эти документы могли быть переданы представителем гражданина в соответствующую территориальную избирательную комиссию в период выдачи ею открепительных удостоверений. Это позволит своевременно передать избирателю открепительное удостоверение.
5. Организация голосования граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания
При голосовании граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, применяются положения статьи 69 Федерального закона с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 7 статьи 23 Федерального закона. При этом голосование на избирательных участках, образованных в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, осуществляется также исходя из положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", касающихся обеспечения порядка и условий содержания под стражей указанной категории лиц и режимных особенностей функционирования мест содержания под стражей.
6. Организация голосования граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке
Голосование граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке осуществляется в соответствии с требованием пункта 1 статьи 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и порядком голосования в день голосования вне помещения для голосования, предусмотренным статьей 71, с соблюдением требований статьи 69 и с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 7 статьи 23 Федерального закона.
Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после сформирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все заявления (обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. Руководители организаций, где избиратели временно пребывают, должны организовать передачу письменных или устных заявлений граждан в участковые избирательные комиссии.
В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования (состояние здоровья, инвалидность, нахождение в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых). В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства.
По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на заявлении избирателя. В заявлении также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре.
Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей делается отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона всем членам избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированному кандидату, или его доверенному лицу, или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам, представителям средств массовой информации, наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания избирателей, а также доступ в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. При выполнении этого требования в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений должна учитываться специфика функционирования этих учреждений и наличие в них пропускного режима.