(Действующий) Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2003 г. N 281 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Министр
И.Х. Юсуфов

Методические рекомендации
по проектированию развития энергосистем
(утв. приказом Министерства энергетики РФ от 30 июня 2003 г. N 281)

СО 153-34.20.118-2003

Методические рекомендации предназначены для использования проектными организациями при разработке проектов электроснабжения потребителей электроэнергии. Они могут быть использованы органами контроля и надзора при оценке полноты соответствия проектных решений требованиям к надежному электроснабжению потребителей электроэнергии.

Раздел 1. Общая часть

Настоящие Методические рекомендации по проектированию развития энергосистем разработаны в целях единого подхода к порядку проектирования развития энергосистем.
1.1. Положения Методических рекомендаций по проектированию развития энергосистем распространяются на все виды проектных работ по развитию энергосистем, их объединений и электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории России, выполняемых в виде самостоятельных работ и в качестве энергетических разделов проектов других объектов независимо от форм собственности.
1.2. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание помощи проектным и научно-исследовательским организациям при выполнении работ по проектированию развития энергосистем и электрических сетей напряжением 35 кВ и выше.
1.3. Общей задачей проектирования энергосистем и электрических сетей являются разработка с учетом новейших достижений науки и техники и технико-экономическое обоснование решений, определяющих формирование энергосистем и объединений, развитие электрических станций, электрических сетей и средств их эксплуатации и управления.
1.4. Проектирование энергосистем включает выполнение следующих видов проектных работ:
а) разработку один раз в два года схемы развития ЕЭС и ОЭС России на пятнадцатилетний период, выполнение работ по схеме развития единой национальной электрической сети ЕЭС России на десятилетнюю перспективу;
б) периодическое уточнение работ, указанных в п. 1.4 "а" (технический и экономический мониторинг). Уточнение ставит своей целью:
мониторинг текущего состояния энергосистемы, анализ функционирования и тенденции развития энергосистем;
своевременное выявление "узких мест" в развитии электроэнергетики страны;
возможность корректировки первоочередных технических решений, направленных в первую очередь на ликвидацию "узких мест";
выявление причин отклонений от принятых ранее решений;
уточнение предложений по сооружению отдельных объектов;
изучение экономических показателей и при необходимости разработку соответствующих предложений;
в) разработку схем развития региональных энергосистем на перспективу 5-10 лет;
г) разработку энергетических и электросетевых разделов в работах по: теплоснабжению городов, районов и промышленных предприятий; комплексному использованию рек, размещению ГЭС и ГАЭС; определению площадок крупных конденсационных электростанций; составлению энергетических разделов в составе проектов электростанций и крупных электросетевых объектов, а также в других внестадийных работах по отдельным вопросам развития энергетики;
разработке схем выдачи мощности электростанций;
д) разработку схем развития электрических сетей в отдельных энергорайонах и сельской местности, крупных городах, схем внешнего электроснабжения промышленных предприятий, перекачивающих станций нефте-, газо- и продуктопроводов, каналов, мелиоративных систем, электрифицируемых участков железных дорог, а также энергетических разделов схем районных планировок и генпланов городов.
В период реформирования до окончательной реорганизации АО-энерго отчетные данные и прогноз развития на перспективу рекомендуется приводить в формате: АО-энерго, ОЭС и ЕЭС.
При разработке требований к объему и содержанию всех видов работ по проектированию энергосистем рекомендуется дифференцировать требования к составу представляемых материалов, относящихся к отдельным этапам рассматриваемой перспективы, избегая излишней детализации рекомендаций по вопросам, которые выходят за пределы проектного уровня и будут рассматриваться в последующих работах на основании уточненных данных.
На всех стадиях проектирования развития энергосистем с соответствующей степенью конкретизации рекомендуется учитывать следующие вопросы:
организации ремонтно-эксплуатационного обслуживания (сервисные службы и др.);
оснащения средствами диспетчерского и технологического управления;
обеспечения устойчивости параллельной работы энергосистем;
использования средств релейной защиты и противоаварийной автоматики;
оснащения автоматическими системами управления;
оснащения АСКУЭ.
1.5. Основой для проектирования развития энергосистем, как правило, являются: отчетные показатели работы энергосистем и отдельных предприятий;
данные о строящихся электростанциях и электрических сетях;
проекты намечаемых к сооружению электростанций и электрических сетей;
планы развития энергосистем на ближайшие годы;
материалы, характеризующие перспективы развития электроэнергетики страны и региона (например, энергетическая стратегия России на долгосрочный период, стратегия развития электроэнергетики России на долгосрочный период, программа обновления объектов электроэнергетики на перспективный период, Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" и др.);
региональные энергетические программы;
проектные и научно-исследовательские работы по вопросам развития электроэнергетики (в соответствии с п. 1.4) и материалами по их утверждению;
технико-экономические доклады, внестадийные и научно-исследовательские работы, характеризующие технический прогресс производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, технико-экономические показатели электроустановок и электропередач различного типа, а также возможности и условия сооружения различного типа электростанций;
отчетные данные и информация по перспективам функционирования и развития, предоставляемая субъектами рынка.
1.6. Ряд исходных показателей, характеризующих будущие условия развития энергосистем, не являются полностью определенными и по мере получения новых результатов опытно-конструкторских, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, а также по мере поступления отчетных данных о ходе реализации намеченных планов, в том числе и от субъектов рынка, непрерывно уточняются.
1.7. Проектирование энергосистем должно быть ориентировано на реализацию технических и экономических преимуществ совместной работы субъектов рынка в составе ЕЭС и ОЭС России.
1.8. Обоснование решений (рекомендаций) при проектировании энергосистем осуществляется на основе технико-экономического сопоставления вариантов развития энергосистемы в целом и отдельных ее частей (элементов) путем оценки их сравнительной эффективности по критерию минимума суммарных дисконтированных затрат. Сопоставляемые варианты развития энергосистем (сооружения объектов и др.) должны удовлетворять условиям технической, экономической и социальной сопоставимости, то есть обеспечивать:
а) выполнение решаемой задачи с учетом требований нормативных документов и руководящих указаний по вопросам проектирования энергетических объектов;
б) одинаковый производственный эффект (включая неэнергетическую продукцию, если рассматриваются комплексные объекты) по всем годам рассматриваемого периода;
в) выполнение требований по охране окружающей среды и социальным условиям;
г) нормативные требования к надежности электроснабжения. При этом если уровень надежности по вариантам различен, но не ниже нормативного, выравнивание вариантов по надежности не обязательно.
1.9. Для обоснования эффективности вариантов развития энергосистем и сооружения объектов электроэнергетики используются критерии:
эффективность с позиции интересов национального хозяйства страны в целом;
коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.