(Действующий) Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Комитет по торговле и окружающей среде - Committee on Trade and Environment - орган, учрежденный в 1995 году по решению встречи министров стран-участниц ГАТТ в Марракеше (1994 год). Комитет занимается следующими вопросами:
- взаимосвязь между принципами всемирной торговой системы и связанными с торговлей мерами по защите природы;
- взаимосвязь между экологической политикой, мерами по охране окружающей среды и международной торговой системой;
- взаимосвязь между нормами международной торговой системы и положениями международных соглашений в области охраны окружающей среды;
- взаимосвязь между механизмом разрешения споров ВТО и положениями международных соглашений в области охраны окружающей среды;
- воздействие экологических мер на доступ на рынки;
- проблема экспорта товаров, сбыт которых запрещен в стране-экспортере.
Работа, проводимая Комитетом, свидетельствует о появлении и формализации нового комплексного направления в деятельности ВТО - торговли и экологии.
Коммерческое присутствие - Commercial presence - в терминах ГАТС (см.) любой тип предпринимательской (или профессиональной) деятельности, включая посредничество, на территории страны-участницы ВТО с целью поставки услуги (см. способы оказания услуг).
Компенсационная пошлина - Countervailing duty - особая пошлина, вводимая в тех случаях, когда ввозимые иностранные товары субсидируются как непосредственно при их экспорте, так и в ходе их внутреннего производства в стране-экспортере. В рамках ВТО (Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах - см.) компенсационная пошлина выступает в качестве инструмента нейтрализации субсидий (как прямых, так и косвенных). Соглашение устанавливает правила применения компенсационных пошлин (критерий материального ущерба как основание для введения пошлины), процедуру их введения (расследование жалобы, консультации сторон, решение властей о введении или невведении пошлины).
Комиссия по Продовольственному кодексу - Codex Alimentarius Commission - международный орган, занимающийся вопросами, связанными с защитой здоровья потребителей. Одно из главных направлений деятельности Комиссии заключается в унификации стандартов в области пищевых добавок, ветеринарных средств, пестицидов и т.д. Участие в работе Комиссии обязательно для стран-участниц ВТО (см. Соглашение по техническим барьерам в торговле).
Комбинированная пошлина - Combined duty - пошлина, сочетающая элементы адвалорной (см.) и специфической пошлин, т.е. исчисляемая в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к натуральному (физическому) объему товара (например, 10% от стоимости + 5 евро за килограмм). Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов (см. тарифные пики) и служат инструментом защиты внутреннего рынка.
Консенсус - Consensus - существовавшая в рамках ГАТТ и воспринятая в органах ВТО практика принятия решений. Правила ВТО понимают консенсус как случай, когда ни один из присутствующих на заседании членов ВТО не представил официального возражения против предложенного решения. В случаях, когда решение на основе консенсуса не проходит, оно принимается голосованием. Некоторые вопросы (освобождение от обязательств, решение спора) разрешаются в ВТО исключительно путем консенсуса.
Консолидация (связывание) ставок таможенных пошлин - Consolidation (binding) of tariff duties (rates) - обязательство не повышать пошлины. С течением времени в рамках тарифных переговоров метод консолидации ставок стал приобретать доминирующее значение. Как правило, принцип консолидации состоит в том, что страна-участница (или присоединяющаяся страна) обязуется не повышать ставки пошлин выше заранее оговоренного (или существующего) уровня. Связывание пошлин получило распространение в тарифных протоколах, подписанных многими странами по итогам Уругвайского раунда (см.). Связанными могут быть и нулевые ставки пошлин.
Консультации по вопросам ВТО - WTO-related consultations - формальный институционный механизм, действующий в большинстве развитых и ряде развивающихся стран. Упомянутый механизм служит цели организации консультаций по вопросам ВТО между союзами промышленников, торгово-промышленными палатами и другими предпринимательскими организациями, с одной стороны, и правительством, с другой. В ходе этих консультаций правительствам излагается точка зрения деловых кругов по принципам формирования позиции страны по конкретным вопросам многосторонних торговых переговоров (см.), а также представляются предложения по включению новых вопросов в повестку дня этих переговоров. В ходе консультаций деловые круги высказываются также по проблемам, возникающим в связи с экспортом товаров в те или иные страны и относящимся к компетенции ВТО. Создание механизма консультаций актуально и для стран, ведущих переговоры о присоединении к ВТО.
Контрольный орган - Surveillance Body - орган, созданный в ходе Уругвайского раунда (см.) для наблюдения за выполнением принципов "статус-кво" и свертывания обязательств (см.). Контрольный орган обслуживался Секретариатом ГАТТ. Страны-участницы Раунда имели право подавать в Контрольный орган жалобы на несоблюдение вышеупомянутых принципов. Орган рассматривал эти жалобы и передавал результаты рассмотрения в Комитет ГАТТ по торговым переговорам. С образованием ВТО прекратил свое существование.
Концепция (критерий) специфичности - Specificity concept - ключевой элемент Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.), которое гласит, что средства, предусмотренные для защиты от запрещенных субсидий и от субсидий, подпадающих под действие компенсационных мер, могут применяться только в том случае, если субсидия является специфической (см. специфическая субсидия). Субсидия не рассматривается как специфическая, если установлены объективные критерии или условия получения субсидии, а само право на получение субсидии является общедоступным и автоматически действующим.
Кэрнская группа - Cairns Group - группа стран (в ее состав в настоящее время входят 15 государств), в экспорте которых значительное место занимают сельскохозяйственные продукты. Лидирующие позиции в группе занимают развивающиеся страны - поставщики сельскохозяйственного сырья на мировой рынок. Большим влиянием в группе пользуются также Австралия и Новая Зеландия. На многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО по вопросам регулирования мировой торговли сельскохозяйственной продукцией члены группы выступают, как правило, единым фронтом.
Лицензирование - Licensing - комплекс административных правил, устанавливающий порядок предоставления разрешений (лицензий) на осуществление экспортной/импортной операции. В рамках ВТО регламентируется Соглашением по процедурам импортного лицензирования (см.).
Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации - Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization - документ, подписанный в апреле 1994 года в Марракеше (Марокко) и включающий в себя три основных правовых документа ВТО: Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как неотъемлемую часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие ряд смежных договоренностей (некоторые - также в новой редакции); Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС - см.), являющееся второй неотъемлемой частью ВТО; Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС - см.), представляющее третью неотъемлемую часть ВТО. В приложениях к Марракешскому соглашению содержатся также договоренности в отношении правил и процедур урегулирования споров и механизм обзора торговой политики (см.).
Международный торговый центр (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО - International Trade Centre (ITC) UNCTAD/WTO - организация, входящая в систему ООН. Создана по решению ГАТТ в 1964 году, а с 1968 года управляется и финансируется совместно ГАТТ (с 1995 года - ВТО) и ЮНКТАД (Конференцией ООН по торговле и развитию). Имеет статус "исполнительного учреждения" Программы развития ООН (ПРООН), в связи с чем занимается реализацией проектов в области содействия развитию торговли развивающихся стран и стран с переходной экономикой (за счет средств ПРООН). Сотрудничество МТЦ ЮНКТАД/ВТО с этими странами осуществляется в рамках программ развития торговли (см.), направленных на укрепление их экспортного потенциала и совершенствование организации импортных операций. Проекты, осуществляемые МТЦ ЮНКТАД/ВТО и финансируемые по линии ПРООН, предусматривают оказание так называемой технической помощи странам-реципиентам на национальном, региональном и субрегиональном уровнях. Такие проекты осуществляются по просьбе правительств заинтересованных стран специалистами Центра, которые работают в непосредственном контакте с официальными лицами страны-реципиента. Помимо проектов МТЦ издает серию публикаций, посвященных актуальным вопросам развития международной торговли, включая подготовку специалистов в этой области, а также вопросам внешнеторговой статистики и коммерческой информации. Ряд публикаций МТЦ содержит информацию о ВТО, рассчитанную на предпринимателей, занятых в сфере внешних экономических связей. Бюджет Центра складывается из ассигнований, поступающих от ООН и ВТО, других международных организаций, а также добровольных взносов отдельных стран. Добровольные взносы вносятся либо в специальный фонд, создаваемый под конкретный проект в стране-реципиенте, либо в фонд, который создается в стране-доноре без привязки к тому или иному конкретному проекту. Руководство Центром осуществляется на основе рекомендаций, вырабатываемых Объединенной консультативной группой по МТЦ ЮНКТАД/ВТО, в которой представлены страны-члены ООН. Штаб-квартира Центра расположена в Женеве.
Меры (субсидии, критерии) "голубого ящика (корзины)" - Blue-box measures (subsidies, criteria) - в терминах Соглашения по сельскому хозяйству (см.) прямые платежи в рамках программ ограничения производства, производимые по отдельным сельхозугодиям, культурам и видам рогатого скота, а также любые другие меры сельхозподдержки, если они выделяются в объеме, не превышающем 5% от общей стоимости производства данной продукции. Указанные меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-участниц Соглашения по сельскому хозяйству.
Меры (субсидии, критерии) "зеленого ящика (корзины)" - Green-box measures (subsidies, criteria) - в терминах Соглашения по сельскому хозяйству (см.) меры внутренней поддержки по финансированию за счет государства программ, не предусматривающих перераспределение средств потребителей и не выступающих в форме ценовой поддержки производителей (сельхозисследования; контроль за вредителями; маркетинг и услуги по продвижению товара на рынок; страхование доходов; платежи в случае стихийных бедствий и в рамках охраны окружающей среды; помощь в структурной перестройке через пенсионные программы; выплаты по региональным программам поддержки и т.п.).
Меры (субсидии, критерии) "желтого ящика (корзины)" - Amber-box measures (subsidies, criteria) - в терминах Соглашения по сельскому хозяйству (см.) меры по внутренней поддержке (см.), оказывающие негативное (искажающее) воздействие на торговлю (списание долгов; кредитование сельского хозяйства; регулирование рынков сельхозпродукции; страхование урожая; дотации для производственных нужд; инвестиционные субсидии государства сельскому хозяйству; дотации на производство сельскохозяйственной продукции и т.п.). В данную категорию субсидий не включаются прямые платежи производителям в рамках программ ограничения производства, а также субсидии по конкретным товарам, если суммарная поддержка не превышает 5% от общей стоимости их производства.
Меры "серой зоны" - Grey area measures - нетарифные меры (см.), формально не относящиеся к кругу ведения ГАТТ. Главная форма, в которой выступают эти меры, - так называемые добровольные ограничения экспорта, соглашения об упорядочении рынков (см.) и аналогичные договоренности. В ходе Уругвайского раунда меры "серой зоны" были объявлены "вне закона", и страны, их применявшие, должны были их устранить. По оценкам, в год образования ВТО, т.е. в 1995 году, насчитывалось свыше 200 дву- и многосторонних договоренностей, относимых к "серой зоне". Этими договоренностями регулировалась торговля рядом сельхозпродуктов, изделиями из кожи, телевизорами, автомобилями и некоторыми другими товарами. Соглашение по защитным мерам (см.) содержит положение, обязывающее страны-участницы отказаться в течение определенного периода от договоренностей, относящихся к "серой зоне", и не практиковать их в дальнейшем. Однако проблема состоит в том, что далеко не все меры "серой зоны" выявлены и даже поддаются идентификации. Так, добровольные ограничения экспорта не всегда формализованы и потому могут осуществляться с молчаливого согласия сторон.
Меры экспортного контроля - Export control measures - действия, которые согласно ГАТТ могут предприниматься странами-членами ВТО в целях регулирования экспорта. Правила ГАТТ допускают применение экспортных налогов, но запрещают прибегать к ограничению экспорта за исключением небольшого числа случаев. К таким случаям относятся ситуации, когда в стране ощущается нехватка продовольствия или других товаров первой необходимости; когда признается необходимым обеспечить соответствие товара стандартам или классификационным нормам, принятым в международной торговле.
Механизм обзора торговой политики - Trade policy review mechanism - система наблюдения за развитием внешнеторговой политики отдельных стран, выработанная в ходе Уругвайского раунда. Ежегодно в рамках ГАТТ торговая политика нескольких стран-участниц подвергается процедуре, напоминающей сдачу экзамена на соответствие требованиям ГАТТ. Начиная с середины 1989 года, регулярное наблюдение за торговой политикой стран-участниц стало важной функцией ГАТТ, развившейся из обязательств стран регулярно информировать другие страны о развитии своего торгово-политического режима. ВТО сохранила эту контрольную функцию. Цели обзора состоят, во-первых, в том, чтобы выяснить, в какой степени страна-участница выполняет принятые ею обязательства в рамках ВТО и, во-вторых, чтобы обеспечить необходимую прозрачность (см.) торгово-политического режима стран-участниц и логику его формирования. Периодичность обзоров для разных стран-участниц не одинакова и зависит от роли, которую они играют в мировой торговле. Так, четыре ведущих торговых "игрока" - США, Канада, Япония, ЕС - экзаменуются раз в два года. Для следующих 16 стран процедура обзора проводится раз в 4 года, а для всех остальных - раз в 6 лет. Наименее развитые страны могут подвергаться процедуре обзора через более длительные интервалы. Страна, торговая политика которой подлежит изучению, обязана представить подробный доклад о своем торгово-политическом режиме. В свою очередь Секретариат ВТО, используя представленную ему и иную информацию, составляет собственный доклад на ту же тему. Обзор осуществляется Генеральным советом ВТО, в рамках которого проводится обсуждение докладов, после чего оба доклада, протокол дискуссии в Генеральном совете и сделанные им выводы публикуются в специальном документе.
Многосторонние торговые переговоры - Multilateral Trade Negotiations - серия переговоров, проводящихся на межправительственном уровне в течение длительного периода времени с целью либерализации международной торговли. Процесс переговоров, продолжающихся и в настоящее время, принято подразделять на так называемые раунды. Страны-участницы ГАТТ-1947 уже в 50-е годы XX века обнаружили, что положения этого Соглашения отстают от потребностей развития международных экономических отношений. Однако лишь в 1960-1961 годах состоялся первый раунд многосторонних торговых переговоров - раунд Диллона. В 1964 году открылся "Раунд Кеннеди", в ходе которого главным пунктом повестки дня явилось не только снижение таможенных тарифов, но и обсуждение других вопросов (разработка антидемпингового кодекса). Накануне этого раунда в составе ГАТТ были образованы межправительственные органы: Совет, Комитеты и рабочие группы. Заметно расширились и укрепились роль и функции Секретариата ГАТТ. Завершившиеся в 1967 году переговоры в рамках Раунда Кеннеди были продолжены в 1973-1979 годах ("Раунд Токио"). В процессе переговоров линия на либерализацию международной торговли получила дальнейшее развитие. Произошли существенные изменения в структуре ГАТТ, и сложилась многоуровневая система регулирования внешней торговли, открывшая возможность для продолжения еще более масштабных переговоров, получивших впоследствии название "Уругвайского раунда" (1986-1994 годы) (см.). Созданная в результате этого раунда ВТО (см.) по сути стала постоянным форумом многосторонних торговых переговоров, которые проводятся в настоящее время по целому ряду направлений и охватывают аспекты взаимосвязи торговли с окружающей средой и инвестициями, вопросы регулирования электронной коммерции, проблемы либерализации торговли услугами и ряд других проблем глобального характера.
Многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников (плюрилатеральные соглашения) - Plurilateral trade agreements - дополнительные многосторонние соглашения с ограниченным числом участников, открытые для присоединения странам-участницам ВТО на факультативной основе. Речь идет о соглашениях по гражданской авиатехнике, правительственным закупкам, информационной технологии, молоку и говядине, которые не входят в единый пакет (см.). В Соглашении об учреждении ВТО (см.) предусматривается, что данные договоренности не могут приводить к возникновению обязательств или прав для стран-участниц ВТО, не применявших их.
Мониторинг, наблюдение - Monitoring - в рамках Соглашения о процедурах импортного лицензирования (см.) система автоматического импортного лицензирования, при которой отслеживается выдача разрешений на ввоз. Эта система позволяет постоянно контролировать ход импортных и экспортных операций. Мониторинг применяется в различных целях, например, как мера, позволяющая установить факт резкого роста импорта. Соглашение регламентирует положения, на базе которых может вводиться мониторинг. Оно содержит важный принцип, согласно которому мониторинг не должен создавать препятствий для импорта.
Национальные перечни обязательств по услугам - National Lists of commitments - построенные в соответствии со схемой обязательств ГАТС (см.) документы стран-участниц (присоединяющихся стран), которые после приведения их в соответствие с результатами переговоров и ратификации становятся неотъемлемой частью ГАТС и национального законодательства. В перечнях фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, соблюдение которых поставщиками услуг необходимо для работы на рынке. По аналогии с импортным тарифом обязательства по услугам связываются на определенном уровне.
Национальный режим - National Treatment Provision (principle) - положение, устанавливающее, что иностранные товары или услуги на территории импортирующего государства будут пользоваться тем же режимом (в области внутренних налогов и сборов, требований к качеству и сертификации товаров и услуг, а также в отношении законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю), что и национальные товары и услуги государства-импортера. Интерпретация и развитие положений, связанных с национальным режимом, содержатся в ряде протоколов и соглашений, входящих в сферу ГАТТ и выработанных в ходе многосторонних торговых переговоров. В рамках ГАТС национальный режим по своему значению превосходит РНБ и означает, что экспортеры и импортеры услуг одной страны получают на рынке другой страны в области всех законов, постановлений и административной практики режим, которым пользуются местные производители услуг на рынке данной страны. Соглашения, входящие в ВТО, предусматривают конкретные изъятия из национального режима. ГАТС, например, устанавливает, что условия предоставления режима и сектора (подсектора), в которых он будет предоставляться, согласуются в результате переговоров между странами-участницами, а также последними и присоединяющимися странами.
Недобросовестная торговая практика - Unfair trade practices - в духе соглашений, составляющих правовой фундамент всемирной торговой системы, действия, предполагающие нечестную конкуренцию с помощью субсидирования экспорта товаров либо за счет занижения их цены (демпинга). В качестве мер борьбы с такой практикой предусматривается применение компенсационных и антидемпинговых пошлин.
Неполнота внутреннего рынка - Incomplete market - состояние рынка страны, характеризуемое незрелостью его основных элементов. Неполнота внутреннего рынка обусловлена незавершенностью экономических, структурных и других преобразований и кризисным состоянием секторов экономики страны в сочетании с невысоким технологическим уровнем производства, искажением ценовых пропорций и рыночных ориентиров прибыльности предприятий, монополизацией отдельных отраслей, бюджетными проблемами страны. Это явление присуще экономике развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Соблюдение принципов улучшения доступа на внутренний рынок, снижения экспортных субсидий, сокращения внутренней поддержки сельскохозяйственного производства, закрепленных в правовых документах ВТО, представляет для этих стран значительную трудность, поскольку может нанести серьезный ущерб их экономике (см. статью "Присоединяющиеся страны с переходной экономикой").
Нетарифные ограничения (меры) - Non-tariff barriers (restrictions, measures) - действия, ненаправленные на изменение ставок таможенного тарифа, но оказывающие влияние на внешнюю торговлю. Принято подразделять эти действия на две категории: меры по ограничению экспорта (количественные ограничения, лицензирование, запреты и т.п.) и меры технического характера (нормы в области здравоохранения, защиты окружающей среды, маркировки, стандарты и т.п.). В правовых документах ВТО содержатся принципы, определяющие действия стран-участниц при использовании нетарифных мер. В рамках ГАТТ насчитывается порядка 600 видов нетарифных ограничений, объединенных в 5 групп: количественные ограничения и т.п.; нетарифные сборы, налоги, финансовые меры; субсидии экспортерам и импортозамещающим производствам; ограничительная практика правительственных органов; технические барьеры в торговле. К нетарифным мерам причисляют также таможенные формальности, ведущие к задержкам таможенного оформления и дающие основания считать, что они выходят за пределы нормальной и общепринятой таможенной практики. ГАТТ в общей форме запрещает использовать меры, ограничивающие внешнюю торговлю, кроме таможенных тарифов. Из отдельных нетарифных мер более или менее полно в рамках ГАТТ регламентируются количественные ограничения, лицензирование и запреты. Вне круга ведения ГАТТ находились меры "серой зоны" (см.), которые в ходе Уругвайского раунда (см.) были объявлены "вне закона".
Номинальный (средний) уровень ставки пошлины - Nominal (average) duty rate - размер (ставка) пошлины, указываемый в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень рассчитывается путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок). Показатель номинального уровня используется на тарифных переговорах для целей установления первоначального уровня связывания (см.) пошлин.
Общая разрешительная статья - General Enabling Clause - условное название "Решения о дифференцированном и более благоприятном (льготном) режиме, взаимности и более полном участии развивающихся стран" - документа, принятого в рамках ГАТТ в 1979 году. Это решение служит правовым основанием для предоставления развитыми странами преференциального режима в отношении импорта из развивающихся стран в соответствии с Всеобщей системой преференций (см.). Согласно Общей разрешительной статье наименее развитым среди развивающихся стран может предоставляться режим, еще более льготный, чем тот, который предусмотрен Всеобщей системой преференций. В 1997 году развитые страны провели совещание на высоком уровне, посвященное инициативам по дальнейшей либерализации импорта из данной категории развивающихся стран. На совещании было решено отменить ввозные пошлины на все товары, в экспорте которых заинтересованы наименее развитые государства, а также отказаться от квотирования импорта из них.
"Обязательства не принимаются" - No commitments, Unbound - условная запись в национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что участвующая (присоединяющаяся) страна по отношению к данному сектору услуг, предоставляемых указанным способом, имеет право дискриминировать услуги и их поставщиков из стран-членов ВТО, если только не приняты какие-то обязательства по доступу на рынок.
"Обязательства не принимаются в силу физической невозможности оказания услуги" - No commitments technically feasible - условная запись в национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что страна-участница (присоединяющаяся к ВТО страна) отмечает невозможность предоставления услуги данным способом в данном секторе (например, трансграничное оказание парикмахерских услуг).
Обязательства по текущему и минимальному доступу на рынок - Current and minimum access commitments - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.), обязательство стран-участниц установить тарифную квоту (см.), определяющую количество товара, ввозимого по низким ставкам пошлин; ввоз сверх тарифной квоты облагается по ставкам, рассчитанным методом тарификации (см.) (обязательство по текущему доступу); обязательство, принимаемое в отношении товаров, импорт которых был в прошлом незначителен из-за ограничительных импортных барьеров (обязательство по минимальному доступу); второе обязательство определяется в размере 3% от внутреннего потребления и постепенно доводится до 5%. В отношении товаров, ввозимых по второму обязательству, действуют низкие тарифные ставки. Оба обязательства действуют только в отношении стран, взявших их на себя.
Обязательство повысить цену - Price undertaking - в контексте соглашений по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) и по субсидиям и компенсационным мерам (см.) - ситуация, в которой экспортер, желая избежать введения антидемпинговых или компенсационных пошлин, может принять на себя обязательство повысить цену на свою продукцию. При этом соглашения предусматривают, что такого рода обязательства могут приниматься только после установления факта ущерба национальной промышленности в результате демпинга или субсидирования экспорта. В соглашениях также устанавливается, что решение повысить цены должно приниматься добровольно, а власти страны вправе отвергнуть предложение экспортера о повышении цены ввиду слишком большого числа поставщиков, экспортирующих данный товар.
"Обязательство с изъятиями"; "нет, кроме (за исключением и т.п.)" - Commitment with limitations; none, other than (except for, etc.) - условные записи в национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающие, что участвующая (присоединяющаяся) страна предоставляет национальный режим в отношении указанного способа поставки при условии сохранения за собой права применять указанные ограничения. Другие изъятия из национального режима (см.) применяться не могут (если только не зафиксированы также какие-либо ограничения в доступе на рынок).
Оговорка о предельном сроке - Sunset clause - в контексте Соглашения по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс - см.) положение, согласно которому антидемпинговая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга, причем действие любой антидемпинговой пошлины должно быть прекращено через 5 лет с момента ее введения, если только власти страны не решат в ходе нового расследования, начатого по истечении этого срока, что прекращение действия антидемпинговой пошлины приведет к возобновлению демпинга и ущерба промышленности.
Ограничение перевода прибылей - Remittance restrictions - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой ограничение права иностранного инвестора переводить за границу прибыли от капиталовложений.
Ограничение производства - Manufacturing limitations - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой запрет предприятию производить определенную продукцию в стране-реципиенте инвестиций.
Ограничения (и условия предоставления) национального режима - Conditions and qualifications on national treatment - наименование одной из колонок в схеме обязательств по услугам (см.).
Ограничительная деловая практика - Restrictive business practices - практика предприятий (как частных, так и государственных), оказывающая негативное воздействие на условия конкуренции на рынке и международную торговлю. Принято различать четыре основных вида ограничительной деловой практики:
1. Горизонтальные ограничения (картельный сговор между конкурирующими предприятиями, выпускающими идентичные или подобные изделия).
2. Вертикальные ограничения (сговор между предприятиями в рамках технологической цепочки производства изделия).
3. Использование предприятием-монополистом выгод своего положения на рынке.