Действующий
Коммерческое присутствие - Commercial presence - в терминах ГАТС (см.) любой тип предпринимательской (или профессиональной) деятельности, включая посредничество, на территории страны-участницы ВТО с целью поставки услуги (см.
адвалорной (см.) и специфической пошлин, т.е. исчисляемая в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к натуральному (физическому) объему товара (например, 10% от стоимости + 5 евро за килограмм). Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов (см. тарифные пики) и служат инструментом защиты внутреннего рынка.
Комбинированная пошлина - Combined duty - пошлина, сочетающая элементы
Уругвайского раунда (см.). Связанными могут быть и нулевые ставки пошлин.
Консолидация (связывание) ставок таможенных пошлин - Consolidation (binding) of tariff duties (rates) - обязательство не повышать пошлины. С течением времени в рамках тарифных переговоров метод консолидации ставок стал приобретать доминирующее значение. Как правило, принцип консолидации состоит в том, что страна-участница (или присоединяющаяся страна) обязуется не повышать ставки пошлин выше заранее оговоренного (или существующего) уровня. Связывание пошлин получило распространение в тарифных протоколах, подписанных многими странами по итогам
многосторонних торговых переговоров (см.), а также представляются предложения по включению новых вопросов в повестку дня этих переговоров. В ходе консультаций деловые круги высказываются также по проблемам, возникающим в связи с экспортом товаров в те или иные страны и относящимся к компетенции ВТО. Создание механизма консультаций актуально и для стран, ведущих переговоры о присоединении к ВТО.
Консультации по вопросам ВТО - WTO-related consultations - формальный институционный механизм, действующий в большинстве развитых и ряде развивающихся стран. Упомянутый механизм служит цели организации консультаций по вопросам ВТО между союзами промышленников, торгово-промышленными палатами и другими предпринимательскими организациями, с одной стороны, и правительством, с другой. В ходе этих консультаций правительствам излагается точка зрения деловых кругов по принципам формирования позиции страны по конкретным вопросам
Уругвайского раунда (см.) для наблюдения за выполнением принципов "статус-кво" и свертывания обязательств (см.). Контрольный орган обслуживался Секретариатом ГАТТ. Страны-участницы Раунда имели право подавать в Контрольный орган жалобы на несоблюдение вышеупомянутых принципов. Орган рассматривал эти жалобы и передавал результаты рассмотрения в Комитет ГАТТ по торговым переговорам. С образованием ВТО прекратил свое существование.
Контрольный орган - Surveillance Body - орган, созданный в ходе
специфическая субсидия). Субсидия не рассматривается как специфическая, если установлены объективные критерии или условия получения субсидии, а само право на получение субсидии является общедоступным и автоматически действующим.
Концепция (критерий) специфичности - Specificity concept - ключевой элемент Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.), которое гласит, что средства, предусмотренные для защиты от запрещенных субсидий и от субсидий, подпадающих под действие компенсационных мер, могут применяться только в том случае, если субсидия является специфической (см.
программ развития торговли (см.), направленных на укрепление их экспортного потенциала и совершенствование организации импортных операций. Проекты, осуществляемые МТЦ ЮНКТАД/ВТО и финансируемые по линии ПРООН, предусматривают оказание так называемой технической помощи странам-реципиентам на национальном, региональном и субрегиональном уровнях. Такие проекты осуществляются по просьбе правительств заинтересованных стран специалистами Центра, которые работают в непосредственном контакте с официальными лицами страны-реципиента. Помимо проектов МТЦ издает серию публикаций, посвященных актуальным вопросам развития международной торговли, включая подготовку специалистов в этой области, а также вопросам внешнеторговой статистики и коммерческой информации. Ряд публикаций МТЦ содержит информацию о ВТО, рассчитанную на предпринимателей, занятых в сфере внешних экономических связей. Бюджет Центра складывается из ассигнований, поступающих от ООН и ВТО, других международных организаций, а также добровольных взносов отдельных стран. Добровольные взносы вносятся либо в специальный фонд, создаваемый под конкретный проект в стране-реципиенте, либо в фонд, который создается в стране-доноре без привязки к тому или иному конкретному проекту. Руководство Центром осуществляется на основе рекомендаций, вырабатываемых Объединенной консультативной группой по МТЦ ЮНКТАД/ВТО, в которой представлены страны-члены ООН. Штаб-квартира Центра расположена в Женеве.
Международный торговый центр (МТЦ) ЮНКТАД/ВТО - International Trade Centre (ITC) UNCTAD/WTO - организация, входящая в систему ООН. Создана по решению ГАТТ в 1964 году, а с 1968 года управляется и финансируется совместно ГАТТ (с 1995 года - ВТО) и ЮНКТАД (Конференцией ООН по торговле и развитию). Имеет статус "исполнительного учреждения" Программы развития ООН (ПРООН), в связи с чем занимается реализацией проектов в области содействия развитию торговли развивающихся стран и стран с переходной экономикой (за счет средств ПРООН). Сотрудничество МТЦ ЮНКТАД/ВТО с этими странами осуществляется в рамках
внутренней поддержке (см.), оказывающие негативное (искажающее) воздействие на торговлю (списание долгов; кредитование сельского хозяйства; регулирование рынков сельхозпродукции; страхование урожая; дотации для производственных нужд; инвестиционные субсидии государства сельскому хозяйству; дотации на производство сельскохозяйственной продукции и т.п.). В данную категорию субсидий не включаются прямые платежи производителям в рамках программ ограничения производства, а также субсидии по конкретным товарам, если суммарная поддержка не превышает 5% от общей стоимости их производства.
Меры (субсидии, критерии) "желтого ящика (корзины)" - Amber-box measures (subsidies, criteria) - в терминах Соглашения по сельскому хозяйству (см.) меры по
нетарифные меры (см.), формально не относящиеся к кругу ведения ГАТТ. Главная форма, в которой выступают эти меры, - так называемые добровольные ограничения экспорта, соглашения об упорядочении рынков (см.) и аналогичные договоренности. В ходе Уругвайского раунда меры "серой зоны" были объявлены "вне закона", и страны, их применявшие, должны были их устранить. По оценкам, в год образования ВТО, т.е. в 1995 году, насчитывалось свыше 200 дву- и многосторонних договоренностей, относимых к "серой зоне". Этими договоренностями регулировалась торговля рядом сельхозпродуктов, изделиями из кожи, телевизорами, автомобилями и некоторыми другими товарами. Соглашение по защитным мерам (см.) содержит положение, обязывающее страны-участницы отказаться в течение определенного периода от договоренностей, относящихся к "серой зоне", и не практиковать их в дальнейшем. Однако проблема состоит в том, что далеко не все меры "серой зоны" выявлены и даже поддаются идентификации. Так, добровольные ограничения экспорта не всегда формализованы и потому могут осуществляться с молчаливого согласия сторон.
Меры "серой зоны" - Grey area measures -
прозрачность (см.) торгово-политического режима стран-участниц и логику его формирования. Периодичность обзоров для разных стран-участниц не одинакова и зависит от роли, которую они играют в мировой торговле. Так, четыре ведущих торговых "игрока" - США, Канада, Япония, ЕС - экзаменуются раз в два года. Для следующих 16 стран процедура обзора проводится раз в 4 года, а для всех остальных - раз в 6 лет. Наименее развитые страны могут подвергаться процедуре обзора через более длительные интервалы. Страна, торговая политика которой подлежит изучению, обязана представить подробный доклад о своем торгово-политическом режиме. В свою очередь Секретариат ВТО, используя представленную ему и иную информацию, составляет собственный доклад на ту же тему. Обзор осуществляется Генеральным советом ВТО, в рамках которого проводится обсуждение докладов, после чего оба доклада, протокол дискуссии в Генеральном совете и сделанные им выводы публикуются в специальном документе.
Механизм обзора торговой политики - Trade policy review mechanism - система наблюдения за развитием внешнеторговой политики отдельных стран, выработанная в ходе Уругвайского раунда. Ежегодно в рамках ГАТТ торговая политика нескольких стран-участниц подвергается процедуре, напоминающей сдачу экзамена на соответствие требованиям ГАТТ. Начиная с середины 1989 года, регулярное наблюдение за торговой политикой стран-участниц стало важной функцией ГАТТ, развившейся из обязательств стран регулярно информировать другие страны о развитии своего торгово-политического режима. ВТО сохранила эту контрольную функцию. Цели обзора состоят, во-первых, в том, чтобы выяснить, в какой степени страна-участница выполняет принятые ею обязательства в рамках ВТО и, во-вторых, чтобы обеспечить необходимую
"Уругвайского раунда" (1986-1994 годы) (см.). Созданная в результате этого раунда ВТО (см.) по сути стала постоянным форумом многосторонних торговых переговоров, которые проводятся в настоящее время по целому ряду направлений и охватывают аспекты взаимосвязи торговли с окружающей средой и инвестициями, вопросы регулирования электронной коммерции, проблемы либерализации торговли услугами и ряд других проблем глобального характера.
Многосторонние торговые переговоры - Multilateral Trade Negotiations - серия переговоров, проводящихся на межправительственном уровне в течение длительного периода времени с целью либерализации международной торговли. Процесс переговоров, продолжающихся и в настоящее время, принято подразделять на так называемые раунды. Страны-участницы ГАТТ-1947 уже в 50-е годы XX века обнаружили, что положения этого Соглашения отстают от потребностей развития международных экономических отношений. Однако лишь в 1960-1961 годах состоялся первый раунд многосторонних торговых переговоров - раунд Диллона. В 1964 году открылся "Раунд Кеннеди", в ходе которого главным пунктом повестки дня явилось не только снижение таможенных тарифов, но и обсуждение других вопросов (разработка антидемпингового кодекса). Накануне этого раунда в составе ГАТТ были образованы межправительственные органы: Совет, Комитеты и рабочие группы. Заметно расширились и укрепились роль и функции Секретариата ГАТТ. Завершившиеся в 1967 году переговоры в рамках Раунда Кеннеди были продолжены в 1973-1979 годах ("Раунд Токио"). В процессе переговоров линия на либерализацию международной торговли получила дальнейшее развитие. Произошли существенные изменения в структуре ГАТТ, и сложилась многоуровневая система регулирования внешней торговли, открывшая возможность для продолжения еще более масштабных переговоров, получивших впоследствии название
единый пакет (см.). В Соглашении об учреждении ВТО (см.) предусматривается, что данные договоренности не могут приводить к возникновению обязательств или прав для стран-участниц ВТО, не применявших их.
Многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников (плюрилатеральные соглашения) - Plurilateral trade agreements - дополнительные многосторонние соглашения с ограниченным числом участников, открытые для присоединения странам-участницам ВТО на факультативной основе. Речь идет о соглашениях по гражданской авиатехнике, правительственным закупкам, информационной технологии, молоку и говядине, которые не входят в
статью "Присоединяющиеся страны с переходной экономикой").
Неполнота внутреннего рынка - Incomplete market - состояние рынка страны, характеризуемое незрелостью его основных элементов. Неполнота внутреннего рынка обусловлена незавершенностью экономических, структурных и других преобразований и кризисным состоянием секторов экономики страны в сочетании с невысоким технологическим уровнем производства, искажением ценовых пропорций и рыночных ориентиров прибыльности предприятий, монополизацией отдельных отраслей, бюджетными проблемами страны. Это явление присуще экономике развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Соблюдение принципов улучшения доступа на внутренний рынок, снижения экспортных субсидий, сокращения внутренней поддержки сельскохозяйственного производства, закрепленных в правовых документах ВТО, представляет для этих стран значительную трудность, поскольку может нанести серьезный ущерб их экономике (см.
меры "серой зоны" (см.), которые в ходе Уругвайского раунда (см.) были объявлены "вне закона".
Нетарифные ограничения (меры) - Non-tariff barriers (restrictions, measures) - действия, ненаправленные на изменение ставок таможенного тарифа, но оказывающие влияние на внешнюю торговлю. Принято подразделять эти действия на две категории: меры по ограничению экспорта (количественные ограничения, лицензирование, запреты и т.п.) и меры технического характера (нормы в области здравоохранения, защиты окружающей среды, маркировки, стандарты и т.п.). В правовых документах ВТО содержатся принципы, определяющие действия стран-участниц при использовании нетарифных мер. В рамках ГАТТ насчитывается порядка 600 видов нетарифных ограничений, объединенных в 5 групп: количественные ограничения и т.п.; нетарифные сборы, налоги, финансовые меры; субсидии экспортерам и импортозамещающим производствам; ограничительная практика правительственных органов; технические барьеры в торговле. К нетарифным мерам причисляют также таможенные формальности, ведущие к задержкам таможенного оформления и дающие основания считать, что они выходят за пределы нормальной и общепринятой таможенной практики. ГАТТ в общей форме запрещает использовать меры, ограничивающие внешнюю торговлю, кроме таможенных тарифов. Из отдельных нетарифных мер более или менее полно в рамках ГАТТ регламентируются количественные ограничения, лицензирование и запреты. Вне круга ведения ГАТТ находились
уровня связывания (см.) пошлин.
Номинальный (средний) уровень ставки пошлины - Nominal (average) duty rate - размер (ставка) пошлины, указываемый в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень рассчитывается путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок). Показатель номинального уровня используется на тарифных переговорах для целей установления первоначального
Всеобщей системой преференций (см.). Согласно Общей разрешительной статье наименее развитым среди развивающихся стран может предоставляться режим, еще более льготный, чем тот, который предусмотрен Всеобщей системой преференций. В 1997 году развитые страны провели совещание на высоком уровне, посвященное инициативам по дальнейшей либерализации импорта из данной категории развивающихся стран. На совещании было решено отменить ввозные пошлины на все товары, в экспорте которых заинтересованы наименее развитые государства, а также отказаться от квотирования импорта из них.
Общая разрешительная статья - General Enabling Clause - условное название "Решения о дифференцированном и более благоприятном (льготном) режиме, взаимности и более полном участии развивающихся стран" - документа, принятого в рамках ГАТТ в 1979 году. Это решение служит правовым основанием для предоставления развитыми странами преференциального режима в отношении импорта из развивающихся стран в соответствии с
национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что участвующая (присоединяющаяся) страна по отношению к данному сектору услуг, предоставляемых указанным способом, имеет право дискриминировать услуги и их поставщиков из стран-членов ВТО, если только не приняты какие-то обязательства по доступу на рынок.
"Обязательства не принимаются" - No commitments, Unbound - условная запись в
национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что страна-участница (присоединяющаяся к ВТО страна) отмечает невозможность предоставления услуги данным способом в данном секторе (например, трансграничное оказание парикмахерских услуг).
"Обязательства не принимаются в силу физической невозможности оказания услуги" - No commitments technically feasible - условная запись в
тарифную квоту (см.), определяющую количество товара, ввозимого по низким ставкам пошлин; ввоз сверх тарифной квоты облагается по ставкам, рассчитанным методом тарификации (см.) (обязательство по текущему доступу); обязательство, принимаемое в отношении товаров, импорт которых был в прошлом незначителен из-за ограничительных импортных барьеров (обязательство по минимальному доступу); второе обязательство определяется в размере 3% от внутреннего потребления и постепенно доводится до 5%. В отношении товаров, ввозимых по второму обязательству, действуют низкие тарифные ставки. Оба обязательства действуют только в отношении стран, взявших их на себя.
Обязательства по текущему и минимальному доступу на рынок - Current and minimum access commitments - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.), обязательство стран-участниц установить
национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающие, что участвующая (присоединяющаяся) страна предоставляет национальный режим в отношении указанного способа поставки при условии сохранения за собой права применять указанные ограничения. Другие изъятия из национального режима (см.) применяться не могут (если только не зафиксированы также какие-либо ограничения в доступе на рынок).
"Обязательство с изъятиями"; "нет, кроме (за исключением и т.п.)" - Commitment with limitations; none, other than (except for, etc.) - условные записи в