Действующий
правительственные закупки - см.) обязаны в своей деятельности руководствоваться исключительно коммерческими соображениями и не дискриминировать иностранных конкурентов. Другим основным принципом договоренности является обязанность стран-участниц соблюдать правила гласности (см.), а именно: сообщать в Секретариат ВТО о государственных предприятиях, действующих в области внешнеэкономических связей; информировать о продукции, экспортируемой/импортируемой ими, и предоставлять иную информацию, касающуюся их торговых операций. Надзор за соблюдением режима гласности в данной сфере осуществляет Рабочая группа по государственным торговым предприятиям.
Государственные торговые предприятия - State trading enterprises - предприятия (как государственные, так и негосударственные), включая сбытовые организации, которым предоставлены исключительные права и привилегии, позволяющие оказывать воздействие на объем или географическое направление экспорта или импорта. В рамках правовых документов ВТО регламентируются специальной договоренностью о толковании статьи XVII ГАТТ-1994. Согласно этой договоренности данные предприятия (не путать с учреждениями, производящими
Договоренностью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (см.) в рамках ВТО. Создается в случае, когда консультации стран-участниц не привели к урегулированию спора между ними. Решение о создании группы принимается Органом по разрешению споров (см.) на основе консенсуса. Как правило, в состав группы входят 3 человека в их личном качестве, имеющие соответствующую квалификацию. Группа призвана объективно изучить предмет спора и выяснить применимость норм ВТО к нему. Стороны в споре должны представить группе письменную информацию об обстоятельствах дела и изложить свои аргументы. Группа обязана в течение полугода подготовить и представить в Орган по разрешению споров доклад, который подлежит формальному (автоматическому) принятию этим Органом в течение 60 дней.
Группа экспертов для рассмотрения споров - Panel - специальная рабочая группа, учреждаемая в соответствии с
электронной коммерции (см.). Далее в Декларации закреплена договоренность стран-членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Эта договоренность, формально действовавшая до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в ноябре-декабре 1999 года, была продлена и, возможно, впоследствии приобретет обязательный характер. Что касается программы работы, то в настоящее время в рамках ВТО, параллельно с переговорами заинтересованных стран-участниц, специалисты изучают вопрос о характере модификации международных правил торговли товарами и услугами, а также положений, регулирующих охрану прав интеллектуальной собственности, с учетом особенностей, присущих электронной коммерции.
Декларация о глобальной электронной коммерции - Declaration on Global Electronic Commerce - заявление, принятое на Женевской конференции министров стран-членов ВТО в мае 1998 года. В Декларации содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу работы по изучению всех торговых аспектов
антидемпинговую пошлину (см.) с целью компенсации ущерба, наносимого в результате демпинговых продаж национальным производителям. Обложение импортных товаров антидемпинговой пошлиной может производиться только в том случае, если демпинг наносит материальный ущерб промышленности страны-импортера или создает угрозу такого ущерба.
Демпинг - dumping - в рамках Соглашения о применении статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), торговая операция, состоящая в том, что товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров. Под нормальной стоимостью понимается внутренняя цена на эти товары в стране-экспортере, либо сопоставимая экспортная цена на аналогичный товар, вывозимый третьей страной, находящейся в аналогичных условиях. В случае демпинга правила ГАТТ разрешают применять
мер "серой зоны" (см.), включаемая в договоренности о самоограничении (экспорта) (self-restraint arrangements). Ряд стран-импортеров (в данном случае США и страны-члены ЕС) практиковали заключение подобных соглашений со странами-экспортерами с целью ограничить ввоз тех или иных товаров в интересах своих производителей. Поскольку данная мера отнюдь не всегда носила "добровольный" характер и касалась импорта из отдельных стран, она не совместима с правилом ГАТТ о недискриминационном применении импортных ограничений и не должна практиковаться странами-членами ВТО.
Добровольное ограничение экспорта - Voluntary export restraint - одна из основных
Органа по разрешению споров (см.). Генеральный совет ВТО выполняет роль этого Органа при рассмотрении спорных вопросов, возникающих по соглашениям, входящим в систему ВТО;
- учреждение
Завышение стоимости товара в счете-фактуре - Over-invoicing - недобросовестная коммерческая практика, заставляющая некоторые страны, главным образом развивающиеся, осуществлять осмотр импортируемых товаров до их отгрузки (см.
Органа по разрешению споров (см.). Введение запретительных пошлин, по правилам ГАТТ, должно носить временный характер.
Запретительные таможенные пошлины - Punitive tariffs - чрезмерно высокие (порядка 100 и более процентов) ставки ввозных таможенных пошлин, устанавливаемые страной в отношении импорта того или иного товара из определенной страны (группы стран). Правила ГАТТ допускают применение такой меры против страны-экспортера, не подчинившейся решению
таможенных территории (см.), в которых отменены таможенные пошлины и другие ограничения в области регулирования торговли в отношении всех или отдельных видов товаров, происходящих из этих территорий. В торговле с третьими странами каждая таможенная территория сохраняет свои инструменты регулирования торговли. Примерами таких зон служат Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА). Принятые в этих объединениях взаимные преференции не распространяются на третьи страны в силу РНБ, составляя, таким образом, одно из изъятий (см.) из этого режима в соответствии с правилами ГАТТ.
Зона свободной торговли - Free trade area - две или более
уровню связывания (см.).
Имплементационный период - Implementation period - период, в течение которого страна-участница (присоединяющаяся страна) обязуется осуществить переход от начального к конечному
статью "Соглашение по информационной технологии"). Так, этот документ предусматривал постепенное снижение тарифов на вышеупомянутые изделия, провозглашал приверженность стран-участниц принципу устранения нетарифных барьеров в торговле изделиями информационных технологий. ГАТС (см.) предусматривает проведение нового раунда многосторонних торговых переговоров в секторе телекоммуникационных услуг. В феврале 1997 года в рамках ВТО была согласована в форме протокола к ГАТС договоренность по телекоммуникационным услугам, предусматривающая дальнейшую либерализацию торговли основными услугами связи, открытие рынков для новых технологий, усиление конкуренции на внутренних рынках (см. статью "Основные телекоммуникационные услуги").
Информационные технологии (ИТ) - Information technologies (IT) - телекоммуникационное оборудование, компьютеры, полупроводники и оборудование для их производства, программное обеспечение и научные приборы. Принципы международной торговли информационными технологиями закреплены в рамках Декларации, принятой в 1996 году на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре (см.
нетарифных ограничений (см.) в торговле текстилем и одеждой (см. Соглашение по текстилю и одежде).
Интеграция - Integration - процесс постепенного отказа от
Классификатор (Временный классификатор) основного продукта ООН - UN (Provisional) Central Product Classification - разработанная в ООН классификационная схема видов услуг, которая используется для целей ГАТС (см.). На базе Классификатора Секретариат ГАТТ разработал свой собственный классификатор (см.
Уругвайского раунда (см.). Она включает 161 вид услуг и служит моделью для составления национальных перечней услуг (см.). Все услуги разделены на 12 разделов (деловые услуги, услуги связи, строительные и инжиниринговые услуги, дистрибьюторские услуги, общеобразовательные услуги, услуги по защите окружающей среды, финансовые услуги, услуги по охране здоровья и социальные услуги, туризм и путешествия, услуги в области организации досуга, культуры и спорта, транспортные услуги, прочие услуги). В свою очередь каждый раздел схемы подразделяется на определенное число видов или подсекторов (от 4 до 33). Классификация лишь перечисляет виды услуг, но не описывает содержание деятельности, относимой к данному сектору. Для каждого сектора (и подсектора) указываются коды классификатора ООН, где описывается подробный перечень услуг, относящихся к соответственной рубрике.
Классификационная схема видов услуг - Classification of service sectors - классификатор услуг, составленный Секретариатом ГАТТ на базе Временного классификатора основного продукта, разработанного ООН. Эта схема лежала в основе переговоров
Уругвайского раунда (см.) большинство количественных ограничений на торговлю промышленной и сельскохозяйственной продукцией подлежит устранению. В рамках ГАТТ-94 и в смежном с ним Соглашении по текстилю и одежде (см.) установлены случаи, в которых такие ограничения могут вводиться.
Количественные ограничения - Quantitative restrictions (QR) - ограничения импорта или экспорта какого-либо товара путем установления максимального количества этого товара, разрешенного к вывозу (ввозу). По итогам
Коммерческое присутствие - Commercial presence - в терминах ГАТС (см.) любой тип предпринимательской (или профессиональной) деятельности, включая посредничество, на территории страны-участницы ВТО с целью поставки услуги (см.
адвалорной (см.) и специфической пошлин, т.е. исчисляемая в процентах от стоимости облагаемого товара с добавлением определенной денежной суммы, привязанной к натуральному (физическому) объему товара (например, 10% от стоимости + 5 евро за килограмм). Комбинированные пошлины обычно формируют пиковые ставки таможенных тарифов (см. тарифные пики) и служат инструментом защиты внутреннего рынка.
Комбинированная пошлина - Combined duty - пошлина, сочетающая элементы
Уругвайского раунда (см.). Связанными могут быть и нулевые ставки пошлин.
Консолидация (связывание) ставок таможенных пошлин - Consolidation (binding) of tariff duties (rates) - обязательство не повышать пошлины. С течением времени в рамках тарифных переговоров метод консолидации ставок стал приобретать доминирующее значение. Как правило, принцип консолидации состоит в том, что страна-участница (или присоединяющаяся страна) обязуется не повышать ставки пошлин выше заранее оговоренного (или существующего) уровня. Связывание пошлин получило распространение в тарифных протоколах, подписанных многими странами по итогам
многосторонних торговых переговоров (см.), а также представляются предложения по включению новых вопросов в повестку дня этих переговоров. В ходе консультаций деловые круги высказываются также по проблемам, возникающим в связи с экспортом товаров в те или иные страны и относящимся к компетенции ВТО. Создание механизма консультаций актуально и для стран, ведущих переговоры о присоединении к ВТО.
Консультации по вопросам ВТО - WTO-related consultations - формальный институционный механизм, действующий в большинстве развитых и ряде развивающихся стран. Упомянутый механизм служит цели организации консультаций по вопросам ВТО между союзами промышленников, торгово-промышленными палатами и другими предпринимательскими организациями, с одной стороны, и правительством, с другой. В ходе этих консультаций правительствам излагается точка зрения деловых кругов по принципам формирования позиции страны по конкретным вопросам