Действующий
Адвалорная пошлина - Ad valorem duty - пошлина, исчисляемая в процентах от цены облагаемого (импортируемого) товара. Наиболее употребительная среди применяемых в международной торговле пошлин ввиду простоты ее расчета, большего соответствия принципам либерализации торговли, способности служить инструментом сравнения степеней защиты рынка (см.
статью "Соглашение по применению статьи VII ГАТТ") применяемая антидемпинговая пошлина должна быть численно равной разнице между "нормальной" и фактической экспортной ценой. Кодекс устанавливает, что антидемпинговая пошлина может быть наложена только после установления факта демпинга и определения того, что демпинг наносит ущерб национальному производству в стране-импортере. Кодекс также предусматривает, что пошлина должна действовать в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга, но во всяком случае не более 5 лет с момента ее введения.
Антидемпинговая пошлина - Anti-dumping duty - дополнительная таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по ценам ниже "нормальной стоимости" этих товаров. Согласно Антидемпинговому кодексу ГАТТ (см.
Антидемпинговый кодекс - см.) порядок действий по установлению факта демпинга. Содержит критерии определения продажи товара по демпинговым ценам; наличие ущерба национальной промышленности и причинной связи ущерба и демпинга; порядок возбуждения расследования и предоставления информации по факту расследования; права и обязанности сторон в ходе расследования; сроки расследования; методологические принципы сопоставления цен в целях определения размера демпинга (см.); принятие решения о введении пошлины и т.п.
Антидемпинговая процедура - Anti-dumping procedure (for levying an anti-dumping duty) - в контексте Соглашения по применению статьи VI ГАТТ (
Договоренности в отношении правил и процедуры урегулирования споров (см.). Сторона в споре, несогласная с рекомендациями, содержащимися в докладе группы экспертов (см.), требует от Органа по разрешению споров (см.) решения о создании Апелляционного органа, который и учреждается в составе 7 человек - специалистов по вопросам ВТО. В этот орган подается затем апелляция несогласной стороны. В течение 60-90 дней Апелляционный орган вырабатывает свой доклад по правовым аспектам рекомендаций группы экспертов (см.) и дает им свое толкование, после чего вносит доклад на рассмотрение Органа по разрешению споров.
Апелляционный орган - Appellate Body - один из элементов механизма урегулирования споров в рамках
Национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающие принятие обязательства предоставить национальный режим без ограничения в отношении соответствующего способа поставки услуги (см.). Иными словами, участвующая (присоединяющаяся) страна принимает на себя обязательство не применять изъятия из национального режима (см.) в отношении услуг и их поставщиков из стран-членов ВТО за исключением тех ограничений, которые зафиксированы в колонке Перечня "Условия и пределы (ограничения) доступа на рынок", если таковые имеются.
"Без ограничений", "Нет" - No limitations, None - условные записи в
статью "Франчайзинговые услуги").
Бизнес-формат (при франчайзинге) - Business format - формат ведения бизнеса, т.е. использование концепции ведения бизнеса, торговой марки, бизнес-плана и учебных материалов (см.
информационных технологий (см.). Следует отметить, что уступки, предоставляемые друг другу странами-участницами ВТО на основе взаимного нулевого подхода, распространяются и на остальные государства-члены ВТО.
Взаимный нулевой подход - Zero-to-zero approach (basis) - принцип взаимной отмены тарифов в торговле определенными видами продукции. В ходе Уругвайского раунда ряд стран-участниц (США, ЕС, Япония и Канада) договорились об отмене пошлин во взаимной торговле изделиями фармацевтической и целлюлозно-бумажной промышленности, сельскохозяйственным, строительным и медицинским оборудованием, сталью, пивом, спиртными напитками и мебелью. На Министерской конференции ВТО в Сингапуре (1996 год) некоторые страны-участницы пришли к соглашению о взаимном нулевом подходе в торговле фармацевтическими изделиями, компьютерами, полупроводниками, программным обеспечением, телекоммуникационным оборудованием и некоторыми другими видами
меры "желтого ящика" - см.), так и субсидии, такого воздействия не оказывающие. Страны-участницы (присоединяющиеся к ВТО страны) берут на себя обязательство по предельному уровню суммарной внутренней поддержки (сюда не входят субсидии из "зеленой корзины"), который устанавливается в виде фиксированной в денежном выражении величины (см. Агрегированный показатель поддержки). При этом устанавливается также подробная разбивка по программам поддержки. Предельный уровень подлежит затем поэтапному снижению в течение согласованного периода времени (например, на 20% в течение 8 лет).
Внутренняя поддержка (сельского хозяйства) - Domestic support - в терминах Соглашения по сельскому хозяйству (см.) меры, которые оказывают как негативное (искажающее) воздействие на торговлю (
Уругвайского раунда (см.), и договоренностей, которые могут быть достигнуты в будущем. Таким образом, ВТО служит своего рода форумом для переговоров стран-членов этой организации по вопросам, регулируемым вышеупомянутыми соглашениями, новым вопросам, относящимся к ее компетенции, а также в области дальнейшей либерализации торговли. Кроме того, ВТО должна обеспечивать урегулирование разногласий и споров между государствами-членами и рассматривать их доклады (обзоры) о проводимой ими торговой политике. Руководящим органом ВТО является Конференция на уровне министров (Министерская конференция), собирающаяся раз в два года. В период между конференциями высшим органом Организации является Генеральный совет, курирующий Советы по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряд комитетов и рабочих групп по различным аспектам соглашений и договоренностей, составляющих правовую основу ВТО. Вопросами организации деятельности ВТО занимается ее Секретариат, в штате которого насчитывается 500 сотрудников. Секретариат возглавляется Генеральным директором, имеющим трех заместителей. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария). Решения в ВТО принимаются на основе консенсуса (см.), а если он невозможен - большинством голосов. В рамках ВТО действует принцип "одна страна - один голос". Количество членов ВТО на начало 2001 года составляет 140 государств. Для стран, желающих вступить в ВТО, предусмотрена сложная процедура переговоров, результатом которой должно быть принятие вступающей страной пакета договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО (см.). Бюджет Организации формируется за счет взносов стран-членов, пропорциональных доле их участия в международной торговле. Ряд стран, заявивших о своем желании вступить в ВТО, имеют статус наблюдателя и также выплачивают в ее бюджет взносы, размер которых, однако, невелик и носит символический характер. Число стран-наблюдателей при ВТО приближается к 30. Страны-наблюдатели не имеют права голоса в ВТО и, таким образом, не участвуют в процессе принятия решений Организации.
Всемирная торговая организация (ВТО) - World Trade Organization (WTO) - межправительственная организация, занимающаяся вопросами регулирования международной торговли. Создание ВТО юридически оформлено специальным Соглашением о ее учреждении. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 года. Она призвана контролировать выполнение всех многосторонних соглашений, заключенных в результате
см. ТРИПС). К первому элементу системы в настоящее время, помимо ГАТТ (см.), относятся 12 связанных с ГАТТ соглашений и 8 договоренностей, содержащих в ряде случаев интерпретацию тех или иных положений ГАТТ. Кроме того, к Всемирной торговой системе принято относить так называемые многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников (см.): Соглашение о правительственных закупках (см.), Соглашение по гражданской авиатехнике (см.) и ряд других.
Всемирная торговая система - World (multilateral) trading system - глобальная правовая система регулирования международной торговли, на основе которой функционирует ВТО. Ее тремя основными элементами являются соглашения по торговле товарами (ГАТТ и связанные с ним соглашения и договоренности), Генеральное соглашение по торговле услугами (см. ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (
специального и дифференцированного режима (см.), действующего в торговле с вышеуказанной группой стран.
Всеобщая система преференций - Generalized System of Preferences - совокупность торговых льгот, предоставляемых развивающимся странам. На товары, импортируемые из этих стран, устанавливаются нулевые или пониженные ставки ввозных таможенных пошлин. Система действует в отношении торговли практически всеми промышленными и отдельными сельскохозяйственными товарами. Вместе с тем, в рамках Системы допускается установление ограничений в форме тарифных квот; отказ в преференциях для импорта отдельных товаров из стран, успешно конкурирующих на внешнем рынке; отказ в преференциях странам, уровень экономического развития которых повысился, либо которые не соблюдают права человека. Льготы, предоставляемые развивающимся странам в рамках Всеобщей системы преференций, сочетаются с правилами ВТО в силу принципа
конвенция о ГС вступила в силу с января 1988 года и стала широко применяться в международной торговле. Один из принятых в ВТО критериев определения происхождения товара (см.) основан на тарифной классификации ГС, построенной по принципу последовательности обработки товаров: сырье - полуфабрикаты - готовые изделия. Из всей совокупности признаков, использовавшихся при построении 96 товарных групп ГС (позиций, субпозиций и подпозиций в пределах каждой группы), можно выделить 4 основных: назначение товара, степень его обработки, вид материала, из которого он изготовлен, и его удельный вес в мировой торговле. Элементы ГС используются в правовых документах ВТО. Так, например, Соглашение по сельскому хозяйству (см.) применимо в отношении продуктов, включенных в Главы 1-24 ГС. Товарная номенклатура Российской Федерации построена в соответствии с требованиями ГС.
Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС) - Harmonized Commodity Description and Coding System (HS) - многоцелевая товарная унифицированная номенклатура, разработанная и принятая в 1983 году межправительственной организацией (Советом таможенного сотрудничества). Сессия ГАТТ 1982 года рекомендовала всем странам-участницам перевести на эту номенклатуру свои национальные таможенные тарифы. Официально
всемирной торговой системы (см.). Принято считать датой учреждения ГАТТ 30 октября 1947 года, когда был одобрен Заключительным актом о временном соглашении, регулирующем вопросы торговых отношений. ГАТТ вступило в силу с 1948 года и в силу ряда причин с самого начала своего существования носило двойственный характер: правового документа и межправительственной организации, контролирующей его соблюдение. С течением лет текст Соглашения подвергался корректировке, в него вносились поправки и дополнения. Наиболее существенная модернизация ГАТТ была произведена в конце 70-х и в первой половине 90-х годов прошлого века. Различаются ГАТТ в редакциях 1947 (ГАТТ-1947) и 1994 годов (ГАТТ-1994). Современное ГАТТ - это совокупность многосторонних договоренностей, включающая в себя собственно текст Соглашения, а также ряд отдельных соглашений, развивающих и интерпретирующих его положения (статьи). Кроме того, ГАТТ-1994 содержит разного рода оговорки и разъяснения, толкующие статьи ГАТТ. В правовом плане ГАТТ-1947 и ГАТТ-1994 - разные многосторонние соглашения, причем последнее играет роль торгового договора для стран, участвующих в нем. Наконец, ГАТТ-1994 входит в сферу действия ВТО (см.) и во многом определяет роль и место ВТО в международной торговле. Основной текст ГАТТ состоит из 38 статей, разделенных на четыре части, из которых первые две касаются торгово-политического режима, третья - процедуры, а четвертая - условий участия развивающихся стран в ГАТТ. В литературе, посвященной анализу ГАТТ, в качестве одного из основополагающих принципов Соглашения называется положение о режиме наибольшего благоприятствования (см.). Кроме того, ГАТТ провозглашает право защиты внутреннего рынка (точнее, промышленности) исключительно с помощью тарифных мер; линию на последовательное и постоянное снижение ставок таможенных тарифов; применение национального режима, как инструмента, дополняющего режим наибольшего благоприятствования. Наконец, в современном ГАТТ содержатся особые положения для торговли некоторыми сельскохозяйственными товарами (зерно, мясо, молочные продукты, продукция развивающихся стран), включая принцип "тарификации" (см.), и изделиями текстильной промышленности, а также формулируются принципы взаимности (см.) и гласности (см.). Неотъемлемой частью ГАТТ являются соглашения, расширяющие редакцию 1947 года. Характерной чертой ГАТТ является оформление процедуры разрешения торговых споров между странами-участницами Соглашения. Вплоть до 1994 года ГАТТ была присуща переговорная функция, благодаря которой проводились туры многосторонних торговых переговоров (см.), приведших в итоге к образованию ВТО. С 1 января 1995 года эта функция перешла к ВТО, в результате чего двойственный характер ГАТТ (правовой документ и межправительственная организация) был устранен.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) - General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) - многосторонний документ, образующий наряду с другими соглашениями правовой фундамент
многосторонних торговых переговоров (см.) и является составной частью всемирной торговой системы (см.). В ГАТС насчитывается 29 статей, объединенных в шесть разделов. Неотъемлемой частью Соглашения являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг, а также перечни обязательств, принимаемых странами-членами ВТО по доступу на их национальные рынки услуг (секторальные обязательства). Таким образом, ГАТС содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, фиксируемые в отдельных перечнях. Основополагающие положения ГАТС имеют некоторое сходство с базисными принципами ГАТТ. Так, в ГАТС оговариваются положения (хотя и с существенными различиями) о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме, а также закреплен принцип гласности. Провозглашается линия на постепенную либерализацию всей сферы услуг, устанавливается порядок решения спорных и конфликтных ситуаций, аналогичный механизму, разработанному в рамках ГАТТ. Вместе с тем ГАТС содержит положения, вытекающие из различий между товаром и услугой (например, необязательность пересечения услугой границы страны). Текст ГАТС впервые в мировой практике дает определение термину "торговля услугами" (см.) и тем самым распространяет многосторонние договоренности на область правового регулирования отдельных стран. В силу этого меры внутриэкономической политики становятся предметом межгосударственного правового поля. В рамках ГАТС разработана стандартная форма (схема) предоставления уступок (см.), которую обязаны использовать страны-участницы, предоставляющие эти уступки. В результате переговоров Уругвайского раунда (см.) была разработана Классификационная схема видов услуг (см.), лежащая в основе составления национальных перечней обязательств по услугам. ГАТС предусматривает проведение дальнейших переговоров по либерализации торговли услугами. Соглашение можно рассматривать как документ, фиксирующий начальный этап разработки международных норм, регулирующих мировую торговлю услугами.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - General Agreement on Trade in Services (GATS) - многостороннее соглашение, составляющее правовую базу регулирования торговли услугами в рамках ВТО. Заключено в результате Уругвайского раунда
единый пакет (см.). К данным обязательствам относятся: предоставление РНБ; обеспечение гласности (прозрачности - см.); регулирование режима деятельности монополий и эксклюзивных поставщиков услуг; внутреннее регулирование; процедуры решения споров; изменение объема и уровня обязательств и др.
Горизонтальные (общие) обязательства - Horizontal (general) commitments (obligations) - в терминах ГАТС (см.) обязательства, принимаемые странами-участницами в отношении всех без исключения секторов услуг. Они не являются предметом переговоров для страны, желающей присоединиться к ВТО, и входят в
правительственные закупки - см.) обязаны в своей деятельности руководствоваться исключительно коммерческими соображениями и не дискриминировать иностранных конкурентов. Другим основным принципом договоренности является обязанность стран-участниц соблюдать правила гласности (см.), а именно: сообщать в Секретариат ВТО о государственных предприятиях, действующих в области внешнеэкономических связей; информировать о продукции, экспортируемой/импортируемой ими, и предоставлять иную информацию, касающуюся их торговых операций. Надзор за соблюдением режима гласности в данной сфере осуществляет Рабочая группа по государственным торговым предприятиям.
Государственные торговые предприятия - State trading enterprises - предприятия (как государственные, так и негосударственные), включая сбытовые организации, которым предоставлены исключительные права и привилегии, позволяющие оказывать воздействие на объем или географическое направление экспорта или импорта. В рамках правовых документов ВТО регламентируются специальной договоренностью о толковании статьи XVII ГАТТ-1994. Согласно этой договоренности данные предприятия (не путать с учреждениями, производящими
Договоренностью о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (см.) в рамках ВТО. Создается в случае, когда консультации стран-участниц не привели к урегулированию спора между ними. Решение о создании группы принимается Органом по разрешению споров (см.) на основе консенсуса. Как правило, в состав группы входят 3 человека в их личном качестве, имеющие соответствующую квалификацию. Группа призвана объективно изучить предмет спора и выяснить применимость норм ВТО к нему. Стороны в споре должны представить группе письменную информацию об обстоятельствах дела и изложить свои аргументы. Группа обязана в течение полугода подготовить и представить в Орган по разрешению споров доклад, который подлежит формальному (автоматическому) принятию этим Органом в течение 60 дней.
Группа экспертов для рассмотрения споров - Panel - специальная рабочая группа, учреждаемая в соответствии с
электронной коммерции (см.). Далее в Декларации закреплена договоренность стран-членов ВТО продолжать сложившуюся практику необложения электронных торговых операций таможенными пошлинами. Эта договоренность, формально действовавшая до очередной министерской конференции в Сиэтле, состоявшейся в ноябре-декабре 1999 года, была продлена и, возможно, впоследствии приобретет обязательный характер. Что касается программы работы, то в настоящее время в рамках ВТО, параллельно с переговорами заинтересованных стран-участниц, специалисты изучают вопрос о характере модификации международных правил торговли товарами и услугами, а также положений, регулирующих охрану прав интеллектуальной собственности, с учетом особенностей, присущих электронной коммерции.
Декларация о глобальной электронной коммерции - Declaration on Global Electronic Commerce - заявление, принятое на Женевской конференции министров стран-членов ВТО в мае 1998 года. В Декларации содержится поручение Генеральному совету ВТО разработать программу работы по изучению всех торговых аспектов
антидемпинговую пошлину (см.) с целью компенсации ущерба, наносимого в результате демпинговых продаж национальным производителям. Обложение импортных товаров антидемпинговой пошлиной может производиться только в том случае, если демпинг наносит материальный ущерб промышленности страны-импортера или создает угрозу такого ущерба.
Демпинг - dumping - в рамках Соглашения о применении статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), торговая операция, состоящая в том, что товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров. Под нормальной стоимостью понимается внутренняя цена на эти товары в стране-экспортере, либо сопоставимая экспортная цена на аналогичный товар, вывозимый третьей страной, находящейся в аналогичных условиях. В случае демпинга правила ГАТТ разрешают применять
мер "серой зоны" (см.), включаемая в договоренности о самоограничении (экспорта) (self-restraint arrangements). Ряд стран-импортеров (в данном случае США и страны-члены ЕС) практиковали заключение подобных соглашений со странами-экспортерами с целью ограничить ввоз тех или иных товаров в интересах своих производителей. Поскольку данная мера отнюдь не всегда носила "добровольный" характер и касалась импорта из отдельных стран, она не совместима с правилом ГАТТ о недискриминационном применении импортных ограничений и не должна практиковаться странами-членами ВТО.
Добровольное ограничение экспорта - Voluntary export restraint - одна из основных
Органа по разрешению споров (см.). Генеральный совет ВТО выполняет роль этого Органа при рассмотрении спорных вопросов, возникающих по соглашениям, входящим в систему ВТО;
- учреждение
Завышение стоимости товара в счете-фактуре - Over-invoicing - недобросовестная коммерческая практика, заставляющая некоторые страны, главным образом развивающиеся, осуществлять осмотр импортируемых товаров до их отгрузки (см.
Органа по разрешению споров (см.). Введение запретительных пошлин, по правилам ГАТТ, должно носить временный характер.
Запретительные таможенные пошлины - Punitive tariffs - чрезмерно высокие (порядка 100 и более процентов) ставки ввозных таможенных пошлин, устанавливаемые страной в отношении импорта того или иного товара из определенной страны (группы стран). Правила ГАТТ допускают применение такой меры против страны-экспортера, не подчинившейся решению
таможенных территории (см.), в которых отменены таможенные пошлины и другие ограничения в области регулирования торговли в отношении всех или отдельных видов товаров, происходящих из этих территорий. В торговле с третьими странами каждая таможенная территория сохраняет свои инструменты регулирования торговли. Примерами таких зон служат Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА). Принятые в этих объединениях взаимные преференции не распространяются на третьи страны в силу РНБ, составляя, таким образом, одно из изъятий (см.) из этого режима в соответствии с правилами ГАТТ.
Зона свободной торговли - Free trade area - две или более
уровню связывания (см.).
Имплементационный период - Implementation period - период, в течение которого страна-участница (присоединяющаяся страна) обязуется осуществить переход от начального к конечному
статью "Соглашение по информационной технологии"). Так, этот документ предусматривал постепенное снижение тарифов на вышеупомянутые изделия, провозглашал приверженность стран-участниц принципу устранения нетарифных барьеров в торговле изделиями информационных технологий. ГАТС (см.) предусматривает проведение нового раунда многосторонних торговых переговоров в секторе телекоммуникационных услуг. В феврале 1997 года в рамках ВТО была согласована в форме протокола к ГАТС договоренность по телекоммуникационным услугам, предусматривающая дальнейшую либерализацию торговли основными услугами связи, открытие рынков для новых технологий, усиление конкуренции на внутренних рынках (см. статью "Основные телекоммуникационные услуги").
Информационные технологии (ИТ) - Information technologies (IT) - телекоммуникационное оборудование, компьютеры, полупроводники и оборудование для их производства, программное обеспечение и научные приборы. Принципы международной торговли информационными технологиями закреплены в рамках Декларации, принятой в 1996 году на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре (см.
нетарифных ограничений (см.) в торговле текстилем и одеждой (см. Соглашение по текстилю и одежде).
Интеграция - Integration - процесс постепенного отказа от
Классификатор (Временный классификатор) основного продукта ООН - UN (Provisional) Central Product Classification - разработанная в ООН классификационная схема видов услуг, которая используется для целей ГАТС (см.). На базе Классификатора Секретариат ГАТТ разработал свой собственный классификатор (см.