Действующий
Всеобщей системы преференций (см.).
В течение последних лет ведущие промышленно развитые страны, в частности страны ЕС, приняли меры по либерализации доступа на свои рынки товаров из стран с переходной экономикой, не являющихся членами ВТО, в том числе путем устранения или ослабления количественных ограничений на импорт. Часть стран с переходной экономикой при экспорте товаров в развитые страны пользуются льготными ставками импортных пошлин в рамках
Уругвайского раунда (см.) и было закреплено в документах ВТО.
Прозрачность (гласность, открытость, транспарентность) - Transparency - принцип, зафиксированный в основополагающих правовых документах ВТО и предусматривающий обеспечение свободного доступа ко всей информации, законам, административным положениям и распоряжениям, касающимся регулирования вопросов, относящихся к компетенции ВТО (например, торгово-политический режим и его обзор, торговля услугами, практика правительственных закупок, процедура рассмотрения споров). Обязательство правительств участвующих (и присоединяющихся) стран соблюдать полную гласность в действиях, имеющих отношение к международной торговле, было выработано в ходе многосторонних торговых переговоров, получило значительное развитие во время
Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (см.) совместно с развивающимися странами и странами с переходной экономикой в целях укрепления их экспортного потенциала и совершенствования организации импортных операций. Предусматривают деятельность в шести направлениях:
Программы развития торговли - Trade promotion programmes - директивные документы, разрабатываемые
Всеобщей системы преференций (см.) и в небольшом числе других случаев. Сфера действия РНБ в сфере ГАТС существенно уже, чем в рамках ГАТТ в силу специфичности, характерной для торговли услугами (объем торговли услугами в пределах территории одной страны превышает объем трансграничного перемещения услуг).
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - Most Favoured Nation treatment (clause) (MFN) - принцип (положение), означающее, что товары и услуги одной страны при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны. Иными словами, РНБ представляет собой принцип недискриминации. Соглашения ВТО предусматривают изъятия из РНБ в отношении льгот и преимуществ (тарифного плана), предоставляемых государствами друг другу в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли, по линии
статью "Многосторонние торговые переговоры") Соглашение по данному вопросу возлагало бремя доказательства несправедливости декларированной цены на таможню.
Решение относительно случаев, когда таможенные органы имеют основания сомневаться в достоверности или точности декларированной стоимости (Решение о переносе бремени ответственности) - Decision regarding Cases where Customs Administrations Have Reasons to Doubt the Truth or Accuracy of the Declared Value (Decision on Shifting the Burden of Proof) - документ, принятый в заключительный период Уругвайского раунда и относящийся к числу основных правовых инструментов ВТО. Представляет собой своего рода дополнение к Соглашению по применению статьи VII ГАТТ (см.), устанавливающему способы расчета таможенной стоимости. При подготовке этого Соглашения не был решен вопрос о том, кто должен доказывать справедливость указанной в таможенной декларации цены - таможня или импортер. Приведенное выше Решение переносит ответственность за доказательство правильности таможенной стоимости на импортера в случаях, когда таможня выразит сомнение в ее достоверности (например, если она подозревает, что сделка носит фиктивный характер; если в контракте содержатся положения, ограничивающие потребление товара, либо увязывающие цену товара с обязательством покупателя приобрести какой-либо другой товар; если покупатель и продавец каким-либо образом связаны друг с другом, и эта связь влияет на цену товара и т.п.). Краткое название Решения объясняется тем, что выработанное в ходе Токийского раунда ГАТТ (см.
технических мер (см.) и являются объектом регулирования специального Соглашения (см.).
Санитарные и фитосанитарные меры (СиФМ) - Sanitary and phytosanitary measures (SPS) - меры, необходимые для обеспечения защиты жизни и здоровья людей, животных и растений от угрозы, которую представляет использование добавок, токсинов, болезнетворных организмов, веществ, загрязняющих окружающую среду; к СиФМ относят также соответствующие стандарты, требования к упаковке и маркировке, санитарно-ветеринарные нормы. Указанные меры составляют особую группу
Перечнях их обязательств (см.). В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, соблюдение которых поставщиками услуг необходимо для их функционирования на рынке. При этом реально применяемый режим доступа может быть и менее ограничительным. По аналогии с импортным тарифом, обязательства по услугам связываются на определенном уровне и могут быть ужесточены только в соответствии с установленной в ГАТС процедурой, согласно которой заинтересованные страны-участницы могут потребовать компенсации в виде либерализации условий доступа в том же или других секторах. Доступ на рынок не определяется в рамках ГАТС и условно означает совокупность мер регулирования, влияющих на получение возможности предоставлять услуги.
Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг - Specific commitments (obligations) on market access - в терминах ГАТС (см.) обязательства, принимаемые страной-участницей (присоединяющейся к ВТО страной) в отдельных секторах сферы услуг. Данные обязательства принимаются в отношении всех видов услуг, оказываемых на коммерческой основе, и непосредственно определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Специфические обязательства отдельных стран суммируются в
единого пакета (см.) подлежат обязательному соблюдению всеми странами-участницами и должны быть приняты в обязательном порядке странами, присоединяющимися к ВТО. Речь идет о соглашениях по антидемпингу, компенсационным мерам, импортному лицензированию, защитным мерам, сельскому хозяйству, техническим барьерам в торговле, торговым аспектам инвестиционных мер, текстилю и одежде, санитарным и фитосанитарным мерам, правилам происхождения, предотгрузочной инспекции, таможенной оценке.
Смежные соглашения - Associate Agreements - соглашения, содержащие толкование или подробную регламентацию отдельных положений ГАТТ-1994 (см.), а в ряде случаев выходящие за пределы его правового поля. Представляют собой один из элементов правового фундамента всемирной торговой системы. В соответствии с принципом
мер "серой зоны" (см.), аналогичная добровольному ограничению экспорта (соглашению о самоограничении - self-restraint arrangement - см.). Несовместима с правилами ГАТТ и не может использоваться странами-участницами ВТО.
Соглашение об упорядочении рынков - Orderly marketing arrangement - одна из основных
Соглашение с ограниченным кругом участников (см.), выработанное в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (см.) и модернизированное в рамках Уругвайского раунда (см.). Создает секторальную зону свободной торговли (см.) для его участников, распространяющуюся на гражданские самолеты, вертолеты, запасные части к ним и технику, необходимую для обслуживания и подготовки летного состава. В Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам в виде замечаний сформулированы три исключения к общим ограничениям, установленным этим Соглашением относительно определения серьезного ущерба и субсидий, не дающих основания для принятия решения о судебном разбирательстве или введении компенсационной пошлины.
Соглашение по гражданской авиатехнике - Agreement on Trade in Civil Aircraft -
Соглашение по защитным мерам - Agreement on Safeguards - соглашение, смежное с ГАТТ и призванное компенсировать снижение эффективности методов защиты внутреннего рынка в условиях либерализации международной торговли. Соглашение требует от стран-участниц отказаться от практики использования мер "серой зоны" (см.), устанавливает, что государство-член ВТО вправе прибегнуть к защитным мерам путем временного повышения пошлины или квотирования импорта любого товара, если его импорт возрос в такой степени, что наносит серьезный ущерб (или таит в себе угрозу нанести такой ущерб) отрасли национального производства, производящей данный товар. Временный характер защитных мер как бы подчеркивает, что их цель состоит в содействии структурной перестройке внутреннего производства и восстановлению его конкурентоспособности. Соглашение определяет понятие "серьезный ущерб" (см.), устанавливает процедуру, регламентирующую применение защитных мер и предусматривает, что затронутые мерой страны-экспортеры могут приостановить действие торговых уступок, предоставленных стране, которая эту меру ввела, с тем чтобы восстановить баланс выгод-уступок. Со своей стороны, страна, применившая защитную меру, может предложить экспортерам, затронутым этой мерой, торговые компенсации. В целях установления контроля за применением защитных мер Соглашение предусматривает, что наблюдение за исполнением его положений осуществляет специальный орган - Комитет по защитным мерам. Меры, предусмотренные Соглашениями по текстильным изделиям и одежде и сельскому хозяйству (см.), не относятся к кругу ведения Соглашения по защитным мерам.
Уругвайского раунда (см.) было выработано Соглашение по текстилю и одежде (см.), которое заменило собой МФА. Соглашение по текстилю и одежде предусматривает поэтапное снижение ограничений в международной торговле текстильными изделиями в течение 10 лет (до 1 января 2005 года), после чего применение импортных квот прекращается.
Соглашение по изделиям из различных видов волокон (МФА) - Multi-Fibre Arrangement (MFA) - рамочная договоренность, которую использовали развитые страны при заключении с развивающимися государствами двусторонних соглашений о торговле текстилем и одеждой. МФА, продлевавшиеся раз в пять лет, предусматривали жесткое квотирование и раздел рынка этой продукции. Соглашения нарушали правила и дух ГАТТ, запрещающего установление дискриминационных количественных ограничений импорта. В результате
статью "Информационные технологии"). В Соглашении участвует 40 стран, рассматривающих в настоящее время вопрос о расширении номенклатуры изделий, торговля которыми регулируется данным правовым документом. Соглашение предусматривает ликвидацию до нуля к январю 2000 года импортных тарифов приблизительно по 300 товарным позициям (компьютеры, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, полупроводники, научные приборы и т.п.). Следует отметить, что, несмотря на ограниченное число участников Соглашения, льготы, предоставленные ими друг другу в его рамках, распространяются на основе режима наибольшего благоприятствования (см.), на все остальные страны.
Соглашение по информационной технологии - Information Technology Agreement (ITA), Agreement on Information Technology Products - документ, принятый на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре в 1996 году и известный также как Декларация о торговле изделиями информационных технологий (см.
"Основные телекоммуникационные услуги" и "Справочный документ"). Цель этого Соглашения, относящегося к числу соглашений с ограниченным числом участников (см.), состоит в поощрении конкуренции в секторе новейших средств связи (сотовая связь; связь через спутники, вращающиеся на низких орбитах; услуги по организации видеоконференций, распространению видеофонов и мультимедийных приставок). Следует отметить, что, несмотря на ограниченное число участников Соглашения, льготы, предоставленные ими друг другу, распространяются на основе режима наибольшего благоприятствования (см.) на все остальные страны. Вместе с тем опросы, проведенные Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (см.), свидетельствуют о слабой осведомленности предприятий-экспортеров соответствующих видов услуг относительно возможностей, возникающих в результате открытия внутренних рынков для иностранной конкуренции.
Соглашение по основным телекоммуникационным услугам - Agreement on Basic Telecommunications Services - подписано в 1998 г. в форме так называемого Четвертого протокола к ГАТС (см. статьи
Соглашение по правительственным закупкам - Agreement on Government Procurement - Соглашение, носящее "ограниченно многосторонний" характер (с ограниченным кругом участников - см.) и регулирующее вопросы закупок, производимых правительственными учреждениями. В настоящее время участниками Соглашения являются главным образом развитые страны, Республика Корея, Сингапур и Гонконг. Остальные страны-члены ВТО не обязаны соблюдать правила, установленные этим Соглашением. Сфера действия Соглашения распространяется на правительственные закупки товаров и услуг. В число правительственных учреждений страны подписавшие Соглашение включили министерства и подчиненные им организации, органы власти субъектов федерации (в федеральных государствах), крупные государственные предприятия, действующие в таких секторах, как энергетика, водоснабжение, транспорт. В товарной сфере из круга ведения Соглашения исключаются закупки военной техники, а в сферу услуг включены лишь 7 видов услуг (бухгалтерия и аудит, маркетинг, консультации в области менеджмента, компьютерные и смежные услуги, реклама, уборка помещений, типографские и издательские услуги). Основным принципом Соглашения является требование к закупающим организациям руководствоваться исключительно коммерческими соображениями при закупке товаров и услуг, не проводя различий между национальными и иностранными поставщиками. Таким образом, Соглашение закрепляет в данной области РНБ и национальный режим. Подробно регламентируются в Соглашении процедуры торгов, объявляемых правительством, намеренным произвести закупку. Соглашение включает в себя положение о гласности (требование открытой публикации сведений об итогах торгов, адресе и наименовании предприятия, выигравшего торги, условиях, предложенных победителем), а также статью, обязывающую страны-участницы учредить орган для рассмотрения жалоб, подаваемых по итогам торгов.
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) - Agreement on Implementation of Article VI GATT (Anti-dumping Code) - правовой документ, относящийся к категории соглашений, смежных с ГАТТ. Кодекс разработан в ходе Уругвайского раунда (см.) и содержит нормы, регулирующие процедуру установления демпинга (см.), расследование ущерба и правила расчета размера антидемпинговой пошлины (см.). Соглашение устанавливает минимальный размер импорта товаров по демпинговым ценам и минимальный разрыв в ценах, ниже которого антидемпинговое расследование не должно производиться. Факт демпинга и его масштаб определяются, в первую очередь, посредством сравнения экспортной цены иностранного производителя с ценой, действующей на тот же товар, предназначенный для внутреннего потребления в стране-экспортере. Кодекс формулирует критерии для такого сравнения.
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (по таможенной оценке) - Agreement on Implementation of Article VII GATT-1994 (on Customs Valuation) - смежное с ГАТТ Соглашение, разработанное в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (см.). Касается оценки товаров для целей взимания таможенных пошлин. Имеет сложный в техническом и методологическом планах характер. В основу определения таможенной стоимости положен принцип использования так называемой "цены сделки" (см.). Соглашение устанавливает методы определения таможенной стоимости, регламентирует вопрос о приемлемости "трансфертных цен" (см.) и содержит принцип, согласно которому таможенная оценка не должна превращаться в скрытый барьер в международной торговле.
Соглашение по правилам происхождения - Agreement on Rules of Origin - смежное с ГАТТ Соглашение, регламентирующее правила происхождения товаров, не обращающихся в рамках преференциальной торговли. Соглашение обязывает страны-участницы гармонизировать и сделать ясными эти правила. Они касаются РНБ, защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, требований к маркировке страны происхождения товара. Главными принципами, закрепленными Соглашением, являются положения о неоказании правилами происхождения ограничительного воздействия на международную торговлю и недискриминации с помощью этих правил импорта отдельных товаров и из отдельных стран. Соглашение устанавливает положение о переходном периоде, по истечении которого товар считается происшедшим из страны, в которой имела место последняя существенная трансформация товара. Следует отметить, что работа по гармонизации правил происхождения в рамках ВТО продолжается по сей день по линии соответствующего Комитета Секретариата ВТО. Переходный период, в терминах Соглашения, закончится по завершении этой работы.
Соглашение по предотгрузочной инспекции - Agreement on Preshipment Inspection (PSI) - смежное с ГАТТ Соглашение, регулирующее вопросы осмотра и проверки экспортных товаров до их поставки импортеру. Соглашение устанавливает принципы и правила, которыми должны руководствоваться страны экспортеры во избежание того, чтобы эта процедура не являлась препятствием в международной торговле. Так, в Соглашении закрепляются принципы РНБ, национального режима и неразглашения конфиденциальной коммерческой информации (например, по ценам); рекомендация избегать неоправданных задержек в ходе инспекции и правила ведения проверки цены. Соглашение обеспечивает гласность (транспарентность - см.) в применении правил, касающихся предотгрузочной инспекции соответствующих служб. В то же время в Соглашении признается потребность развивающихся стран в проверке импортируемых ими товаров. В целях урегулирования споров между проверяющей и проверяемой сторонами Соглашение устанавливает механизм рассмотрения разногласий. Кроме того, в Соглашении содержится положение о новом рассмотрении проблемы предогрузочной инспекции в конце второго года его применения. Такое рассмотрение имело место в 1997 году и привело к принятию в рамках ВТО ряда уточняющих рекомендаций, касающихся проверки цены сделки; гласности при ее проверке; места проведения инспекции; использования электронных средств связи; оплаты услуг инспекционных компаний; аудита инспекций; защиты коммерческой информации и некоторых других вопросов. Работа по совершенствованию положений Соглашения продолжается в рамках Комитета по таможенной оценке Секретариата ВТО.
Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (СиФМ) - Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures (SPS) - смежное с ГАТТ Соглашение, которое дополняет Соглашение по сельскому хозяйству (см.). Оно содержит определение указанных мер (см.) и требует, чтобы эти меры основывались на соответствующих международных стандартах (см. Комиссия по Продовольственному кодексу). По целому ряду норм и положений данное Соглашение аналогично Соглашению по техническим барьерам в торговле (см.). Различия состоят в том, что нормы СиФМ допускают применение мер на дискриминационной основе (а не на основе РНБ) к странам (группам стран), откуда исходит угроза заражения; СиФМ допускает установление более высокого уровня защиты национального стандарта по сравнению с международным при условии достаточного научного обоснования и введение (на временной основе) мер предосторожности, если такого обоснования нет, но фактическая ситуация того требует.
Соглашение по сельскому хозяйству - Agreement on Agriculture - документ, являющийся элементом правовой основы ВТО. Устанавливает многосторонние правила торговли сельскохозяйственной продукцией в отношении доступа на рынок, внутренних программ поддержки и экспортных субсидий. Соглашение представляет собой исключение из общепринятых правил ВТО, поскольку разрешает более широкое применение госсубсидий и, в частности, экспортных субсидий, запрещенных Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (см.). Страны-участницы обязаны: принять меры по устранению большинства нетарифных барьеров (см.); связать максимальные импортные тарифы; определить размер разрешенных экспортных субсидий по стоимости и товарному охвату и предельный уровень суммарной внутренней поддержки сельского хозяйства (см.). При этом странам-импортерам разрешается применять специальную защитную оговорку (см.) в интересах внутренних производителей.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам - Agreement on Subsidies and Countervailing Measures (SCM) - смежное с ГАТТ Соглашение, устанавливающее правила использования субсидий и применения ответных мер, компенсирующих ущерб, возникающий в результате субсидирования. Соглашение подробно рассматривает вопрос о субсидиях, содержит определения в этой области (см. статью "Субсидия") и устанавливает их категории. В документе определяется также термин "компенсационная пошлина" (см.), описываются правила ее применения и процедура расследования по факту субсидирования. Соглашение трактует понятия "материальный" и "серьезный" ущерб, определяет странам-участницам переходные периоды для приведения их законодательств в соответствие с положениями Соглашения. В отношении развивающихся стран в Соглашении установлен специальный и дифференцированный режим, предусматривающий значительные льготы вплоть до разрешения применять многие виды субсидирования (для стран с размером ВВП на душу населения менее 1000 долл. США).