(Действующий) Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- "связывание" 100% ставок таможенного тарифа и принятие обязательств по доступу на рынок услуг на уровне не ниже обязательств наиболее развитых стран-членов ВТО, а также последующих предложений по дополнительному снижению пошлин или отмене их на определенные группы товаров (для полноправных членов ВТО это не обязательно) и присоединение к соглашению по информационной технологии;
- минимизация уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства и полный отказ от субсидирования экспорта сельхозпродукции. Выдвигается также требование не распространять на присоединяющиеся страны некоторые базовые положения соглашения ВТО по сельскому хозяйству, применяемые другими членами этой организации для защиты внутреннего рынка ("тарификация" нетарифных мер или "специальные защитные меры");
- принятие обязательств по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения, не считаясь с предусмотренными нормами ВТО возможностями переходного периода для развивающихся стран;
- принятие обязательства присоединиться к соглашениям ВТО по правительственным закупкам и по торговле гражданской авиатехникой, являющимся добровольными. Эти соглашения подписаны небольшим числом наиболее развитых стран-членов ВТО, и в них пока не заинтересовано большинство развивающихся стран;
- принятие обязательств в областях, не охваченных нормами ВТО (приватизация, инвестиционный режим, связывание экспортных тарифов).
Так, завышенные требования в ходе присоединения к ВТО были вынуждены принять Эквадор, Панама, Монголия, Болгария, Киргизия, Латвия.
Страны с переходной экономикой, особенно страны СНГ, сталкиваются в процессе присоединения с объективными трудностями, сложными экономическими проблемами и институциональными задачами. В современных условиях для стран с переходной экономикой сложно установить конкурентные параметры возможных уступок в отношении условий доступа к рынкам товаров и услуг на переговорах по присоединению к ВТО. Так, страны, находящиеся в процессе присоединения, испытывают объективные трудности в определении оптимального уровня импортных пошлин из-за медленного осуществления структурной перестройки в промышленности и сельском хозяйстве; не обеспечена предсказуемость и стабильность пошлин. Таможенный тариф в большинстве стран с переходной экономикой лишь недавно стал основным инструментом регулирования импорта, и таможенные пошлины пока используются ими в основном в фискальных целях. Кроме того, ведущие страны-члены ВТО выдвигают в отношении присоединяющихся стран требования значительного снижения таможенных тарифов и связывания ставок по всем тарифным позициям промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Страны с переходной экономикой пока не решили проблемы, связанные с обязательствами по обеспечению "прозрачности" (транспарентности) в рамках соглашений ВТО из-за неудовлетворительного состояния их статистических и информационных служб. Системы сбора статистических данных в этой группе стран, особенно в странах СНГ, не соответствуют требованиям ВТО.
В странах с переходной экономикой имеются трудности в обеспечении соблюдения торгового законодательства, а также приведении национального законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это особенно актуально в сферах торговли услугами и охраны прав интеллектуальной собственности, а также бюджетного субсидирования промышленности и сельского хозяйства, стандартизации, применения санитарных и фитосанитарных мер.
В области торговли услугами, как и в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, у данной группы стран, включая Россию, возникают проблемы, связанные с отсутствием части компонентов внешнеторгового режима, законодательства и нормативного регулирования. Они пока четко не определили национальную политику и интересы в этих областях.
В процессе присоединения к ВТО странам с переходной экономикой предлагается принять широкие и "коммерчески значимые" первоначальные обязательства по предоставлению доступа на рынки и национального режима иностранным поставщикам услуг в ключевых секторах, которые представляют интерес для наиболее развитых стран-членов ВТО. К ним относятся передовые виды телекоммуникационных и финансовых услуг (включая страхование), бухгалтерское дело, аудит, консультационные услуги в области управления, строительство и инжиниринг, гостиничные услуги, туризм и др.
Присоединяющиеся к ВТО страны также сталкиваются с требованием начать применять в полном объеме Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) сразу после присоединения, хотя для приведения в соответствие с нормами ВТО уже действующего законодательства требуется значительный срок.
Проблемы стран с переходной экономикой обсуждались странами-членами ГАТТ в ходе переговоров Уругвайского раунда и нашли отражение в итоговых документах. Так, в ст.29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (см.) отмечается, что страны-члены, "находящиеся в процессе перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике свободного предпринимательства", могут принимать программы и меры, необходимые для такого перехода в течение семилетнего переходного периода (включая применение некоторых запрещенных для членов ВТО видов субсидий).

Статья 65 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (см.) предусматривает, что страны с переходной экономикой и развивающиеся страны имеют право отложить начало применения этого Соглашения на 5 лет, за исключением отдельных его положений. Но в статье упоминаются только страны с переходной экономикой, являющиеся членами ВТО, а не страны в процессе присоединения к организации. Кроме того, переходные периоды исчисляются с момента вступления в силу указанных соглашений.

В ст.XII Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), предусматривающей введение странами ограничений в целях защиты платежного баланса, признается, что странам, находящимся в процессе перестройки экономической структуры, может потребоваться применение ограничений, позволяющих поддерживать уровень финансовых ресурсов, необходимый для осуществления программ экономического развития или совершенствования структуры народного хозяйства.
Но практика присоединения стран с переходной экономикой (Болгарии и др.) показывает, что предусмотренные в соглашениях переходные периоды либо вообще не предоставляются, либо имеют крайне ограниченные рамки.
В течение последних лет ведущие промышленно развитые страны, в частности страны ЕС, приняли меры по либерализации доступа на свои рынки товаров из стран с переходной экономикой, не являющихся членами ВТО, в том числе путем устранения или ослабления количественных ограничений на импорт. Часть стран с переходной экономикой при экспорте товаров в развитые страны пользуются льготными ставками импортных пошлин в рамках Всеобщей системы преференций (см.).
Однако в отношении стран с переходной экономикой по-прежнему применяется ряд мер, направленных против расширения экспорта их товаров, включая количественные ограничения поставок сельхозпродукции, текстильных изделий и одежды и другой промышленной продукции. Кроме того, некоторые "остаточные" элементы торговых режимов, применявшихся ранее в отношении импортируемых товаров из этих стран, сохраняют силу и остаются препятствием для интеграции этих стран в международную торговую систему. К ним относятся селективные (двусторонние) защитные оговорки и особые критерии и правила применения антидемпинговых мер.
Селективные защитные оговорки предусматривают для развитых стран-членов ВТО возможность использования чрезвычайных защитных мер для предотвращения ущерба отечественным производителям, применяемых исключительно против импорта из соответствующей страны с "нерыночной экономикой", но не против остальных стран-экспортеров, что является нарушением положений ст.XIX ГАТТ-1994. Вместе с тем, эти оговорки содержат критерии для принятия менее жестких мер такого рода (по сравнению с мерами, предусмотренными ст.XIX ГАТТ-1994) и применяемыми в отношении стран с рыночной экономикой. Поэтому Соглашение ВТО по защитным мерам (см.) является попыткой создания системы для урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в связи с ростом объема импорта товаров из стран с переходной экономикой.
Особые критерии и правила применения антидемпинговых мер в отношении стран с нерыночной экономикой действуют с использованием базы цен на аналогичный товар в произвольно выбранной третьей стране с рыночной экономикой либо на расчетной стоимости или даже на внутренней цене в стране, импортирующей аналогичные товары. При этом антидемпинговые меры являются наиболее часто используемыми, с которыми сталкиваются экспортеры из стран с переходной экономикой на основных рынках сбыта своих товаров.
Прозрачность (гласность, открытость, транспарентность) - Transparency - принцип, зафиксированный в основополагающих правовых документах ВТО и предусматривающий обеспечение свободного доступа ко всей информации, законам, административным положениям и распоряжениям, касающимся регулирования вопросов, относящихся к компетенции ВТО (например, торгово-политический режим и его обзор, торговля услугами, практика правительственных закупок, процедура рассмотрения споров). Обязательство правительств участвующих (и присоединяющихся) стран соблюдать полную гласность в действиях, имеющих отношение к международной торговле, было выработано в ходе многосторонних торговых переговоров, получило значительное развитие во время Уругвайского раунда (см.) и было закреплено в документах ВТО.
Программы развития торговли - Trade promotion programmes - директивные документы, разрабатываемые Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (см.) совместно с развивающимися странами и странами с переходной экономикой в целях укрепления их экспортного потенциала и совершенствования организации импортных операций. Предусматривают деятельность в шести направлениях:
1. Развитие экспортоориентированного производства товаров (оказание помощи отдельным предприятиям в расширении их экспортной деятельности путем освоения производства продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке).
2. Развитие системы услуг, связанных с международной торговлей, в интересах предпринимателей, занятых в сфере внешнеэкономических связей.
3. Внешнеторговая информация (создание в странах-реципиентах информационных центров для распространения информации о товарах, услугах и рынках среди предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью).
4. Подготовка специалистов (укрепление национальных учебных заведений, готовящих специалистов в области внешней торговли, и организация обучения персонала отдельных предприятий и торговых организаций).
5. Управление работой предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (консультативные услуги для государственных и частных торгово-закупочных организаций).
6. Разработка концептуальных материалов (национальных и региональных программ развития внешней торговли на основе анализа экономического потенциала страны-реципиента или ее регионов и определения ее потребностей в технической помощи).
Следует отметить, что вышеупомянутые программы разрабатываются и осуществляются в первую очередь для стран, относящихся к категории "наименее развитых".
Процедура запросов и предложений - Request and offer procedure - сложившаяся в ГАТТ и воспринятая в ВТО практика, заключающаяся в том, что каждый участник переговоров выдвигает перечни запросов, обращенных к другим участвующим странам, и уступок, которые могут быть сделаны, если запросы будут удовлетворены. Переговоры по системе "запрос-уступка" ведутся, как правило, на двусторонней основе, а достигнутые договоренности распространяются на другие страны-участницы на основе РНБ. Процедура запросов и предложений используется также и в переговорах стран-членов ВТО с государствами, намеренными присоединиться к ВТО.
Рабочая группа по вопросам взаимосвязи между торговлей и инвестициями - Working Group on the Relationship between Trade and Investment - орган, образованный по решению Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре (1996 год), признавшей важную роль прямых инвестиций в глобализации мировой экономики. Работа Группы продвигается по следующим направлениям: взаимосвязь между торговлей и инвестициями и ее воздействие на экономическое развитие и рост; анализ международных договоренностей в области инвестиций; экономические аспекты взаимосвязи между торговлей и инвестициями; целесообразность разработки в рамках ВТО договоренности по регулированию инвестиционного режима. Образование Рабочей группы представляет собой очередной шаг, предпринимаемый в рамках ВТО, по разработке торговых аспектов иностранных капиталовложений.
Размер (величина) демпинга (демпинговая маржа) - Margin of dumping (dumping margin) - в контексте Соглашения по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс - см.) величина, выражающая разность между ценой товара на внутреннем рынке страны-экспортера и экспортной ценой иностранного производителя данного товара. Соглашение устанавливает принципы "справедливого" сопоставления двух этих цен.
Расчетная стоимость - Computed value - метод определения таможенной стоимости, по которому она определяется как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки, с добавлением прибыли и общих расходов, которые обычно включаются в стоимость товара в стране-экспортере их производителем (см. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ).
Раунд тысячелетия - Millennium Round - неформальное название очередного этапа многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, начало которому должна была положить Конференция министров стран-членов ВТО в Сиэтле (США), проходившая в ноябре-декабре 1999 года. Планировалось начать переговоры по вопросам, вытекающим из договоренностей Уругвайского раунда (сельское хозяйство, услуги), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих министерских конференций, в том числе возможному включению в будущие переговоры новых сфер - проблем конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и др. В силу принципиальных разногласий между развитыми и развивающимися странами, а также между США и ЕС, конкретная повестка дня раунда и формат его проведения не были согласованы. В Сиэтле было решено продолжить обсуждение указанных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен представить свои предложения по проведению нового раунда переговоров. Эта работа продолжалась в течение всего 2000 года. На Конференции в Сиэтле российская делегация заявила о заинтересованности России участвовать в будущих многосторонних переговорах. Очередная министерская конференция, которая формально может положить начало раунду тысячелетия, должна состояться осенью 2001 года в Катаре.
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - Most Favoured Nation treatment (clause) (MFN) - принцип (положение), означающее, что товары и услуги одной страны при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны. Иными словами, РНБ представляет собой принцип недискриминации. Соглашения ВТО предусматривают изъятия из РНБ в отношении льгот и преимуществ (тарифного плана), предоставляемых государствами друг другу в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли, по линии Всеобщей системы преференций (см.) и в небольшом числе других случаев. Сфера действия РНБ в сфере ГАТС существенно уже, чем в рамках ГАТТ в силу специфичности, характерной для торговли услугами (объем торговли услугами в пределах территории одной страны превышает объем трансграничного перемещения услуг).
Решение относительно случаев, когда таможенные органы имеют основания сомневаться в достоверности или точности декларированной стоимости (Решение о переносе бремени ответственности) - Decision regarding Cases where Customs Administrations Have Reasons to Doubt the Truth or Accuracy of the Declared Value (Decision on Shifting the Burden of Proof) - документ, принятый в заключительный период Уругвайского раунда и относящийся к числу основных правовых инструментов ВТО. Представляет собой своего рода дополнение к Соглашению по применению статьи VII ГАТТ (см.), устанавливающему способы расчета таможенной стоимости. При подготовке этого Соглашения не был решен вопрос о том, кто должен доказывать справедливость указанной в таможенной декларации цены - таможня или импортер. Приведенное выше Решение переносит ответственность за доказательство правильности таможенной стоимости на импортера в случаях, когда таможня выразит сомнение в ее достоверности (например, если она подозревает, что сделка носит фиктивный характер; если в контракте содержатся положения, ограничивающие потребление товара, либо увязывающие цену товара с обязательством покупателя приобрести какой-либо другой товар; если покупатель и продавец каким-либо образом связаны друг с другом, и эта связь влияет на цену товара и т.п.). Краткое название Решения объясняется тем, что выработанное в ходе Токийского раунда ГАТТ (см. статью "Многосторонние торговые переговоры") Соглашение по данному вопросу возлагало бремя доказательства несправедливости декларированной цены на таможню.
Санитарные и фитосанитарные меры (СиФМ) - Sanitary and phytosanitary measures (SPS) - меры, необходимые для обеспечения защиты жизни и здоровья людей, животных и растений от угрозы, которую представляет использование добавок, токсинов, болезнетворных организмов, веществ, загрязняющих окружающую среду; к СиФМ относят также соответствующие стандарты, требования к упаковке и маркировке, санитарно-ветеринарные нормы. Указанные меры составляют особую группу технических мер (см.) и являются объектом регулирования специального Соглашения (см.).
Связанные (консолидированные) пошлины - duties bound (consolidated) - ставки пошлин, которые в соответствии с правилами ГАТТ нельзя повышать в одностороннем порядке. Принцип связывания ввозных таможенных пошлин относится к наиболее характерным для ВТО инструментам либерализации таможенных тарифов.
Секторальные многосторонние инициативы - Sectoral plurilateral initiatives - см. Соглашения с ограниченным числом участников.
Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг - Specific commitments (obligations) on market access - в терминах ГАТС (см.) обязательства, принимаемые страной-участницей (присоединяющейся к ВТО страной) в отдельных секторах сферы услуг. Данные обязательства принимаются в отношении всех видов услуг, оказываемых на коммерческой основе, и непосредственно определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Специфические обязательства отдельных стран суммируются в Перечнях их обязательств (см.). В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, соблюдение которых поставщиками услуг необходимо для их функционирования на рынке. При этом реально применяемый режим доступа может быть и менее ограничительным. По аналогии с импортным тарифом, обязательства по услугам связываются на определенном уровне и могут быть ужесточены только в соответствии с установленной в ГАТС процедурой, согласно которой заинтересованные страны-участницы могут потребовать компенсации в виде либерализации условий доступа в том же или других секторах. Доступ на рынок не определяется в рамках ГАТС и условно означает совокупность мер регулирования, влияющих на получение возможности предоставлять услуги.
Система пропорционального распределения голосов - Weightedvoting system - система распределения голосов между членами организации, в рамках которой члены организации могут располагать неодинаковым числом голосов в зависимости от принятых критериев распределения голосов. До 1995 года такая система существовала в рамках ГАТТ. С учреждением ВТО стал использоваться принцип "одна страна - один голос".
Смежные соглашения - Associate Agreements - соглашения, содержащие толкование или подробную регламентацию отдельных положений ГАТТ-1994 (см.), а в ряде случаев выходящие за пределы его правового поля. Представляют собой один из элементов правового фундамента всемирной торговой системы. В соответствии с принципом единого пакета (см.) подлежат обязательному соблюдению всеми странами-участницами и должны быть приняты в обязательном порядке странами, присоединяющимися к ВТО. Речь идет о соглашениях по антидемпингу, компенсационным мерам, импортному лицензированию, защитным мерам, сельскому хозяйству, техническим барьерам в торговле, торговым аспектам инвестиционных мер, текстилю и одежде, санитарным и фитосанитарным мерам, правилам происхождения, предотгрузочной инспекции, таможенной оценке.
Соглашение об упорядочении рынков - Orderly marketing arrangement - одна из основных мер "серой зоны" (см.), аналогичная добровольному ограничению экспорта (соглашению о самоограничении - self-restraint arrangement - см.). Несовместима с правилами ГАТТ и не может использоваться странами-участницами ВТО.
Соглашение по гражданской авиатехнике - Agreement on Trade in Civil Aircraft - Соглашение с ограниченным кругом участников (см.), выработанное в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (см.) и модернизированное в рамках Уругвайского раунда (см.). Создает секторальную зону свободной торговли (см.) для его участников, распространяющуюся на гражданские самолеты, вертолеты, запасные части к ним и технику, необходимую для обслуживания и подготовки летного состава. В Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам в виде замечаний сформулированы три исключения к общим ограничениям, установленным этим Соглашением относительно определения серьезного ущерба и субсидий, не дающих основания для принятия решения о судебном разбирательстве или введении компенсационной пошлины.
Соглашение по защитным мерам - Agreement on Safeguards - соглашение, смежное с ГАТТ и призванное компенсировать снижение эффективности методов защиты внутреннего рынка в условиях либерализации международной торговли. Соглашение требует от стран-участниц отказаться от практики использования мер "серой зоны" (см.), устанавливает, что государство-член ВТО вправе прибегнуть к защитным мерам путем временного повышения пошлины или квотирования импорта любого товара, если его импорт возрос в такой степени, что наносит серьезный ущерб (или таит в себе угрозу нанести такой ущерб) отрасли национального производства, производящей данный товар. Временный характер защитных мер как бы подчеркивает, что их цель состоит в содействии структурной перестройке внутреннего производства и восстановлению его конкурентоспособности. Соглашение определяет понятие "серьезный ущерб" (см.), устанавливает процедуру, регламентирующую применение защитных мер и предусматривает, что затронутые мерой страны-экспортеры могут приостановить действие торговых уступок, предоставленных стране, которая эту меру ввела, с тем чтобы восстановить баланс выгод-уступок. Со своей стороны, страна, применившая защитную меру, может предложить экспортерам, затронутым этой мерой, торговые компенсации. В целях установления контроля за применением защитных мер Соглашение предусматривает, что наблюдение за исполнением его положений осуществляет специальный орган - Комитет по защитным мерам. Меры, предусмотренные Соглашениями по текстильным изделиям и одежде и сельскому хозяйству (см.), не относятся к кругу ведения Соглашения по защитным мерам.
Соглашение по изделиям из различных видов волокон (МФА) - Multi-Fibre Arrangement (MFA) - рамочная договоренность, которую использовали развитые страны при заключении с развивающимися государствами двусторонних соглашений о торговле текстилем и одеждой. МФА, продлевавшиеся раз в пять лет, предусматривали жесткое квотирование и раздел рынка этой продукции. Соглашения нарушали правила и дух ГАТТ, запрещающего установление дискриминационных количественных ограничений импорта. В результате Уругвайского раунда (см.) было выработано Соглашение по текстилю и одежде (см.), которое заменило собой МФА. Соглашение по текстилю и одежде предусматривает поэтапное снижение ограничений в международной торговле текстильными изделиями в течение 10 лет (до 1 января 2005 года), после чего применение импортных квот прекращается.
Соглашение по информационной технологии - Information Technology Agreement (ITA), Agreement on Information Technology Products - документ, принятый на Конференции министров стран-членов ВТО в Сингапуре в 1996 году и известный также как Декларация о торговле изделиями информационных технологий (см. статью "Информационные технологии"). В Соглашении участвует 40 стран, рассматривающих в настоящее время вопрос о расширении номенклатуры изделий, торговля которыми регулируется данным правовым документом. Соглашение предусматривает ликвидацию до нуля к январю 2000 года импортных тарифов приблизительно по 300 товарным позициям (компьютеры, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение, полупроводники, научные приборы и т.п.). Следует отметить, что, несмотря на ограниченное число участников Соглашения, льготы, предоставленные ими друг другу в его рамках, распространяются на основе режима наибольшего благоприятствования (см.), на все остальные страны.
Соглашение по основным телекоммуникационным услугам - Agreement on Basic Telecommunications Services - подписано в 1998 г. в форме так называемого Четвертого протокола к ГАТС (см. статьи "Основные телекоммуникационные услуги" и "Справочный документ"). Цель этого Соглашения, относящегося к числу соглашений с ограниченным числом участников (см.), состоит в поощрении конкуренции в секторе новейших средств связи (сотовая связь; связь через спутники, вращающиеся на низких орбитах; услуги по организации видеоконференций, распространению видеофонов и мультимедийных приставок). Следует отметить, что, несмотря на ограниченное число участников Соглашения, льготы, предоставленные ими друг другу, распространяются на основе режима наибольшего благоприятствования (см.) на все остальные страны. Вместе с тем опросы, проведенные Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (см.), свидетельствуют о слабой осведомленности предприятий-экспортеров соответствующих видов услуг относительно возможностей, возникающих в результате открытия внутренних рынков для иностранной конкуренции.