Действующий
статью "Присоединяющиеся страны с переходной экономикой").
Неполнота внутреннего рынка - Incomplete market - состояние рынка страны, характеризуемое незрелостью его основных элементов. Неполнота внутреннего рынка обусловлена незавершенностью экономических, структурных и других преобразований и кризисным состоянием секторов экономики страны в сочетании с невысоким технологическим уровнем производства, искажением ценовых пропорций и рыночных ориентиров прибыльности предприятий, монополизацией отдельных отраслей, бюджетными проблемами страны. Это явление присуще экономике развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Соблюдение принципов улучшения доступа на внутренний рынок, снижения экспортных субсидий, сокращения внутренней поддержки сельскохозяйственного производства, закрепленных в правовых документах ВТО, представляет для этих стран значительную трудность, поскольку может нанести серьезный ущерб их экономике (см.
меры "серой зоны" (см.), которые в ходе Уругвайского раунда (см.) были объявлены "вне закона".
Нетарифные ограничения (меры) - Non-tariff barriers (restrictions, measures) - действия, ненаправленные на изменение ставок таможенного тарифа, но оказывающие влияние на внешнюю торговлю. Принято подразделять эти действия на две категории: меры по ограничению экспорта (количественные ограничения, лицензирование, запреты и т.п.) и меры технического характера (нормы в области здравоохранения, защиты окружающей среды, маркировки, стандарты и т.п.). В правовых документах ВТО содержатся принципы, определяющие действия стран-участниц при использовании нетарифных мер. В рамках ГАТТ насчитывается порядка 600 видов нетарифных ограничений, объединенных в 5 групп: количественные ограничения и т.п.; нетарифные сборы, налоги, финансовые меры; субсидии экспортерам и импортозамещающим производствам; ограничительная практика правительственных органов; технические барьеры в торговле. К нетарифным мерам причисляют также таможенные формальности, ведущие к задержкам таможенного оформления и дающие основания считать, что они выходят за пределы нормальной и общепринятой таможенной практики. ГАТТ в общей форме запрещает использовать меры, ограничивающие внешнюю торговлю, кроме таможенных тарифов. Из отдельных нетарифных мер более или менее полно в рамках ГАТТ регламентируются количественные ограничения, лицензирование и запреты. Вне круга ведения ГАТТ находились
уровня связывания (см.) пошлин.
Номинальный (средний) уровень ставки пошлины - Nominal (average) duty rate - размер (ставка) пошлины, указываемый в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень рассчитывается путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок). Показатель номинального уровня используется на тарифных переговорах для целей установления первоначального
Всеобщей системой преференций (см.). Согласно Общей разрешительной статье наименее развитым среди развивающихся стран может предоставляться режим, еще более льготный, чем тот, который предусмотрен Всеобщей системой преференций. В 1997 году развитые страны провели совещание на высоком уровне, посвященное инициативам по дальнейшей либерализации импорта из данной категории развивающихся стран. На совещании было решено отменить ввозные пошлины на все товары, в экспорте которых заинтересованы наименее развитые государства, а также отказаться от квотирования импорта из них.
Общая разрешительная статья - General Enabling Clause - условное название "Решения о дифференцированном и более благоприятном (льготном) режиме, взаимности и более полном участии развивающихся стран" - документа, принятого в рамках ГАТТ в 1979 году. Это решение служит правовым основанием для предоставления развитыми странами преференциального режима в отношении импорта из развивающихся стран в соответствии с
национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что участвующая (присоединяющаяся) страна по отношению к данному сектору услуг, предоставляемых указанным способом, имеет право дискриминировать услуги и их поставщиков из стран-членов ВТО, если только не приняты какие-то обязательства по доступу на рынок.
"Обязательства не принимаются" - No commitments, Unbound - условная запись в
национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что страна-участница (присоединяющаяся к ВТО страна) отмечает невозможность предоставления услуги данным способом в данном секторе (например, трансграничное оказание парикмахерских услуг).
"Обязательства не принимаются в силу физической невозможности оказания услуги" - No commitments technically feasible - условная запись в
тарифную квоту (см.), определяющую количество товара, ввозимого по низким ставкам пошлин; ввоз сверх тарифной квоты облагается по ставкам, рассчитанным методом тарификации (см.) (обязательство по текущему доступу); обязательство, принимаемое в отношении товаров, импорт которых был в прошлом незначителен из-за ограничительных импортных барьеров (обязательство по минимальному доступу); второе обязательство определяется в размере 3% от внутреннего потребления и постепенно доводится до 5%. В отношении товаров, ввозимых по второму обязательству, действуют низкие тарифные ставки. Оба обязательства действуют только в отношении стран, взявших их на себя.
Обязательства по текущему и минимальному доступу на рынок - Current and minimum access commitments - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.), обязательство стран-участниц установить
национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающие, что участвующая (присоединяющаяся) страна предоставляет национальный режим в отношении указанного способа поставки при условии сохранения за собой права применять указанные ограничения. Другие изъятия из национального режима (см.) применяться не могут (если только не зафиксированы также какие-либо ограничения в доступе на рынок).
"Обязательство с изъятиями"; "нет, кроме (за исключением и т.п.)" - Commitment with limitations; none, other than (except for, etc.) - условные записи в
ВТО (см.) и представляющий собой центральную часть механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций в рамках ВТО (см. Урегулирование споров). Генеральный совет ВТО (см.) функционирует в качестве данного органа, специально собираясь в означенном качестве для рассмотрения спорных вопросов, возникающих по любому соглашению, входящему в правовую систему ВТО.
Орган по разрешению споров - Dispute Settlement Body - орган, входящий в структуру
МФА - см.). Кроме того, все страны-участницы должны передавать в этот Орган информацию об ограничениях, которые ими осуществляются на товары, входящие в сферу действия Соглашения по текстилю и одежде. В Орган по мониторингу обращаются также страны-импортеры, намеренные ввести переходные защитные меры (см.) против стран-экспортеров, не признающих обоснованность введения таких мер. Цель обращения - добиться со стороны Органа одобрения намерения страны-импортера прибегнуть к упомянутым защитным мерам.
Орган по мониторингу текстильных товаров - Textiles Monitoring Body - входящий в структуру ВТО орган, в который все страны-участницы обязаны были представить в соответствии с Соглашением по текстилю и одежде (см.) свои десятилетние программы устранения ограничений на импорт текстильных изделий, действовавших вне рамок соглашений по изделиям из различных видов волокон (
Уругвайского раунда (см.) и составляющие правовой фундамент современной торговой системы мира. К ним относятся:
Основные правовые документы ВТО - The WTO main legal instruments - многосторонние межправительственные соглашения и договоренности, выработанные в ходе