(Действующий) Перечень терминов, краткое описание процедур и договоренностей,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Мониторинг, наблюдение - Monitoring - в рамках Соглашения о процедурах импортного лицензирования (см.) система автоматического импортного лицензирования, при которой отслеживается выдача разрешений на ввоз. Эта система позволяет постоянно контролировать ход импортных и экспортных операций. Мониторинг применяется в различных целях, например, как мера, позволяющая установить факт резкого роста импорта. Соглашение регламентирует положения, на базе которых может вводиться мониторинг. Оно содержит важный принцип, согласно которому мониторинг не должен создавать препятствий для импорта.
Национальные перечни обязательств по услугам - National Lists of commitments - построенные в соответствии со схемой обязательств ГАТС (см.) документы стран-участниц (присоединяющихся стран), которые после приведения их в соответствие с результатами переговоров и ратификации становятся неотъемлемой частью ГАТС и национального законодательства. В перечнях фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, соблюдение которых поставщиками услуг необходимо для работы на рынке. По аналогии с импортным тарифом обязательства по услугам связываются на определенном уровне.
Национальный режим - National Treatment Provision (principle) - положение, устанавливающее, что иностранные товары или услуги на территории импортирующего государства будут пользоваться тем же режимом (в области внутренних налогов и сборов, требований к качеству и сертификации товаров и услуг, а также в отношении законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю), что и национальные товары и услуги государства-импортера. Интерпретация и развитие положений, связанных с национальным режимом, содержатся в ряде протоколов и соглашений, входящих в сферу ГАТТ и выработанных в ходе многосторонних торговых переговоров. В рамках ГАТС национальный режим по своему значению превосходит РНБ и означает, что экспортеры и импортеры услуг одной страны получают на рынке другой страны в области всех законов, постановлений и административной практики режим, которым пользуются местные производители услуг на рынке данной страны. Соглашения, входящие в ВТО, предусматривают конкретные изъятия из национального режима. ГАТС, например, устанавливает, что условия предоставления режима и сектора (подсектора), в которых он будет предоставляться, согласуются в результате переговоров между странами-участницами, а также последними и присоединяющимися странами.
Недобросовестная торговая практика - Unfair trade practices - в духе соглашений, составляющих правовой фундамент всемирной торговой системы, действия, предполагающие нечестную конкуренцию с помощью субсидирования экспорта товаров либо за счет занижения их цены (демпинга). В качестве мер борьбы с такой практикой предусматривается применение компенсационных и антидемпинговых пошлин.
Неполнота внутреннего рынка - Incomplete market - состояние рынка страны, характеризуемое незрелостью его основных элементов. Неполнота внутреннего рынка обусловлена незавершенностью экономических, структурных и других преобразований и кризисным состоянием секторов экономики страны в сочетании с невысоким технологическим уровнем производства, искажением ценовых пропорций и рыночных ориентиров прибыльности предприятий, монополизацией отдельных отраслей, бюджетными проблемами страны. Это явление присуще экономике развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Соблюдение принципов улучшения доступа на внутренний рынок, снижения экспортных субсидий, сокращения внутренней поддержки сельскохозяйственного производства, закрепленных в правовых документах ВТО, представляет для этих стран значительную трудность, поскольку может нанести серьезный ущерб их экономике (см. статью "Присоединяющиеся страны с переходной экономикой").
Нетарифные ограничения (меры) - Non-tariff barriers (restrictions, measures) - действия, ненаправленные на изменение ставок таможенного тарифа, но оказывающие влияние на внешнюю торговлю. Принято подразделять эти действия на две категории: меры по ограничению экспорта (количественные ограничения, лицензирование, запреты и т.п.) и меры технического характера (нормы в области здравоохранения, защиты окружающей среды, маркировки, стандарты и т.п.). В правовых документах ВТО содержатся принципы, определяющие действия стран-участниц при использовании нетарифных мер. В рамках ГАТТ насчитывается порядка 600 видов нетарифных ограничений, объединенных в 5 групп: количественные ограничения и т.п.; нетарифные сборы, налоги, финансовые меры; субсидии экспортерам и импортозамещающим производствам; ограничительная практика правительственных органов; технические барьеры в торговле. К нетарифным мерам причисляют также таможенные формальности, ведущие к задержкам таможенного оформления и дающие основания считать, что они выходят за пределы нормальной и общепринятой таможенной практики. ГАТТ в общей форме запрещает использовать меры, ограничивающие внешнюю торговлю, кроме таможенных тарифов. Из отдельных нетарифных мер более или менее полно в рамках ГАТТ регламентируются количественные ограничения, лицензирование и запреты. Вне круга ведения ГАТТ находились меры "серой зоны" (см.), которые в ходе Уругвайского раунда (см.) были объявлены "вне закона".
Номинальный (средний) уровень ставки пошлины - Nominal (average) duty rate - размер (ставка) пошлины, указываемый в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень рассчитывается путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок). Показатель номинального уровня используется на тарифных переговорах для целей установления первоначального уровня связывания (см.) пошлин.
Общая разрешительная статья - General Enabling Clause - условное название "Решения о дифференцированном и более благоприятном (льготном) режиме, взаимности и более полном участии развивающихся стран" - документа, принятого в рамках ГАТТ в 1979 году. Это решение служит правовым основанием для предоставления развитыми странами преференциального режима в отношении импорта из развивающихся стран в соответствии с Всеобщей системой преференций (см.). Согласно Общей разрешительной статье наименее развитым среди развивающихся стран может предоставляться режим, еще более льготный, чем тот, который предусмотрен Всеобщей системой преференций. В 1997 году развитые страны провели совещание на высоком уровне, посвященное инициативам по дальнейшей либерализации импорта из данной категории развивающихся стран. На совещании было решено отменить ввозные пошлины на все товары, в экспорте которых заинтересованы наименее развитые государства, а также отказаться от квотирования импорта из них.
"Обязательства не принимаются" - No commitments, Unbound - условная запись в национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что участвующая (присоединяющаяся) страна по отношению к данному сектору услуг, предоставляемых указанным способом, имеет право дискриминировать услуги и их поставщиков из стран-членов ВТО, если только не приняты какие-то обязательства по доступу на рынок.
"Обязательства не принимаются в силу физической невозможности оказания услуги" - No commitments technically feasible - условная запись в национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающая, что страна-участница (присоединяющаяся к ВТО страна) отмечает невозможность предоставления услуги данным способом в данном секторе (например, трансграничное оказание парикмахерских услуг).
Обязательства по текущему и минимальному доступу на рынок - Current and minimum access commitments - в контексте Соглашения по сельскому хозяйству (см.), обязательство стран-участниц установить тарифную квоту (см.), определяющую количество товара, ввозимого по низким ставкам пошлин; ввоз сверх тарифной квоты облагается по ставкам, рассчитанным методом тарификации (см.) (обязательство по текущему доступу); обязательство, принимаемое в отношении товаров, импорт которых был в прошлом незначителен из-за ограничительных импортных барьеров (обязательство по минимальному доступу); второе обязательство определяется в размере 3% от внутреннего потребления и постепенно доводится до 5%. В отношении товаров, ввозимых по второму обязательству, действуют низкие тарифные ставки. Оба обязательства действуют только в отношении стран, взявших их на себя.
Обязательство повысить цену - Price undertaking - в контексте соглашений по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) и по субсидиям и компенсационным мерам (см.) - ситуация, в которой экспортер, желая избежать введения антидемпинговых или компенсационных пошлин, может принять на себя обязательство повысить цену на свою продукцию. При этом соглашения предусматривают, что такого рода обязательства могут приниматься только после установления факта ущерба национальной промышленности в результате демпинга или субсидирования экспорта. В соглашениях также устанавливается, что решение повысить цены должно приниматься добровольно, а власти страны вправе отвергнуть предложение экспортера о повышении цены ввиду слишком большого числа поставщиков, экспортирующих данный товар.
"Обязательство с изъятиями"; "нет, кроме (за исключением и т.п.)" - Commitment with limitations; none, other than (except for, etc.) - условные записи в национальных перечнях обязательств по услугам (см.), означающие, что участвующая (присоединяющаяся) страна предоставляет национальный режим в отношении указанного способа поставки при условии сохранения за собой права применять указанные ограничения. Другие изъятия из национального режима (см.) применяться не могут (если только не зафиксированы также какие-либо ограничения в доступе на рынок).
Оговорка о предельном сроке - Sunset clause - в контексте Соглашения по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс - см.) положение, согласно которому антидемпинговая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга, причем действие любой антидемпинговой пошлины должно быть прекращено через 5 лет с момента ее введения, если только власти страны не решат в ходе нового расследования, начатого по истечении этого срока, что прекращение действия антидемпинговой пошлины приведет к возобновлению демпинга и ущерба промышленности.
Ограничение перевода прибылей - Remittance restrictions - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой ограничение права иностранного инвестора переводить за границу прибыли от капиталовложений.
Ограничение производства - Manufacturing limitations - мера, запрещенная в рамках ТРИМС (см.). Представляет собой запрет предприятию производить определенную продукцию в стране-реципиенте инвестиций.
Ограничения (и условия предоставления) национального режима - Conditions and qualifications on national treatment - наименование одной из колонок в схеме обязательств по услугам (см.).
Ограничительная деловая практика - Restrictive business practices - практика предприятий (как частных, так и государственных), оказывающая негативное воздействие на условия конкуренции на рынке и международную торговлю. Принято различать четыре основных вида ограничительной деловой практики:
1. Горизонтальные ограничения (картельный сговор между конкурирующими предприятиями, выпускающими идентичные или подобные изделия).
2. Вертикальные ограничения (сговор между предприятиями в рамках технологической цепочки производства изделия).
3. Использование предприятием-монополистом выгод своего положения на рынке.
4. Слияния предприятий.
Все перечисленные элементы ограничительной деловой практики, известной также под названием "антиконкурентной практики", неоднократно обсуждались в ходе многосторонних торговых переговоров. Начиная с первого раунда этих переговоров делались попытки разработать положения, нейтрализующие негативное воздействие ограничительной деловой практики на международную торговлю. Это воздействие стало расти по мере снижения тарифных барьеров в торговле, увеличения объемов прямых иностранных капиталовложений, либерализации режима в секторах услуг и в области интеллектуальной собственности, разработки во многих странах специального законодательства по вопросам конкуренции. Ввиду сохраняющихся разногласий между странами-членами ВТО, Конференция министров этих стран в Сингапуре (1996 год) постановила всесторонне изучить данную проблему в рамках Рабочей группы по вопросам взаимосвязи между торговлей и политикой в области конкуренции (см. статью "Политика в области конкуренции").
Организации, подчиненные центральным правительственным учреждениям - Sub-central organizations - в терминах Соглашения по правительственным закупкам (см.) организации, подчиненные министерствам, агентствам, бюро, департаментам, другим центральным органам исполнительной власти, а также муниципалитеты и местные органы власти.
Орган по разрешению споров - Dispute Settlement Body - орган, входящий в структуру ВТО (см.) и представляющий собой центральную часть механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций в рамках ВТО (см. Урегулирование споров). Генеральный совет ВТО (см.) функционирует в качестве данного органа, специально собираясь в означенном качестве для рассмотрения спорных вопросов, возникающих по любому соглашению, входящему в правовую систему ВТО.
Орган по мониторингу текстильных товаров - Textiles Monitoring Body - входящий в структуру ВТО орган, в который все страны-участницы обязаны были представить в соответствии с Соглашением по текстилю и одежде (см.) свои десятилетние программы устранения ограничений на импорт текстильных изделий, действовавших вне рамок соглашений по изделиям из различных видов волокон (МФА - см.). Кроме того, все страны-участницы должны передавать в этот Орган информацию об ограничениях, которые ими осуществляются на товары, входящие в сферу действия Соглашения по текстилю и одежде. В Орган по мониторингу обращаются также страны-импортеры, намеренные ввести переходные защитные меры (см.) против стран-экспортеров, не признающих обоснованность введения таких мер. Цель обращения - добиться со стороны Органа одобрения намерения страны-импортера прибегнуть к упомянутым защитным мерам.
Основные правовые документы ВТО - The WTO main legal instruments - многосторонние межправительственные соглашения и договоренности, выработанные в ходе Уругвайского раунда (см.) и составляющие правовой фундамент современной торговой системы мира. К ним относятся:
1. (Марракешское) Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (в приложениях к которому содержатся нижеследующие соглашения и договоренности):
1. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ - 1994),
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ - 1994 (Антидемпинговый кодекс),
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ - 1994 (по таможенной оценке),
Соглашение по предотгрузочной инспекции,
Соглашение по правилам происхождения,
Соглашение по процедурам импортного лицензирования (Кодекс импортного лицензирования),
Соглашение по техническим барьерам в торговле,
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам,
Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС),
Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам,