Утративший силу
Выборы народных депутатов Российской Федерации проводятся по одномандатным территориальным и национально-территориальным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы народных депутатов Российской Федерации являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий запрещаются.
Выборы народных депутатов Российской Федерации являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Выборы народных депутатов Российской Федерации являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Голосование на выборах народных депутатов Российской Федерации является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Проведение выборов народных депутатов Российской Федерации обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Подготовка и проведение выборов народных депутатов Российской Федерации осуществляются избирательными комиссиями, трудовыми коллективами и общественными организациями открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий и списках избирателей. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов народных депутатов Российской Федерации.
Избирательные комиссии, государственные и общественные органы, трудовые коллективы предоставляют средствам массовой информации материалы, связанные с подготовкой и проведением выборов.
Статья 9. Участие граждан, трудовых коллективов и общественных организаций в подготовке и проведении выборов народных депутатов
Граждане Российской Федерации принимают участие в подготовке и проведении выборов народных депутатов Российской Федерации как через трудовые коллективы, общественные организации, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, так и непосредственно.
Трудовые коллективы и общественные организации участвуют в подготовке и проведении выборов народных депутатов Российской Федерации как через своих представителей в избирательных комиссиях, так и непосредственно.
Право выдвижения кандидатов в народные депутаты Российской Федерации принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Порядок внесения, обобщения, рассмотрения и организации выполнения наказов устанавливается законами Российской Федерации.
Лица, входящие в состав Совета Министров (Правительства) Российской Федерации, за исключением Председателя Совета Министров Российской Федерации, руководители ведомств Российской Федерации не могут быть народными депутатами Российской Федерации.
Не могут быть народными депутатами Российской Федерации Президент Российской Федерации и вице-президент Российской Федерации, а также судьи, избираемые Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации.
Полномочия народных депутатов Российской Федерации, назначенных или избранных на указанные должности, прекращаются с момента их назначения или избрания на указанные должности.
Статья 13. Расходы, связанные с выборами народных депутатов Российской Федерации. Материальное обеспечение выборов
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов Российской Федерации, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Предприятия, учреждения, организации, государственные и общественные органы на период подготовки и проведения выборов предоставляют безвозмездно в распоряжение избирательных комиссий помещения, необходимое оборудование и транспортные средства.
Финансирование или материальная поддержка кандидатов в депутаты предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами, отдельными гражданами не допускается.
Кандидаты в народные депутаты Российской Федерации, их доверенные лица и избиратели не несут расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Статья 14. Ответственность за нарушение законодательства о выборах народных депутатов Российской Федерации
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным народным депутатом Российской Федерации, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных и общественных органов, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную законом ответственность. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты.
При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Закона он предупреждается соответствующей окружной избирательной комиссией, а при повторном нарушении Центральная избирательная комиссия может по представлению окружной избирательной комиссии может отменить решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения населения соответствующего избирательного округа.
Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные и общественные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в пятидневный срок, а поступившие накануне или в день выборов - немедленно.