Действующий
В Докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе не только фактически выполненных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения территориальных программ, но и показателей качества и доступности медицинской помощи.
Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2010 год будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2011 году.
Для оценки эффективности реализации территориальных программ в 2010 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
1. Фактическое выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году
В 2010 году в Российской Федерации в государственных (находящихся в ведении субъектов Российской Федерации) и муниципальных учреждениях здравоохранения и частных медицинских организациях в рамках Программы бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 31,0 млн. человек, медицинскую помощь в дневных стационарах - 6,7 млн. человек. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 48,3 млн., число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому - свыше 1 331 миллионов. Кроме того, федеральными учреждениями здравоохранения стационарная медицинская помощь оказана 907,3 тыс. человек, медицинская помощь в условиях дневных стационаров - 44,5 тыс. человек, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 15,9 миллионов.
Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 255,0 тыс. человек, в государственных и муниципальных учреждениях субъектов Российской Федерации - 34,7 тыс. человек.
Расходы государственных источников финансового обеспечения Программы в 2010 году составили 1 449,9 млрд. рублей и возросли в текущих ценах на 22,3% по сравнению с 2008 годом (таблица 1). Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (62,7%) и средств системы ОМС (37,3%). Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу увеличились с 2008 года на 6,8% и составили в 2010 году 516,4 млрд. рублей (35,6% всех расходов).
Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за три года на 30,9% и составили в 2010 году 540,4 млрд. рублей (37,3% всех расходов).
Источники финансирования | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||
абс. данные | % | абс. данные | % | абс. данные | % | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1. Федеральный бюджет | 288,6 | 24,4 | 391,6 | 28,4 | 393,1* | 27,1 | |||
2. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 483,7 | 40,8 | 481,6 | 34,9 | 516,4 | 35,6 | |||
3. Средства системы ОМС | 412,8 | 34,8 | 505,4 | 36,7 | 540,4** | 37,3 | |||
Итого | 1 185,1 | 100,0 | 1 378,6 | 100,0 | 1 449,9 | 100,0 | |||
в % ВВП | 2,8 | - | 3,5 | - | 3,2 | - |
В 2010 году в территориальные фонды ОМС поступило средств за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения 213,3 млрд. рублей, единого социального налога и иных налоговых поступлений 179,7 млрд. рублей, прочих поступлений, включая дотации из бюджета ФФОМС, направляемые на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, 151,0 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета на финансирование Программы, увеличились за период 2008 - 2010 гг. на 36,2% и составили в 2010 году 393,1 млрд. рублей (27,1% всех расходов).
Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2010 году 3,2% (в 2008 году - 2,8%, в 2009 году - 3,5%).
Подушевые показатели финансового обеспечения Программы за счет различных источников представлены на рисунке 1. Так, в отчетном году показатель подушевого финансового обеспечения Программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 10 141,8 рублей и за период с 2008 по 2010 год в текущих ценах увеличился на 21,5%.
Рис. 1 Финансовое обеспечение Программы за период с 2008 по 2010 гг.
(рублей; в расчете на душу населения)
Показатель подушевого финансового обеспечения Программы за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС составил в 2010 году 7 392,1 рубля, что на 17,1% выше по сравнению с 2008 годом.
2. Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году
В реализации территориальных программ в 2010 году приняли участие 11,3 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2008 году - 11,6 тысяч, в 2009 году - 11,5 тысяч).
Больничные учреждения составили около половины общего числа медицинских организаций (43,4%), амбулаторно-поликлинические учреждения - 27,2%, диспансеры - 9,1%, учреждения особого типа и прочие - 5,4%, учреждения охраны материнства и детства - 4,5%, центры - 4,0%, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови и санаторно-курортные учреждения по 3,2%, (рисунок 2).
Рис. 2 Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2010 году по типам
(в % к итогу; по данным статистической формы N 62)
В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации территориальных программ, преобладали муниципальные медицинские учреждения, которые составили 55,2% общего числа организаций (6 222), медицинские учреждения субъекта Российской Федерации - 34,9% (3 928), федеральные медицинские организации, подведомственные агентствам, Российской академии медицинских наук (далее - РАМН), другим министерствам и ведомствам - 4,4% (500), медицинские организации негосударственных форм собственности - 5,5% (623) - (рисунок 3).
В 2010 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса медицинских организаций федеральной собственности (с 4,7% до 4,4%) и увеличение удельного веса медицинских организаций негосударственных форм собственности (с 4,7% до 5,5%).
Рис. 3 Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2009 и 2010 гг,. по формам собственности
(в % к итогу; по данным статистической формы N 62)
В отчетном году в системе обязательного медицинского страхования работали 72,4% медицинских учреждений и организаций, реализующих территориальные программы (в 2009 году - 70,7%). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (87,5%), среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель составил 86,6%. Доля медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, работающих в системе ОМС, была ниже (40,9%). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (99,2%) работали в системе ОМС.
В 2010 году первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений - 1 182,4 млн. на сумму 253,1 млрд. рублей), в условиях больничных учреждений (число койко-дней - 204,2 млн. на сумму 236,1 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней - 58,4 млн. на сумму 17,9 млрд. рублей). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18,7 млн. посещений на сумму 3,1 млрд. рублей.
Специализированная медицинская помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений - 148,9 млн. на сумму 41,8 млрд. рублей), в условиях больничных учреждений (число койко-дней - 186,5 млн. на сумму 298,4 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней - 16,4 млн. на сумму 8,0 млрд. рублей).
Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по Российской Федерации в целом за период 2008 - 2010 гг., представлены в таблице 2.
Нормативы объемов медицинской помощи по условиям ее предоставления и их фактическая реализация в рамках Программы за период с 2008 по 2010 гг.
(на одного жителя в год; по данным статистической формы N 62)
Условия оказания медицинской помощи | Единица измерения | Норматив по РФ на 2010 г. | Фактически выполнено в | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Скорая медицинская помощь | вызов | 0,318 | 0,343 | 0,344 | 0,336 |
2. Амбулаторная медицинская помощь | посещение | 9,500 | 9,126 | 9,314 | 9,312 |
3. Стационарная медицинская помощь | койко-день | 2,780 | 2,878 | 2,828 | 2,733 |
4. Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов | пациенто-день | 0,590 | 0,496 | 0,509 | 0,523 |
Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских учреждениях, в расчете на одного жителя (с 2,878 в 2008 году до 2,733 в 2010 году), а также увеличения объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, с 0,496 пациенто-дней на 1 жителя в 2008 году до 0,523 пациенто-дней на 1 жителя в 2010 году. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на одного жителя возросло с 9,126 в 2008 году до 9,314 в 2009 году, однако в 2010 году отмечено незначительно сокращение до 9,312 посещений на 1 жителя. Объем скорой медицинской помощи сократился с 0,343 вызова на 1 жителя в 2008 году до 0,336 вызова на 1 жителя в 2010 году.
Объем амбулаторной медицинской помощи в 2010 году не достиг норматива: число посещений на 1 жителя (9,312) и пациенто-дней в дневных стационарах (0,523) ниже соответствующих нормативов (9,5 посещений и 0,59 пациенто-дней на 1 жителя).
Впервые в 2010 году фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи (2,733 койко-дня на 1 жителя) сократился до уровня, не превышающего норматив стационарной медицинской помощи (2,78 койко-дня на 1 жителя).
Сохраняется превышение фактически выполненного объема по наиболее затратной скорой медицинской помощи по сравнению с нормативом (на 5,7 процента).
В субъектах Российской Федерации сохраняется существенная дифференциация фактических среднероссийских показателей объема медицинской помощи по условиям ее предоставления. Число посещений на одного жителя в год варьировало от 5,292 в Карачаево-Черкесской Республике до 13,307 в г. Москве, число койко-дней на одного жителя в год - от 1,757 в Республике Ингушетия до 4,458 в Сахалинской области (приложение 1).
Наиболее значительно по сравнению с предыдущим годом увеличилось подушевое финансовое обеспечение медицинской помощи в дневных стационарах (на 10,0%). Подушевые расходы на финансовое обеспечение амбулаторной медицинской помощи возросли на 8,5%, прочих медицинских и иных услуг - на 6,6%, стационарной медицинской помощи - на 5,4%. Показатель подушевого финансового обеспечения скорой медицинской помощи возрос лишь на 3,3 процента.
Подушевое финансовое обеспечение Программы в 2009 и 2010 гг. по условиям предоставления медицинской помощи
(рублей на одного жителя в год; по данным статистической формы N 62)
Условия предоставления медицинской помощи | 2009 год | 2010 год | ||
Фактический показатель | Приведенный показатель* | Фактический показатель | Приведенный показатель* | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Скорая медицинская | 440,4 | 367,9 | 455,0 | 380,1 |
2. Амбулаторная медицинская помощь | 1 900,7 | 1 587,9 | 2 063,1 | 1 723,6 |
3. Стационарная | 3 547,5 | 2 963,7 | 3 738,9 | 3 123,5 |
4. Медицинская помощь в дневных стационарах | 164,8 | 137,7 | 181,3 | 151,5 |
5. Медицинская помощь в условиях иных учреждений здравоохранения | 783,5 | 654,5 | 835,3 | 697,8 |
6. Итого | 6 836,9 | 5 711,7 | 7 273,6 | 6 076,5 |