(Действующий) Докладо реализации Программы государственных гарантий оказания...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Правительством Российской Федерации на 2010 год установлен подушевой норматив финансового обеспечения Программы в целом, в том числе базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в размере 7 633,4 рубля и 4 059,6 рубля соответственно.
Подушевой норматив финансового обеспечения Программы рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу объема по видам медицинской помощи. Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.
Установленный подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования (4 059,6 рубля) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.
Установленный Правительством Российской Федерации подушевой норматив финансового обеспечения Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (3 573,8 рубля) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).
Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги, предоставляемые лепрозориями, центрами по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профессиональной патологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, хосписами, больницами сестринского ухода, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями (отделениями, кабинетами) переливания крови, центрами планирования семьи и репродукции человека, а также осуществлялись расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.
Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) было подготовлено и направлено руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации информационное письмо "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" от 21 декабря 2009 г. N 20-0/10/2-10360, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 17 декабря 2009 г. N 12-03-08).
Годовая форма федерального государственного статистического наблюдения N 62 "Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению за 2010  год" (далее - форма федерального государственного статистического наблюдения N 62) утверждена приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 июля 2009 г. N 154.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях обеспечения унифицированного подхода к формированию и своевременному предоставлению сведений статистического наблюдения за 2010 год по форме федерального государственного статистического наблюдения N 62 подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации разъяснения по вопросам формирования и предоставления сведений об оказании и финансировании медицинской помощи населению (информационное письмо от 28 декабря 2010 г. N 20-6/10/2-12637).
Основные показатели, представленные в Докладе, рассчитаны на основе сводного годового отчета по Российской Федерации по данной форме за 2010 год.
Кроме того, при подготовке Доклада использованы информационные материалы, представленные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральным казначейством, Российской академией медицинских наук, ФФОМС, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным медико-биологическим агентством, а также органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и территориальными фондами ОМС.
В Докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе не только фактически выполненных объемов медицинской помощи и финансового обеспечения территориальных программ, но и показателей качества и доступности медицинской помощи.
Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2010 год будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2011 году.
Для оценки эффективности реализации территориальных программ в 2010 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".

1. Фактическое выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году

В 2010 году в Российской Федерации в государственных (находящихся в ведении субъектов Российской Федерации) и муниципальных учреждениях здравоохранения и частных медицинских организациях в рамках Программы бесплатно получили стационарную медицинскую помощь 31,0 млн. человек, медицинскую помощь в дневных стационарах - 6,7 млн. человек. Общее число лиц, обслуженных скорой медицинской помощью, составило 48,3 млн., число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений и на дому - свыше 1 331 миллионов. Кроме того, федеральными учреждениями здравоохранения стационарная медицинская помощь оказана 907,3 тыс. человек, медицинская помощь в условиях дневных стационаров - 44,5 тыс. человек, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составило 15,9 миллионов.
Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 255,0 тыс. человек, в государственных и муниципальных учреждениях субъектов Российской Федерации - 34,7 тыс. человек.
Расходы государственных источников финансового обеспечения Программы в 2010 году составили 1 449,9 млрд. рублей и возросли в текущих ценах на 22,3% по сравнению с 2008 годом (таблица 1). Программа финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (62,7%) и средств системы ОМС (37,3%). Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на Программу увеличились с 2008 года на 6,8% и составили в 2010 году 516,4 млрд. рублей (35,6% всех расходов).
Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за три года на 30,9% и составили в 2010 году 540,4 млрд. рублей (37,3% всех расходов).
Таблица 1

Финансирование Программы за период с 2008 по 2010 гг.
(по источникам финансирования; млрд. рублей)

Источники финансирования
2008 год
2009 год
2010 год
абс. данные
%
абс. данные
%
абс. данные
%
А
1
2
3
4
5
6
1. Федеральный бюджет
288,6
24,4
391,6
28,4
393,1*
27,1
2. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
483,7
40,8
481,6
34,9
516,4
35,6
3. Средства системы ОМС
412,8
34,8
505,4
36,7
540,4**
37,3
Итого
1 185,1
100,0
1 378,6
100,0
1 449,9
100,0
в % ВВП
2,8
-
3,5
-
3,2
-
_____________________________
* в том числе: расходы на медицинскую помощь в федеральных медицинских организациях, подведомственных Минздравсоцразвития России, ФМБА и РАМН) (101,6 млрд. рублей, включая расходы на высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь 37,2 млрд. рублей); оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (40,5 млрд. рублей); обеспечение необходимыми лекарственными препаратами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (42,5 млрд. рублей, включая субсидии на организационные мероприятия по доставке дорогостоящих лекарственных препаратов); денежные выплаты участковым и др. врачам и медицинским сестрам на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи (20,9 млрд. рублей), денежные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и учреждений скорой медицинской помощи (9,6 млрд. рублей); оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению (5,0 млрд. рублей); профилактику, выявление и лечение ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С (13,3 млрд. рублей); иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок (5,3 млрд. рублей); дополнительную диспансеризацию работающих граждан (4,2 млрд. рублей); диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, пребывающих в трудной жизненной ситуации (0,8 млрд. рублей); дополнительные медицинские осмотры граждан, работающих в отраслях с вредными и (или) опасными производственными условиями (0,4 млрд. рублей) и др.
** в том числе расходы на родовые сертификаты (16,9 млрд. рублей).
В 2010 году в территориальные фонды ОМС поступило средств за счет страховых взносов на ОМС неработающего населения 213,3 млрд. рублей, единого социального налога и иных налоговых поступлений 179,7 млрд. рублей, прочих поступлений, включая дотации из бюджета ФФОМС, направляемые на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, 151,0 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета на финансирование Программы, увеличились за период 2008 - 2010 гг. на 36,2% и составили в 2010 году 393,1 млрд. рублей (27,1% всех расходов).
Доля финансового обеспечения Программы в валовом внутреннем продукте составила в 2010 году 3,2% (в 2008 году - 2,8%, в 2009 году - 3,5%).
Подушевые показатели финансового обеспечения Программы за счет различных источников представлены на рисунке 1. Так, в отчетном году показатель подушевого финансового обеспечения Программы в целом (включая средства федерального бюджета) составил 10 141,8 рублей и за период с 2008 по 2010 год в текущих ценах увеличился на 21,5%.
1978 × 1099 пикс.     Открыть в новом окне

Рис. 1 Финансовое обеспечение Программы за период с 2008 по 2010 гг.
(рублей; в расчете на душу населения)

Показатель подушевого финансового обеспечения Программы за счет бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и средств системы ОМС составил в 2010 году 7 392,1 рубля, что на 17,1% выше по сравнению с 2008 годом.

2. Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 году

В реализации территориальных программ в 2010 году приняли участие 11,3 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2008 году - 11,6 тысяч, в 2009 году - 11,5 тысяч).
Больничные учреждения составили около половины общего числа медицинских организаций (43,4%), амбулаторно-поликлинические учреждения - 27,2%, диспансеры - 9,1%, учреждения особого типа и прочие - 5,4%, учреждения охраны материнства и детства - 4,5%, центры - 4,0%, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови и санаторно-курортные учреждения по 3,2%, (рисунок 2).
1945 × 806 пикс.     Открыть в новом окне

Рис. 2 Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2010 году по типам
(в % к итогу; по данным статистической формы N 62)

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации территориальных программ, преобладали муниципальные медицинские учреждения, которые составили 55,2% общего числа организаций (6 222), медицинские учреждения субъекта Российской Федерации - 34,9% (3 928), федеральные медицинские организации, подведомственные агентствам, Российской академии медицинских наук (далее - РАМН), другим министерствам и ведомствам - 4,4% (500), медицинские организации негосударственных форм собственности - 5,5% (623) - (рисунок 3).
В 2010 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса медицинских организаций федеральной собственности (с 4,7% до 4,4%) и увеличение удельного веса медицинских организаций негосударственных форм собственности (с 4,7% до 5,5%).
1773 × 1018 пикс.     Открыть в новом окне

Рис. 3 Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2009 и 2010 гг,. по формам собственности
(в % к итогу; по данным статистической формы N 62)

В отчетном году в системе обязательного медицинского страхования работали 72,4% медицинских учреждений и организаций, реализующих территориальные программы (в 2009 году - 70,7%). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (87,5%), среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель составил 86,6%. Доля медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, работающих в системе ОМС, была ниже (40,9%). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (99,2%) работали в системе ОМС.

3. Анализ реализации территориальных программ по видам и условиям предоставления медицинской помощи

В 2010 году первичная медико-санитарная помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений - 1 182,4 млн. на сумму 253,1 млрд. рублей), в условиях больничных учреждений (число койко-дней - 204,2 млн. на сумму 236,1 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней - 58,4 млн. на сумму 17,9 млрд. рублей). По неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях выполнено 18,7 млн. посещений на сумму 3,1 млрд. рублей.
Специализированная медицинская помощь предоставлялась в амбулаторных условиях (число посещений - 148,9 млн. на сумму 41,8 млрд. рублей), в условиях больничных учреждений (число койко-дней - 186,5 млн. на сумму 298,4 млрд. рублей), а также в условиях дневных стационаров (число пациенто-дней - 16,4 млн. на сумму 8,0 млрд. рублей).
Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках территориальных программ по Российской Федерации в целом за период 2008 - 2010 гг., представлены в таблице 2.
Таблица 2

Нормативы объемов медицинской помощи по условиям ее предоставления и их фактическая реализация в рамках Программы за период с 2008 по 2010  гг.
(на одного жителя в год; по данным статистической формы N 62)

Условия оказания медицинской помощи
Единица измерения
Норматив по РФ на 2010 г.
Фактически выполнено в
2008 г.
2009 г.
2010 г.
А
1
2
3
4
5
1. Скорая медицинская помощь
вызов
0,318
0,343
0,344
0,336
2. Амбулаторная медицинская помощь
посещение
9,500
9,126
9,314
9,312
3. Стационарная медицинская помощь
койко-день
2,780
2,878
2,828
2,733
4. Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов
пациенто-день
0,590
0,496
0,509
0,523
Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения числа койко-дней, проведенных больными в стационарных медицинских учреждениях, в расчете на одного жителя (с 2,878 в 2008 году до 2,733 в 2010 году), а также увеличения объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах, с 0,496 пациенто-дней на 1 жителя в 2008 году до 0,523 пациенто-дней на 1 жителя в 2010 году. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на одного жителя возросло с 9,126 в 2008 году до 9,314 в 2009 году, однако в 2010 году отмечено незначительно сокращение до 9,312 посещений на 1 жителя. Объем скорой медицинской помощи сократился с 0,343 вызова на 1 жителя в 2008 году до 0,336 вызова на 1 жителя в 2010 году.