(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, в Российской Федерации, а также во многих зарубежных странах находится на недостаточном уровне.
Так например, техническое обследование 265 общественных зданий в 71 городах в Испании выявили, что ни одно из обследованных зданий не соответствует параметрам доступности на 100%. В Сербии соответствие параметрам доступности колеблется в диапазоне от 40% до 60%. Имеются данные из различных стран, таких как Австралия, Бразилия, Дания, Индия, и США о подобных примерах несоблюдения правил обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры.
Индия, изложила принципы обеспечения доступности в Законе об инвалидах (1995 г.) и строительных правилах по обеспечению доступности. Доступность физического пространства была определена в качестве ключевой области для учета прав людей с ограниченными возможностями.
В период 1990 - 2003 годы в Малайзии были введены и пересмотрены стандартные своды правил по обеспечению доступности зданий и сооружений для людей с ограниченными возможностями. В 2008 году был введен Закон о людях с ограниченными возможностями. Государственными приоритетами являются повышение информированности общественности о потребностях инвалидов и поощрения молодых дизайнеров, в целях создания инновационных и инклюзивных проектов.
В Великобритании, в соответствии с Законом о дискриминации инвалидов (1995 г.), запрещается дискриминация инвалидов в сферах трудоустройства, обеспечения доступности товаров и услуг, объектов и сооружений, управления, покупки или аренды земли или имущества, образования. С 1 октября 2010 г. Закон о дискриминации инвалидов был заменен на Закон о равенстве*.
Результаты социологических исследований, проведенных на территории Российской Федерации показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными проведенного в ряде субъектов Российской Федерации анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры. Так, в Новгородской области соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности только 10 процентов таких объектов, в г. Архангельске - 13 процентов, в г. Курске - 5 процентов.
Законодательства субъектов Российской Федерации (например, законы Пермского, Ставропольского краев, Нижегородской, Самарской и Московской областей, г. Москвы и др.) создают правовую основу обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, но не решают в необходимом объеме эту проблему.
Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем, в том числе:
несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;
отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных мероприятий;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Прогноз развития рассматриваемой сферы социально-экономического развития Российской Федерации выполнен в инерционном и инновационном вариантах.
Инерционный вариант предполагает решение проблемы в соответствии со сложившейся практикой, при которой доступность среды обеспечивается в рамках отдельных мероприятий, осуществляемых федеральными и региональными органами государственной власти, либо в виде ведомственных и региональных целевых программ. Такой вариант решения проблемы наименее затратный.
Вместе с тем, как показывает практика, без тесной координации задач, решаемых федеральными и региональными органами, реализация региональных целевых программ на нормативной и ресурсной базе только самих субъектов Российской Федерации не обеспечивает коренного, комплексного решения проблем в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, поскольку в соответствии с требованиями доступности, а также с учетом обособленности субъектов Российской Федерации возникает необходимость координации на федеральном уровне правовых, организационных, финансовых и информационных вопросов.
По этим причинам инерционный вариант разработки государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является неприемлемым.
При инновационном варианте на этапе разработки Программы исходя из наиболее актуальных факторов, оказывающих прямое или косвенное негативное влияние на современное состояние доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, определены задачи Программы. Для решения этих задач разработаны мероприятия, проведена оценка потребности в необходимых ресурсах для их реализации, а также определены последовательность и сроки выполнения мероприятий.
В отношении мероприятий Программы предусматривается осуществление:
мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации мероприятий на основе системы соответствующих целевых показателей (индикаторов), обеспечивающих достижение намеченных целей;
корректировки содержания и сроков реализации указанных мероприятий, а также ресурсов, привлекаемых для их выполнения в пределах общего объема бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
Инновационный характер Программы будет обеспечиваться путем разработки и внедрения в практику новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, разработанных с учетом российского и международного опыта, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Таким образом, инновационный вариант решения проблемы обеспечит создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и положениями Конвенции Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которых вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Деятельность специализированных образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие нарушения в физическом и (или) психическом развитии: с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих), с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие) на основании заключения психолого-медико-педагогических комиссий, будет сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
По данным, представленным субъектами Российской Федерации, на начало 2009/2010 учебного года необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" созданы в 3892 региональных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в 1226 обычных образовательных учреждениях, что составляет 2,5 процента общего количества региональных и муниципальных обычных образовательных учреждений.
В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучалось более 239 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них: в обычных классах - 127,7 тысяч детей, в коррекционных классах - 111,4 тысяч детей (для сравнения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучалось 204,2 тысячи детей).
В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных образовательных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов до 10 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений).
Одним из важных направлений Программы является совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности и обеспечивают предоставление реабилитационных услуг, поскольку именно эффективность медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно интегрироваться с обществом и расширяющим доступность для них объектов и услуг.
При проведении медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных устанавливается инвалидность граждан, ее причины, сроки, время наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию.
Институционально государственная система медико-социальной экспертизы включает:
федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ФМБА России, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, а также филиалы главных бюро (бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах);
учреждения науки, специализирующиеся в области медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов - федеральные государственные учреждения "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства", "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства", "Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Федерального медико-биологического агентства".
В системе реабилитации в настоящее время осуществляют деятельность следующие федеральные организации:
федеральные государственные унитарные предприятия (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, протезно-ортопедические предприятия);
специализированные учреждения здравоохранения по профилю травматологии, ортопедии и эндопротезирования;
учреждения среднего профессионального образования для инвалидов (колледжи-интернаты, техникумы-интернаты, училище-интернат, межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха);
санаторно-курортные учреждения, в том числе детские;
государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
В работе по реабилитации инвалидов участвуют также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
Характеризуя современное состояние государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, следует отметить ряд достигнутых в последние годы позитивных результатов: