(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р

Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года".
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Государственная программа Российской Федерации
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
на период до 2020 года"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 2446-р)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года"

Ответственный исполнитель Программы
-
Министерство энергетики Российской Федерации
Соисполнители Программы
-
Министерство экономического развитияРоссийской Федерации,Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,Министерство регионального развитияРоссийской Федерации,Министерство образования и наукиРоссийской Федерации,Министерство финансов Российской Федерации
Подпрограммы Программы
-
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике";"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры";"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности";"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельском хозяйстве";
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте";"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и сфере оказания услуг";"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде";"Стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации";"Методическое, информационное и кадровое обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности"
Программно-целевые инструменты Программы
-
определение целевых индикаторов и показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности для секторов экономики, создание условий и использование механизмов стимулирования их достижения, включая стимулирование реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет софинансирования из федерального бюджета;стимулирование реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для энергоемких видов деятельности за счет предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;стимулирование реализации типовых проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет применения предусмотренных законодательством экономических механизмов, используемых преимущественно в рамках региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;финансирование образовательной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;финансирование информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования
Цели Программы
-
снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007 - 2020 годах;формирование в России энергоэффективного общества
Задачи Программы
-
существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам;снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности,пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента;совершенствование нормативной правовой базы для активизации государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций для реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;формирование механизмов стимулирования деятельности энергосервисных компаний;подготовка кадров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевые индикаторы и показатели Программы
-
обеспечение за счет реализации мероприятий Программы снижения энергоемкости валового внутреннего продукта на 13,5 процента за весь срок реализации Программы;обеспечение за счет реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 100 млн. тонн условного топлива (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу реализации Программы (к концу 2020 года)
Срок и этапы реализации Программы
-
2011 - 2020 годы, в том числе:I этап - 2011 - 2015 годы;II этап - 2016 - 2020 годы
Объемы финансирования Программы
-
средства федерального бюджета в размере 70 млрд. рублей, в том числе:I этап (2011 - 2015 годы) - 35 млрд. рублей,II этап (2016 - 2020 годы) - 35 млрд. рублей;средства бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 625 млрд. рублей, в том числе:I этап (2011 - 2015 годы) - 208 млрд. рублей,II этап (2016 - 2020 годы) - 417 млрд. рублей;средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд. рублей, в том числе:I этап (2011 - 2015 годы) - 3310 млрд. рублей,II этап (2016 - 2020 годы) - 5527 млрд. рублей.Объемы и источники финансирования уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий период бюджетного планирования
Ожидаемые результаты реализации Программы
-
обеспечение достижения за счет реализации мероприятий Программы:суммарной экономии первичной энергии в объеме 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011 - 2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);экономии природного газа в объеме 108 млрд. куб. метров на I этапе (2011 - 2015 годы) и 330 млрд. куб. метров за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);экономии электроэнергии в объеме 218 млрд. кВт х ч на I этапе (2011 - 2015 годы) и 630 млрд. кВт х ч за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);экономии тепловой энергии в объеме 500 млн. Гкал на I этапе (2011 - 2015 годы) и 1550 млн. Гкал за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);экономии нефтепродуктов в объеме 5 млн. тонн на I этапе (2011 - 2015 годы) и 17 млн. тонн за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);годового снижения выбросов парниковых газов:к 2016 году - 207 млн. тонн экв. СО2;к 2021 году - 409 млн. тонн экв. СО2;суммарного снижения выбросов парниковых газов в размере 673,5 млн. тонн экв. СО2 на I этапе (2011 - 2015 годы) и 2436 млн. тонн экв. СО2 за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);годовой экономии на приобретение всеми потребителями энергетических ресурсов:к 2016 году - 815 млрд. рублей;к 2021 году - 1728 млрд. рублей (в текущих ценах);суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергетических ресурсов в размере 2439 млрд. рублей на I этапе (2011 - 2015 годы) и 9255 млрд. рублей (в текущих ценах) за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение энергетических ресурсов для государственных (муниципальных) учреждений в размере 175 млрд. рублей на I этапе (2011 - 2015 годы) и 530 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на предоставление субсидий на приобретение энергетических ресурсов для населения в размере 82 млрд. рублей на I этапе (2011 - 2015 годы) и 260 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);поступления дополнительных сборов от уплаты организациями налога на прибыль за счет снижения энергетических затрат организаций:к 2016 году - 163 млрд. рублей;к 2021 году - 346 млрд. рублей;получения экономического потенциала увеличения доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и природного газа за счет их экономии при реализации мероприятий Программы в размере 900 млрд. рублей на I этапе (2011 - 2015 годы) и 2700 млрд. рублей за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы)

I. Характеристика текущего состояния сферы энергосбережения и уровня эффективности использования энергии в Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы

Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с планом подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р.
Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.
Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в развитых странах. Более 90 процентов мощностей действующих электростанций, 83 процентов жилых зданий, 70 процентов котельных, 70 процентов технологического оборудования электрических сетей и 66 процентов тепловых сетей было построено еще до 1990 года. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. В промышленности эксплуатируется 15 процентов полностью изношенных основных фондов.
Длительное сохранение разрыва в уровнях энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.
В 2000 - 2008 годах после долгого отставания Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости валового внутреннего продукта. За эти годы данный показатель снизился на 35 процентов, то есть в среднем снижался почти на 5 процентов в год. Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике, поскольку промышленность и жилой сектор развивались медленнее, чем сфера услуг, а в промышленности опережающими темпами росло производство менее энергоемких продуктов. "Восстановительный" рост в промышленности позволил получить эффект "экономии на масштабах производства" (экономии на условно-постоянных расходах энергии по мере роста загрузки старых производственных мощностей), но сохранил высокоэнергоемкую сырьевую специализацию и технологическую отсталость российской экономики.
В перспективе на первый план выдвигается технологическая экономия энергии, в отношении которой успехи России пока недостаточны. В 2000 - 2008 годах за счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации энергоемкость валового внутреннего продукта снижалась в среднем только на 1 процент в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах, что не позволило существенно сократить технологический разрыв с этими странами. Эффект от внедрения новых технологий частично перекрывался деградацией и падением эффективности старого изношенного оборудования и зданий.
Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,2 - 2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5 - 4 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства.
Высокая энергоемкость при росте тарифов на энергоносители затрудняет борьбу с инфляцией. Рост тарифов на энергоносители необходим для обеспечения развития топливно-энергетического комплекса. Однако рост нагрузки по оплате энергоносителей, выходящий за пределы платежной способности населения, затрудняет борьбу с бедностью, не позволяет обеспечить высокую собираемость платежей и порождает недовольство граждан. Низкая энергетическая эффективность жилищно-коммунального комплекса и бюджетной сферы ведет к высокой нагрузке коммунальных платежей на местные бюджеты, бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, что снижает финансовую стабильность.
Формирование в России энергоэффективного общества - это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути. Переход к энергоэффективному варианту развития должен быть совершен в ближайшие годы, иначе экономический рост будет сдерживаться из-за высоких цен и снижения доступности энергетических ресурсов.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов энергосбережения и повышения энергетической эффективности (приложение N 1), который составляет более 40 процентов уровня потребления энергии, приведенного в приложении N 2. Оценка дана к уровню 2007 года, как базового для Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889. В абсолютных объемах этот потенциал составляет 403 млн. тонн условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах - 420 млн. тонн условного топлива. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, прирост производства первичной энергии в России в 2008 - 2020 годах на 244 - 270 млн. тонн условного топлива.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста. Однако до настоящего времени этот источник был задействован лишь в малой степени.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования программно-целевых инструментов, поскольку:
затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан;
требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в реализации целей и задач Программы;
требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.

II. Приоритеты и цели государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации, прогноз развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Программы

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" установлена задача по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года и обеспечению рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
Основной целью Программы является снижение за счет реализации мероприятий Программы энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации на 13,5 процента, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение указанной задачи при любом сценарии развития российской экономики (приложение N 3).
Основными макроэкономическими показателями по итогам реализации Программы являются:
обеспечение снижения энергоемкости валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы не менее чем на 7,4 процента на I этапе (2011 - 2015 годы) и на 13,5 процента за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы);
обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет реализации мероприятий Программы в размере не менее 100 млн. тонн условного топлива к концу I этапа (к 2016 году) и 195 млн. тонн условного топлива к концу II этапа (к 2021 году);
обеспечение суммарной экономии энергии в размере 334 млн. тонн условного топлива на I этапе (2011 - 2015 годы) и 1124 млн. тонн условного топлива за весь срок реализации Программы (2011 - 2020 годы).

III. Конечные результаты реализации Программы

Мероприятия Программы охватывают основные отрасли экономики и социальную сферу Российской Федерации и должны стать одним из приоритетных направлений модернизации и технологического развития Российской Федерации. Реализация мероприятий Программы позволит значительно повысить уровень энергетической эффективности, необходимый для достижения темпов роста экономики, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Общий вклад Программы в экономическое развитие Российской Федерации заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, предоставляемых для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и создании условий для достижения при любом сценарии развития экономики снижения энергоемкости валового внутреннего продукта на 40 процентов в 2007 - 2020 годах. За счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации экономики и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов будут созданы дополнительные условия для повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности российской экономики, роста уровня и качества жизни населения.
Реализация мероприятий Программы не обуславливает ухудшение исходного состояния окружающей среды и не требует проведения восстановительных и рекультивационных работ.
Показатели, определяющие социально-экономическую и экологическую эффективность Программы, приведены в приложениях N 4 и 5.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы, базируется на основных положениях методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике.
Общая эффективность Программы оценивалась через интегральную оценку эффективности ее мероприятий, рассмотренных как инвестиционные проекты (приложение N 5).
Методика оценки эффективности реализации мероприятий Программы приведена в разделе XII Программы. Расчет социально-экономической эффективности осуществляется путем определения чистого дисконтированного дохода от реализации мероприятий Программы.
В результате расчета показателей общественной эффективности чистый дисконтированный доход от реализации мероприятий Программы в 2011 - 2030 годах (эффект от реализации Программы будет наблюдаться и после завершения финансирования мероприятий в рамках Программы) составит 5447 млрд. рублей, внутренняя норма доходности - 39 процентов.
В результате расчета показателей коммерческой эффективности чистый дисконтированный доход от реализации мероприятий Программы в 2011 - 2030 годах составит 724 млрд. рублей, внутренняя норма доходности - 20 процентов.

IV. Срок и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2011 - 2020 годы.
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно:
на I этапе (2011 - 2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Российской Федерации;
на II этапе (2016 - 2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Российской Федерации по энергоэффективному пути.
Параметры реализации Программы для II этапа должны быть уточнены до 1 января 2015 г. на основе результатов текущего осуществления мероприятий Программы.
Достижение целей Программы потребует реализации комплекса долгосрочных взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий с использованием межотраслевого подхода (с охватом всех секторов экономики).
Промежуточные показатели реализации этапов Программы приведены в разделе VIII Программы.