Утративший силу
СНиП 3.08.01-85 Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов
(утв. постановлением Госстроя СССР от 22 августа 1985 г. N 134)
Срок введения в действие 1 июля 1986 г.
Настоящие нормы и правила устанавливают порядок организации, производства и приемки работ по устройству и содержанию рельсовых путей строительных башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН (32,5 тс).
Требования данных норм не распространяются на рельсовые пути стреловых кранов, а также на специфические условия эксплуатации строительных башенных кранов, при которых рельсовые пути должны устраиваться по специальным проектам.
К специфическим условиям относится эксплуатация башенных кранов:
в местностях с карстовыми явлениями;
на слабых или переувлажненных грунтах и заболоченных местах;
на макропористых просадочных грунтах;
на путях со снежными балластными призмами и в районах вечномерзлых грунтов;
на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;
непосредственно на конструкциях строящихся объектов;
на участках перегона кранов от объекта к объекту;
на криволинейных участках пути.
При разработке специальных проектов должны быть учтены требования и рекомендации настоящих норм и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации башенных кранов.
Рельсовые пути башенных кранов, типы которых не указаны в настоящих нормах и правилах, следует устраивать как для кранов, имеющих аналогичные ходовую часть и нагрузку от колеса на рельс.
Элементы верхнего строения рельсовых путей, в том числе тупиковые упоры, изготовленные до введения в действие настоящих норм в соответствии с требованиями СН 78-79, допускается использовать до их полной амортизации при условии обеспечения безопасной работы кранов в соответствии с требованиями настоящих норм.
Опытная эксплуатация новых конструкций элементов верхнего строения рельсовых путей допускается по согласованию с Госстроем СССР. На согласование необходимо представлять рабочую документацию, акт испытания и расчет экономической эффективности предлагаемой конструкции.
1. Возведение земляного полотна
1.1. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу возведения земляного полотна рельсового пути.
При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового пути, разработчиком проекта производства работ или другой организацией, одной из функций которой является проектирование оснований и подземных сооружений, должен быть выполнен расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разработан специальный проект их перекрытия.
1.2. Протяженность земляного полотна рельсового пути следует принимать из условия обслуживания башенным краном всей зоны работ, предусмотренной проектом их производства. Протяженность рельсового пути должна быть не менее двух рельсовых звеньев длиной по 12,5 м.
Ширину земляного полотна В, мм, определяют по формуле (см. чертеж обязательного приложения 1)
где А - колея рельсового пути, мм;

- требуемая толщина балласта под опорными элементами, мм;
S - размер опорного элемента поперек рельсового пути, мм.
Расположение рельсового пути должно обеспечивать возможность размещения монтируемых частей крана.
1.3. Площадку рельсового пути до начала возведения земляного полотна следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда.
1.4. Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003.
Поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008-0,010 и иметь направление от строящегося объекта или котлована.
Земляное полотно, сложенное из дренирующего или скального грунта, допускается выполнять горизонтальным.
1.5. Производство работ по планировке земляного полотна допускается только при наличии проекта планировки. Планировку земляного полотна, как правило, следует начинать с участков, прилегающих к строящемуся объекту или бровке котлована.
1.6. Допускается возводить земляное полотно полностью из насыпного грунта, а также частично - из насыпного, частично - из основного грунта с откосами в месте примыкания насыпного грунта 1:1,5. В последнем случае насыпной грунт должен быть песчаным или однородным с основным.
1.7. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Толщина слоев определяется применяемыми машинами и оборудованием для уплотнения грунта.
1.8. При возведении земляного полотна из насыпного грунта не допускается:
применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;
применять недренирующий грунт (глину, суглинок) в смеси с дренирующим;
прикрывать слой высокодренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;
укладывать мерзлый грунт, а также талый в смеси с мерзлым;
вести отсыпку земляного полотна во время интенсивного снегопада без принятия мер по защите насыпного грунта от включений снега;
уплотнять грунты поливкой водой в зимнее время.
1.9. Плотность (объемный вес скелета) грунта земляного полотна должна быть,

, не менее, для:
мелких и пылеватых песков - 1,7;
супесей и суглинков - 1,65;
тяжелых суглинков - 1,55;
пылеватых суглинков - 1,5;
1.10. Проверять плотность грунта земляного полотна следует по ГОСТ 5180-84 или любым другим современным методом под обеими рельсовыми нитями. При устройстве путей с деревянными полушпалами плотность грунта следует проверять не реже чем через 12,5 м, при устройстве путей с железобетонными балками - под каждой балкой. Результаты проверки необходимо заносить в акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию.