Действующий
Изготовитель несет ответственность за выбор скорости передачи информации в бодах и за разработку БД-системы в соответствии с требованиями, указанными в стандартах, упомянутых в добавлении 6 к настоящему приложению, на которые делается ссылка в настоящем приложении. БД-система должна быть совместимой с внешним испытательным оборудованием, предназначенным для автоматического распознавания этих двух скоростей передачи данных в бодах.
Соединительный интерфейс между транспортным средством и внешним испытательным диагностическим оборудованием (например, сканирующим устройством) должен быть стандартным и отвечать всем требованиям ISO 15031-3 типа A (электропитание: 12 В постоянного тока), типа В (электропитание: 24 В постоянного тока) либо SAE J1939-13 (электропитание: 12 В или 24 В постоянного тока).
Соединительный блок устанавливается внутри транспортного средства в выемке для ног со стороны водителя в зоне, которая ограничивается по бокам стенкой транспортного средства и краем центральной консоли со стороны водителя (либо по осевой линии транспортного средства, если оно не оснащено центральной консолью), причем он не должен находиться выше нижней части рулевого колеса, когда оно установлено в наиболее низком из регулируемых положений. Соединительный блок не может ни располагаться на центральной консоли, ни быть встроенным в нее (т. е. он не должен находиться на горизонтальных плоскостях вблизи рычага переключения передач, установленного на полу, рукоятки ручного тормоза или подставки для стаканов, а также на вертикальных плоскостях вблизи ручек управления радиоприемником, кондиционером или навигационной системой). Соединительный блок должен располагаться в месте, обеспечивающем возможность его легкого распознавания и беспрепятственного доступа к нему (например, для подключения внешнего устройства). В транспортных средствах, оснащенных отдельной дверью со стороны водителя, должна обеспечиваться возможность беспрепятственной идентификации соединительного блока, а также доступа к нему для лица, находящегося в стоячем (или нагнувшемся) положении с внешней стороны двери водителя, когда она открыта.
Орган по официальному утверждению типа может одобрить, по просьбе изготовителя, альтернативное место расположения соединительного блока при условии, что к нему имеется беспрепятственный доступ и что оно защищено от любого случайного повреждения в обычных условиях эксплуатации (например, местоположение, указанное в серии стандартов ISO 15031).
Если разъем соединительного блока оборудован заглушкой либо встроен в специальный приборный кожух, то должна обеспечиваться возможность извлечения этой заглушки или снятия панели такого кожуха рукой без использования каких-либо инструментов; кроме того, это место должно быть четко обозначено буквами "БД" с целью идентификации местоположения соединительного блока.
Изготовитель может оборудовать транспортные средства дополнительными диагностическими соединителями и каналами связи для конкретных целей изготовителя, помимо обеспечения требуемых функций БД. Если дополнительный соединительный блок соответствует одному из стандартных диагностических соединителей, предусмотренных в добавлении 6 к настоящему приложению, то буквы "БД" четко проставляются только на том соединительном блоке, который предписан положениями настоящего приложения, для выделения его из числа других аналогичных соединительных блоков.
По команде сканирующего устройства производится стирание из памяти компьютера либо сброс - до значения, указанного в настоящем приложении, - следующих данных.
Данные БД | Стираемые | Сбрасываемые* |
статус индикатора сбоев | X | |
готовность БД-системы | X | |
количество часов работы двигателя с момента активации индикатора сбоев (учет в режиме постоянной работы ИС) | X | |
все ДКН | X | |
показания счетчика В1 при наибольшем количестве часов работы двигателя | X | |
количество часов работы двигателя, указанное на счетчике(ах) В1 | X | |
данные о стоп-кадрах, запрашиваемые в соответствии с настоящим приложением | X |
БД-данные не должны стираться в результате отсоединения аккумуляторной(ых) батареи(ей) транспортного средства.
На любом транспортном средстве с электронной системой ограничения выбросов должны быть предусмотрены элементы, исключающие возможность ее модификации, помимо тех видов модификации, которые санкционированы изготовителем. Изготовитель дает разрешение на модификацию, если она необходима для целей диагностики, обслуживания, осмотра, переоснащения или ремонта транспортного средства.
Любые перепрограммируемые компьютерные коды или эксплуатационные параметры не должны поддаваться подделке и должны иметь по меньшей мере уровень защиты, предусмотренный положениями стандарта ISO 15031-7 (SAE J2186) или J1939-73, при том условии, что безопасная передача данных осуществляется с использованием протоколов и диагностического соединителя, предписанных в настоящем приложении. Любые съемные калибровочные микросхемы памяти должны быть герметизированы компаундом, помещены в опломбированный кожух или защищены электронными алгоритмами и не должны поддаваться замене без использования специальных инструментов и процедур.
Программируемые при помощи компьютера и защищенные кодом эксплуатационные параметры двигателя не должны поддаваться изменению без использования специальных инструментов и процедур (например, когда речь идет о запаянных или герметизированных компаундом элементах компьютера либо об опломбированных (или запаянных) защитных кожухах компьютера).
Изготовители принимают адекватные меры для обеспечения максимальной защиты устройств, регулирующих подачу топлива, от подделки в процессе эксплуатации транспортного средства.
Изготовители могут обращаться к органу по официальному утверждению типа с просьбой об освобождении от выполнения одного из этих требований на тех транспортных средствах, которые не нуждаются в защите. К числу критериев, подлежащих оценке данным органом по официальному утверждению типа при рассмотрении вопроса об удовлетворении данной просьбы, относятся, в частности, оснащенность транспортного средства высокоэффективными микросхемами, высокие рабочие характеристики транспортного средства и предполагаемый объем продаж транспортных средств.
Изготовители, использующие программируемые системы на базе компьютерных кодов (например, электронно-перепрограммируемое постоянное ЗУ (ЭППЗУ)), должны исключить возможность самовольного перепрограммирования. Изготовители должны руководствоваться передовыми принципами защиты от вмешательства и предписывать использование защитных мер, предусматривающих электронный доступ к внешнему компьютеру, обслуживаемому изготовителем. Орган по официальному утверждению типа может официально одобрить альтернативные методы, позволяющие обеспечить адекватный уровень соответствующей защиты.
БД-система должна быть сконструирована и изготовлена таким образом, чтобы она позволяла выявлять различные типы сбоев в течение всего срока службы транспортного средства или системы двигателя.
БД-система не должна быть запрограммирована или предусматривать иную конструктивную функцию, допускающую ее частичное либо полное отключение в зависимости от срока эксплуатации и/или пробега транспортного средства в течение всего срока его службы; эта система не должна также предусматривать никаких алгоритмов либо концепций, направленных на снижение эффективности БД-системы с течением времени.
ПЗБД, относящиеся к применимым критериям мониторинга, определенным в добавлении 3 к настоящему приложению, указаны в основном тексте настоящих Правил.
Органы по официальному утверждению могут дать разрешение на временное отключение БД-системы в условиях, указанных в приведенных ниже подпунктах.
В момент официального утверждения типа изготовитель предоставляет органу по официальному утверждению типа подробное описание каждого принципа временного отключения БД-системы, а также технические данные и/или результаты инженернотехнической оценки, подтверждающие, что в применимых условиях мониторинг будет ненадежным или нецелесообразным.
Во всех случаях мониторинг возобновляется после прекращения существования условий, обосновывающих временное отключение.
Изготовители могут запрашивать разрешение на отключение функции мониторинга БД-систем в случае активации функции эксплуатационной безопасности.
На время существования сбоя БД-система может не проводить оценку мониторинга различных элементов, если такая оценка может создать риск для безопасного использования транспортного средства.
Изготовители могут запрашивать разрешение на отключение контрольно-измерительных устройств БД-системы:
Изготовитель может также запрашивать разрешение на отключение контрольно-измерительного устройства БД-системы при других температурах окружающей среды или на других высотах над уровнем моря, если было установлено, что изготовитель на основе соответствующих данных и/или результатов инженерно-технической оценки доказал, что в этих условиях диагностика будет неверной в результате воздействия на контролируемый элемент (например, в результате замерзания этого элемента или изменений, влияющих на совместимость с допусками на чувствительность датчиков).
Примечание: Оценка окружающих условий может быть произведена при помощи косвенных методов. Например, внешние температурные условия могут быть определены на основе температуры воздуха на впуске.
Изготовители могут запрашивать разрешение на отключение систем мониторинга, на работе которых сказывается низкий уровень топлива/падение давления в топливной системе или полное отсутствие топлива (например, в случае диагностики сбоев топливной системы или пропусков зажигания), с соблюдением следующих условий:
Дизель | Газ | |||
ПГ | СНГ | |||
а) | низкий уровень топлива, рассматриваемый на предмет такого отключения, не должен превышать 100 л либо 20% от номинальной емкости топливного бака в зависимости от того, какое из этих значений ниже; | X | X | |
b) | падение давления в топливном баллоне, рассматриваемое на предмет такого отключения, не должно превышать 20% от диапазона давлений в топливном баллоне, при которых возможна эксплуатация транспортного средства. | X |
Изготовители могут запрашивать разрешение на отключение систем мониторинга, на работе которых может сказаться уровень напряжения в аккумуляторной батарее транспортного средства или в бортовой сети.
В случае систем мониторинга, на работе которых может сказаться низкое напряжение в аккумуляторной батарее транспортного средства либо в бортовой сети, изготовители могут запрашивать разрешение на отключение систем мониторинга, когда напряжение в батарее или сети составляет менее 90% от номинального напряжения (т.е. 11,0 В для 12-вольтной батареи либо 22,0 В для 24-вольтной батареи). Изготовители могут запрашивать разрешение на отключение системы мониторинга при более высоком предельном значении напряжения.
Изготовитель должен доказать, что мониторинг при таком напряжении будет ненадежным и что либо транспортное средство не сможет работать продолжительное время в этих условиях, либо БД-система, осуществляющая мониторинг напряжения в аккумуляторной батарее или бортовой сети, выявит сбой, когда напряжение достигнет уровня, при котором отключаются другие контрольноизмерительные устройства.