(Действующий) Правила ЕЭК ООН N 13"Единообразные предписания, касающиеся...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
где t выражается в секундах, а представляет собой максимальную конструктивную скорость транспортного средства, выраженную в км/ч, причем верхний предел составляет 160 км/ч.
5.1.2.4 Если за один цикл торможения невозможно уложиться во время t, то производят несколько циклов торможения, причем максимальное число циклов не должно превышать четырех.
5.1.2.5 Если проводят несколько циклов испытания, то в промежутках между этими циклами подпитки от источника энергии не допускается.
Начиная со второго цикла может учитываться, когда это применимо, для второго, третьего и четвертого циклов испытания, предписанного в пункте 5.1.1 настоящего приложения, потребление энергии, соответствующее первоначальному нажатию на педаль тормоза, путем вычитания количества потребленной энергии за одно полное нажатие на педаль тормоза из количества энергии за четыре полных нажатия, предусмотренных в пункте 5.1.1.4 (а также пунктах 5.1.1.5, 5.1.1.6 и 5.1.2.6) настоящего приложения.
5.1.2.6 Считается, что параметры, предписанные в пункте 5.1.1.5 настоящего приложения, соблюдаются, если на остановленном транспортном средстве после четвертого нажатия на тормоз уровень энергии в накопителе (накопителях) превышает уровень энергии, обеспечивающий аварийное торможение груженого транспортного средства, или равняется этому уровню.
5.2 Использование силы сцепления
5.2.1 При использовании силы сцепления в антиблокировочной системе учитывается фактическое возрастание тормозного пути по сравнению с его минимальной теоретической величиной. Антиблокировочная система считается удовлетворяющей требованиям, если выполняется условие , где - реализуемое сцепление, определение которого приведено в пункте 1.2 добавления 2 к настоящему приложению.
5.2.2 Коэффициент реализуемого сцепления измеряют при начальной скорости 50 км/ч на дорожном покрытии, имеющем коэффициент сцепления в пределах от не более 0,3*(6) до приблизительно 0,8 (сухая дорога). Для устранения влияния перепадов температур в тормозной системе рекомендуется сначала определять величину , а затем коэффициент k.
5.2.3 Процедура испытания для определения коэффициента сцепления (k) и формулы расчета реализуемой силы сцепления должны соответствовать процедуре и формулам, содержащимся в добавлении 2 к настоящему приложению.
5.2.4 Использование силы сцепления в антиблокировочной системе проверяют на комплектных транспортных средствах, оборудованных антиблокировочными системами категории 1 или 2. В случае транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами категории 3, настоящему предписанию должна (должны) соответствовать лишь ось (оси), имеющая (имеющие) по крайней мере одно непосредственно управляемое колесо.
5.2.5 Соблюдение условия проверяют с использованием транспортного средства как в груженом, так и в порожнем состоянии*(7).
Испытание транспортного средства в груженом состоянии на поверхности с высоким коэффициентом сцепления может не проводиться, если предписанное усилие, прилагаемое к органу управления тормозной системы, не позволяет обеспечить полное срабатывание антиблокировочной системы.
При испытании в порожнем состоянии регулирующее усилие может быть увеличено до 100 даН, если при воздействии на орган управления с максимальным усилием*(8) антиблокировочная система срабатывает не полностью. Если величина в 100 даН недостаточна для включения системы, то это испытание может не проводиться. Для целей данного испытания в случае пневматических тормозных систем давление воздуха не должно превышать давления в отключенном состоянии.
5.3 Дополнительные проверки
При отключенном двигателе груженого и порожнего транспортного средства осуществляют следующие дополнительные проверки:
5.3.1 Колеса, непосредственно управляемые антиблокировочной системой, не должны блокироваться, когда на дорогах с покрытием, указанным в пункте 5.2.2 настоящего приложения, при начальной скорости 40 км/ч и при высокой начальной скорости, указанной в таблице ниже*(9),*(10), к педали тормозной системы резко прилагается максимальное усилие*(8):
Категория транспортного средства
Максимальная скорость при испытании
Поверхность с высоким коэффициентом сцепленияВсе категории, кроме транспортных средств категорий и в груженом состоянии0,8  км/ч
Транспортные средства категорий и в груженом состоянии0,8  км/ч
Поверхность с низким коэффициентом сцепления 0,8  км/ч
, кроме тягачей для полуприцепов0,8  км/ч
Тягачи категорий и для полуприцепов0,8  км/ч
5.3.2 Если происходит переход оси от поверхности с высоким сцеплением к поверхности с низким сцеплением при и *(11) и если при этом к органу управления прилагают максимальное усилие*(8), то непосредственно управляемые колеса не должны блокироваться. Скорость движения и момент приведения в действие тормоза рассчитывают таким образом, чтобы при полностью включенной антиблокировочной системе на поверхности с высоким сцеплением переход от одной поверхности к другой происходил в условиях, определенных в пункте 5.3.1 настоящего приложения*(10).
5.3.3 Если происходит переход транспортного средства от поверхности с низким сцеплением к поверхности с высоким сцеплением при и *(11) и если к органу управления прилагают максимальное усилие*(8), то коэффициент замедления транспортного средства должен увеличиваться до соответствующего высокого значения в течение разумного периода времени, а транспортное средство не должно отклоняться от своей первоначальной траектории. Скорость движения и момент приведения в действие тормоза рассчитывают таким образом, чтобы при полностью включенной антиблокировочной системе на поверхности с низким сцеплением переход от одной поверхности к другой происходил на скорости около 50 км/ч.
5.3.4 В случае транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами категории 1 или 2, когда правое и левое колеса транспортного средства находятся на поверхностях с различным коэффициентом сцепления ( и ) при и *(11), блокировки непосредственно управляемых колес не допускается, когда при скорости 50 км/ч к органу управления резко прилагают максимальное усилие*(8).
5.3.5 Кроме того, коэффициент торможения груженых транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами категории 1, должен - в соответствии с условиями, содержащимися в пункте 5.3.4 выше, - удовлетворять предписаниям добавления 3 к настоящему приложению.
5.3.6 Однако при проведении испытаний, предусмотренных в пунктах 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 и 5.3.5 настоящего приложения, допускается кратковременная блокировка колес. Кроме того, блокировка колес допускается в том случае, если скорость транспортного средства ниже 15 км/ч; аналогичным образом, допускается блокировка косвенно управляемых колес при любой скорости, но устойчивость и управляемость транспортного средства при этом не должны нарушаться.
5.3.7 При испытаниях, предусмотренных в пунктах 5.3.4 и 5.3.5 настоящего приложения, допускается коррекция движения с помощью рулевого управления при условии, что угол поворота рулевого колеса не превышает 120° в течение первых 2 секунд и не превышает 240° в целом. Кроме того, в начале этих испытаний продольное среднее сечение транспортного средства должно проходить через границу между поверхностями с высоким и низким сцеплением, а в ходе испытания ни одна (наружная) часть шин не должна пересекать эту границу*(7).

6. Особые предписания, касающиеся прицепов

6.1 Потребление энергии
Прицепы, оборудованные антиблокировочными системами, должны быть сконструированы таким образом, чтобы даже при полном нажатии на орган управления рабочей тормозной системы в течение определенного времени транспортное средство обладало уровнем энергии, позволяющим обеспечить его остановку на разумном расстоянии.
6.1.1 Соблюдение вышеуказанного требования проверяют согласно нижеизложенной процедуре на транспортном средстве в порожнем состоянии, находящемся на горизонтальной и прямой дороге, поверхность которой должна иметь хороший коэффициент сцепления*(12), тормоза должны быть отрегулированы с минимальным зазором, а регулировочный клапан, срабатывающий в зависимости от величины нагрузки (при наличии такового), должен оставаться в положении " с нагрузкой" на протяжении всего испытания.
6.1.2 В случае пневматических тормозных систем первоначальный уровень энергии в накопителе (накопителях) привода должен соответствовать давлению 800 кПа в соединительной головке питающего трубопровода прицепа.
6.1.3 При начальной скорости движения транспортного средства не менее 30 км/ч педаль тормозной системы должна быть выжата до отказа на период времени t = 15 с, в течение которого все колеса должны оставаться под контролем антиблокировочной системы. В ходе этого испытания подпитки накопителя (накопителей) энергии привода не допускается.
Если за один цикл торможения невозможно уложиться в период времени t = 15 с, то можно использовать последующие циклы. В ходе этих циклов подпитки накопителя (накопителей) энергии привода не допускается, при этом начиная со второго цикла необходимо учитывать дополнительное потребление энергии для питания приводов, например с помощью следующей процедуры испытания.
Давление в резервуаре (резервуарах) в начале первого цикла должно соответствовать уровню, указанному в пункте 6.1.2 настоящего приложения. В начале следующего (следующих) цикла (циклов) давление в резервуаре (резервуарах) после нажатия на педаль тормозной системы не должно быть меньше давления в резервуаре (резервуарах) в конце предыдущего цикла.
При последующем (последующих) цикле (циклах) учитывается лишь время с того момента, когда давление в резервуаре (резервуарах) было равно давлению в конце предыдущего цикла.
6.1.4 В конце торможения на остановленном транспортном средстве производят четырехкратное полное нажатие на орган управления рабочего тормоза. Во время пятого нажатия давление в функциональной цепи должно быть достаточным для обеспечения полного тормозного усилия по окружности колес, составляющего не менее 22,5% от максимальной нагрузки, приходящейся на колеса остановленного транспортного средства, без автоматического срабатывания любой тормозной системы, которая не зависит от антиблокировочного устройства.
6.2 Использование силы сцепления
6.2.1 Тормозные системы, оборудованные антиблокировочными устройствами, считаются удовлетворяющими предписаниям, если выполняется условие , где - реализуемое сцепление, определение которого приводится в пункте 2 добавления 2 к настоящему приложению. Выполнение этого условия проверяют на порожнем транспортном средстве, находящемся на горизонтальной и прямой дороге, поверхность которой имеет хороший коэффициент сцепления *(12),*(13).
6.2.2 Для устранения влияния перепадов температур в тормозной системе рекомендуется сначала определять величину , а затем коэффициент .
6.3 Дополнительные проверки
6.3.1 При скоростях, превышающих 15 км/ч, колеса, непосредственно управляемые антиблокировочной системой, не должны блокироваться, если к органу управления тормозом буксирующего транспортного средства резко прилагается максимальное усилие*(8). Соблюдение этого предписания проверяют в условиях, предусмотренных в пункте 6.2 настоящего приложения, при начальных скоростях 40 км/ч и 80 км/ч.
6.3.2 Положения настоящего пункта применяются только к прицепам, оборудованным антиблокировочной системой категории А. Если правое и левое колеса находятся на поверхностях с различными максимальными коэффициентами торможения ( и ), где
,
то блокировки непосредственно управляемых колес не допускается, когда при скорости 50 км/ч к органу управления тормозной системой буксирующего транспортного средства резко прилагается максимальное усилие*(8). Соотношение может быть установлено при помощи процедуры, указанной в пункте 2 добавления 2 к настоящему приложению, или путем соответствующих расчетов. При этом порожнее транспортное средство должно удовлетворять предписаниям добавления 3 к настоящему приложению в отношении коэффициента торможения*(13).
6.3.3 При скорости транспортного средства  км/ч допускается кратковременная блокировка непосредственно управляемых колес, а при скорости < 15 км/ч допускается любая блокировка колес. Блокировка косвенно управляемых колес допускается при любой скорости, но устойчивость транспортного средства при этом не должна нарушаться.
______________________________
*(1) Считается, что в антиблокировочные системы, оборудованные регуляторами с высокой избирательной способностью, входят как непосредственно, так и косвенно управляемые колеса; в случае систем, оборудованных регуляторами с низкой избирательной способностью, считается, что все колеса, на которые установлены датчики, являются непосредственно управляемыми.
*(2) До принятия решения о единообразных процедурах испытания изготовитель должен представлять технической службе результаты анализа возможных неисправностей привода управления и последствий этих неисправностей. Содержание этой информации рассматривается и согласовывается технической службой и изготовителем транспортного средства.
*(3) Предупреждающий сигнал может вновь загораться на остановленном транспортном средстве при условии, что при отсутствии неисправности он гаснет, прежде чем транспортное средство достигнет скорости соответственно 10 км/ч или 15 км/ч.
*(4) В соответствующих случаях в соединителе ISO 7638:2003 могут использоваться пяти- или семиштырьковые разъемы.
*(5) Считается, что устройство, изменяющее режим управления антиблокировочной системой, не подпадает под действие пункта 4.5 настоящего приложения, если при измененном режиме управления соблюдаются все требования, предусмотренные для данной категории антиблокировочных систем, которыми оснащено транспортное средство. Однако в этом случае должны соблюдаться предписания пунктов 4.5.2, 4.5.3 и 4.5.4 настоящего приложения.
*(6) До тех пор пока не будут созданы такие испытательные покрытия, по усмотрению технических служб, могут использоваться шины с предельным износом и более высокий - до 0,4 - коэффициент сцепления. Регистрируют полученные фактические величины, тип шин и характеристики покрытия.
*(7) Пока не установлена единообразная процедура испытаний, для транспортных средств, оснащенных электрическими системами рекуперативного торможения, испытания, предписываемые в этом пункте, возможно, нужно будет повторять в целях определения влияния различных значений распределения тормозного усилия, обеспечиваемых автоматическими функциями транспортного средства.